город Москва |
|
5 апреля 2013 г. |
дело N А40-53730/12-29-491 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04.04.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.04.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений Российской академии сельскохозяйственных наук"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2012
по делу N А40-53730/12-29-491, принятого судьей Лежневой О.Ю.,
по заявлению Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений Российской академии сельскохозяйственных наук (ОГРН 1027700388066, ИНН 7727062764)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745)
третье лица: Российская академия сельскохозяйственных наук (ОГРН 1037739039062), Росимущество, Территориальное управление Росимущества по г. Москве
о признании решения недействительным, об обязании произвести государственную регистрацию прав;
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Ходаковский А.В. - по доверенности N 54/2013 от 09.01.2013;
от третьих лиц: не явились, извещены;
установил: решением арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2012 в удовлетворении заявленных Государственным научным учреждением Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений Российской академии сельскохозяйственных наук требований о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 30.11.2012 N 12/045/2011-456, 458, 459, от 08.02.2012 N 12/046/2011-204, от 10.02.2012 N 12/046/2011-780, от 20.02.2012 N 12/047/2011-326, 319, 317, 312, 306, 298 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений Российской академии сельскохозяйственных наук и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве произвести государственную регистрацию права оперативного управления Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений Российской академии сельскохозяйственных наук на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: горд Москва, улица Грина, дом 7, стр. 3, 4, 11, 16, 19, 20, 21, 22, 24, 24А, 25, отказано.
Учреждение не согласилось с выводами суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в деле участвуют Российская академия сельскохозяйственных наук, Росимущество, Территориальное управление Росимущества по г. Москве.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по мотивам, изложенным в письменных пояснениях (возражения), которые приобщены судом в материалы дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, Государственное научное учреждение Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений Российской академии сельскохозяйственных наук (учреждение) обратилось в Управление Росреестра по г. Москве (Управление) с заявлениями о регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: город Москва, улица Грина, дом 7, стр. 3, 4, 11, 16, 19, 20, 21, 22, 24, 24А, 25.
В учреждение поступили уведомления из Управления о приостановлении регистрации права оперативного управления на указанный объект недвижимого имущества от 27.12.2011 N 12/045/201-456, от 30.12.2011 N 12/046/2011-204 и от 19.01.2012 N 12/0472011-326, 319, 317, 312, 306, 298.
В ответ на сообщение о приостановлении регистрации, учреждением направлены в Управление письма с приложением дополнительных документов (от 27.901.2012 N 3913/13, от 08.02.2012 N 3913/20 и от 22.02.2012 N 3913/30), с просьбой зарегистрировать право оперативного управления на имущество.
Управлением в адрес учреждения направлены сообщения от 30.01.2012 N 12/045/2011-456, 458, 459, от 08.02.2012 N 12/046/2011-204, от 10.02.2012 N 12/046/2011-780, от 20.02.2012 N 12/047/2011-326, 319, 317, 312, 306, 298 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: город Москва, улица Грина, дом 7, стр. 3, 4, 11, 16, 19, 20, 21, 22, 24, 24А, 25.
Полагая, что решения регистрирующего органа нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Государственное научное учреждение Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений Российской академии сельскохозяйственных наук обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения регистрирующего органа соответствуют действующему законодательству.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что отказ регистрирующего органа является незаконными и не соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84, положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 26.08.1996 N 127-ФЗ и уставу Российской академии сельскохозяйственных наук, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2009 N 180. По мнению заявителя, отсутствие в настоящее время утвержденного Правительством Российской Федерации реестра федерального имущества, передаваемого Россельхозакадемии, не влечет прекращение в установленном порядке полномочий Россельхозакадемии по управлению и распоряжению, переданным ей имуществом, ссылка Управления на то, что иные документы, подтверждающие передачу помещений Российской академии сельскохозяйственных наук, в Управление не представлены, несостоятельна, поскольку право федеральной собственности на спорное имущество зарегистрировано по признаку принадлежности научно-исследовательскому учреждению Россельхозакадемии.
Из материалов дела следует, что в Управление с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления обратилось Государственное научное учреждение Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений Российской академии сельскохозяйственных наук, представив договор N II.27 от 25.04.2005 о закреплении за Государственным научным учреждением Всероссийского научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений Российской академии сельскохозяйственных наук федерального имущества на праве оперативного управления, дополнительное соглашение к договору от 03.03.2008, акты о приеме-передаче здания (сооружения) N 1 от 03.03.2008, N 9 от 03.03.2008, N 11 от 03.03.2008, N 2 от 03.03.2008, N 5 от 03.03.2008, N 10 от 03.03.2008, N 12 от 03.03.2008, N 13 от 03.03.2008, N 14 от 03.03.2008, в соответствии с которыми Российская академия сельскохозяйственных наук закрепляет за заявителем на праве оперативного управления спорное имущество.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Статьей 13 Закона о регистрации установлено, что при осуществлении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также проверка наличия иных оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно п. 2 ст. 16 названного Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
При проведении правовой экспертизы представленных заявителем документов Управлением выявлены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) нрав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
При проверке отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) по спорному объекту недвижимого имущества выявлено наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации, то есть данный объект является имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом, в том числе и передавать на праве оперативного управления созданному им учреждению.
Согласно положениям ст. 114 Конституции Российской Федерации, ст. 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью, распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, в том числе сфере управления, распоряжения федеральной собственностью, защите имущественных интересов Российской Федерации.
