Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2013 г. N 09АП-5590/13
г. Москва |
|
04 апреля 2013 г. |
Дело N А40-74184/12-56-698 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
судей: Банина И.Н., Сазоновой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Очтовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2012 г.
по делу N А40-74184/12-56-698, принятое судьей Понамаревой Т.В.,
по иску Открытого акционерного общества "Кировское транспортное предприятие" (ОГРН 1044316524603)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
3-е лицо: Кировская область в лице Департамента финансов Кировской области,
о взыскании убытков,
при участии представителей
истца: Кемишев А.Н. по доверенности от 09.01.2013 г.
ответчика: Филатов О.С. по доверенности от 25.12.2012 г. N 01-10-08/109
третьего лица: не явка, извещен.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Кировское транспортное предприятие" просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ убытки в размере 3 243 115 рублей от перевозки федеральных льготников по разовым билетам и 768 223,80 руб. от перевозки федеральных льготников - инвалидов по зрению, а всего 4 011 338,80 руб., а также взыскать с Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области 22 019 612,38 руб. от перевозки областных льготников.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2012 г. с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Кировское транспортное предприятие" взысканы убытки в размере 3.243.115 рублей от перевозки федеральных льготников по разовым билетам и 768.223,80 руб. от перевозки федеральных льготников - инвалидов по зрению, а всего 4 011 338,80 руб.
Производство по делу в части требования ОАО "Кировское транспортное предприятие" к Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области о взыскании убытков 22.019.612,38 руб. прекращено.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В частности, заявитель жалобы указывает на то, что истец не осуществлял пассажирских перевозок в спорный период. Также отмечает, что истец завысил списочный состав инвалидов по зрению.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Иск заявлен о взыскании убытков в связи с перевозкой в 2010 году отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников, на троллейбусном транспорте истца на основании разовых проездных билетов или бесплатно.
Пунктом 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы.
Материалами дела подтверждается, что истец является коммерческой организацией, осуществляющей в 2010 г. пассажирские перевозки в городе Кирове городским электротранспортом согласно договору N 04-1386 от 30.12.2009. об оказании услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом, заключенному Администрацией муниципального образования "город Киров" (Заказчик) с ОАО "Кировское транспортное предприятие" (Исполнитель).
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем указанный Закон также предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом о федеральном бюджете на соответствующий год в составе раздела "межбюджетные трансферты" утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, распределяемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В 2010 году в соответствии с указанными нормативными актами истцом предоставлялись льготы по проезду категориям граждан, отнесенных к федеральному и региональному регистру льготников.
В соответствии со ст. 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
При этом при определении убытков на основании ст. 790 ГК РФ единая методика расчета убытков не установлена, вместе с тем данное обстоятельство не должно приводить к ограничению прав транспортных организаций на полное возмещение их расходов (убытков) на перевозку граждан, имеющих льготы и преимущества.
Поскольку ст. 7 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация как правовое и социальное государство, не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств; право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан является гарантией, носящей компенсационный характер и предоставив такое право, государство взяло на себя публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан; государством на субъект РФ возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что недостаточное выделение на указанные цели денежных средств субъекту РФ в виде субвенций влечет за собой доплату разницы за счет средств РФ и субъекта РФ.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с указанием суда первой инстанции о том, что, поскольку денежные средства на реализацию льгот по перевозке пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистр, из бюджета РФ за спорный период в достаточном количестве не передавались, возмещение истцу убытков в заявленном размере подлежит в судебном порядке.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец не осуществлял пассажирских перевозок в спорный период, опровергается материалами дела, в указанной части суд первой инстанции дал надлежащую оценку.
Рассматривая доводы, приведенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд констатирует то, что они по смыслу аналогичны доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2012 г. по делу N А40-74184/12-56-698 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.