Из положений п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" следует, что Российская академия наук, а также отраслевые академии наук, в том числе Российская академия сельскохозяйственных наук (Россельхозакадемия) наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим им на праве оперативного управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами таких академий наук, то есть академии вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в федеральной собственности, которое закреплено за ними на праве оперативного управления.
Государственные академии наук вправе осуществлять от имени Российской Федерации полномочия учредителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений (подведомственные организации) и собственников закрепленного за ними федерального имущества, в том числе полномочия по изменению типа подведомственных им государственных учреждений, закреплению за подведомственными организациями имущества, назначению их руководителей, заключению с ними и расторжению трудовых договоров, утверждению и изменению уставов подведомственных организаций.
Порядок осуществления государственными академиями наук полномочий учредителей подведомственных организаций и собственников закрепленного за ними федерального имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.
Реестры федерального имущества, передаваемого государственным академиям наук, а также перечни подведомственных организаций, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Российская академия сельскохозяйственных наук вправе осуществлять от имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в ее оперативном управлении, либо в оперативном управлении подведомственных ей организаций, а также имущества, внесенного Правительством Российской Федерации в реестр федерального имущества, передаваемого Россельхозакадемии.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1102-р утвержден перечень организаций, подведомственных Российской академии сельскохозяйственных наук, среди которых указана Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук.
Вместе с тем, заявленные к регистрации помещения, расположенные по адресу: город Москва, улица Грина, дом 7, стр. 3, 4, 11, 16, 19, 20, 21, 22, 24, 24А, 25, в реестре федерального имущества, передаваемого РАСХН, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2445-р в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 417-р, отсутствовали.
Иные документы, свидетельствующие о наделении Россельхозакадемии полномочиями собственника в отношении спорных помещений с правом закрепления на праве оперативного управления за заявителем, в Управление не представлены.
На основании п. 3 ст. 8 и п. 1 ст. 19 Закона о регистрации, для получения дополнительной информации и принятия решения по делу, регистрирующим органом направлены соответствующие запросы в ТУ ФАУГИ в г. Москве и ФАУГИ, государственная регистрация прав приостановлена.
Поскольку после истечения срока приостановления регистрации замечания, указанные в уведомлении о приостановлении, не исправлены, ответы на запросы государственного регистратора от ТУ ФАУГИ в г. Москве и ФАУГИ в срок, на который приостанавливалась государственная регистрация, не поступили, Управлением отказано в регистрации права оперативного управления заявителя на спорные объекты недвижимости на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, документы, подтверждающие наделение Россельхозакадемии полномочиями собственника в отношении спорных помещений).
Деятельность регистрирующего органа предполагает анализ оснований возникновения, наличия права, в том числе и наличие соответствующих полномочий у лица (Россельхозакадемии), выдавшего правоустанавливающий документ (договор N ХI-3 от 12.07.2000, дополнительное соглашение N 1 от 12.07.2000 к договору N ХI-3 и дополнительное соглашение N 2 от 04.04.2011), в соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 Закона о регистрации (правоустанавливающий документ должен иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц).
Ссылка заявителя на отсутствие в настоящее время реестра федерального имущества, передаваемого РАСХН, поскольку указанный реестр утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2445-р, а в него на основании 5 распоряжений Правительства Российской Федерации (от 10.09.2012 N 1653-р, от 02.04.2012 N 435-р, от 03.03.2012 N 309-р, от 24.10.2011 N 1865-р, от 16.03.2011 N 417-p) вносились соответствующие изменения, обоснованно отклонена, поскольку в указанных распоряжениях Правительства Российской Федерации спорные объекты отсутствуют.
Также обоснованно отклонена ссылка заявителя на нахождение имущества на его балансе и его учет в реестре федерального имущества, который ведет ТУ ФАУГИ в г. Москве, поскольку данный факт не является доказательством наличия права оперативного управления.
Согласно ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
Исходя из положений п. 2 ст. 8 и п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления на недвижимое имущество относится к вещным правам, подлежащим государственной регистрации и возникающим с момента их государственной регистрации.
Согласно договора N II.27 от 25.04.2005 на праве оперативного управления за заявителем закреплено имущество, находящееся на балансе с 2005, то есть после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Однако, поскольку право оперативного управления заявителя, либо Россельхозакадемии на спорный объект не зарегистрировано, оно не считается имуществом, находящимся в оперативном управлении организации (ГУ ВИЛАР), подведомственной Россельхозакадемии, или имуществом, находящемся в оперативном управлении Россельхозакадемии.
Следовательно, отсутствуют основания того, что Россельхозакадемия вправе осуществлять полномочия собственника (Российской Федерации) по закреплению спорного имущества за заявителем.
Нахождение спорного имущества во владении заявителя не имеет правового значения, поскольку право оперативного управления на недвижимое имущество возникает и прекращается с момента государственной регистрации, а не с момента передачи имущества.
Таким образом, предоставленный заявителем пакет документов не подтверждает факт возникновения права заявителя на объект, подлежащий регистрации.
Ссылка заявителя на судебные акты судов по иным делам отклоняется судом апелляционной инстанции. Принятие судебных актов по другим спорам не свидетельствует о преюдициальном значении этих судебных актов применительно к рассматриваемому спору. Арбитражный суд при рассмотрении дела не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых спорных отношений и толковании правовых норм.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2012 по делу N А40-53730/12-29-491 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53730/2012
Истец: ГНУ Всеросийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений Российской академии сельскохозяйственных наук, ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений Российской академии сельскохозяйственных наук
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: Российская академия сельскохозяйственных наук, РФ в лице Федерального агенства по управлению государственным имуществом (Росимущество), Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в городе Москве, ТУ Росимущество в г. Москве, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом