г. Киров |
|
12 апреля 2013 г. |
Дело N А31-7368/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя-Цыплакова А.В., действующего на основании доверенности от 01.03.2012;
представителя ответчика-Разгуляева И.В., действующего на основании доверенности от 02.02.2013;
представителя третьего лица-Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества г. Костромы- Виноградова Д.Ю. действующего на основании доверенности от 05.12.2012;
представителя третьего лица-Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области- Меднис К.Л., действующего на основании доверенности от 25.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.12.2012 по делу
N А31-7368/2012, принятое судом в составе судьи Сергушовой Т.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геология и бизнес" (ИНН 4401085880, ОГРН 1084401001541)
к Администрации города Костромы (ИНН 4401024888, ОГРН 1024400534619),
третьи лица: Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества г. Кострома, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Геология и бизнес" (далее - заявитель, ООО "Геология и бизнес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными постановления Администрации города Костромы (далее - ответчик, Администрация) от 03.07.2012 N 1382 "Об отмене градостроительного плана земельного участка N 00000000002228 и постановления Администрации города Костромы от 28.12.2011 N 2964, а также постановления Администрации от 03.07.2012 N 1383 "Об отмене разрешения N RU 44328000-39 от 30.01.2012 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а".
Решением Арбитражного суда Костромской области от 06.12.2012 заявленные требования Общества удовлетворены частично. Суд признал постановление Администрации от 03.07.2012 N 1383 недействительным, в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления Администрации от 03.07.2012 N 1382 отказал.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительным постановления Администрации от 03.07.2012 N 1383 "Об отмене разрешения N RU 44328000-39 от 30.01.2012 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а".
Администрация указывает на то, что в связи с установлением после выдачи разрешения на строительство фактов, препятствующих выдаче разрешения на строительство, принятые постановления были отменены Администрацией в порядке самоконтроля. По мнению ответчика представленный в Администрацию договор на право пользования земельным участком (для строительства многоквартирного жилого дома) не является правоустанавливающим документом, который имеется в наличии у уполномоченного органа государственной власти Костромской области (для строительства спортивно-оздоровительного комплекса). Администрация считает, что выдача разрешения на строительство без проведения публичных процедур на правообладание земельным участком нарушает права и законные интересы других лиц, потенциальных участников рыночных отношений в сфере строительства жилья (конкурентов), в связи с чем принятый правовой акт Администрации соответствует закону. По мнению ответчика, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление направлено на прекращение зарегистрированного права собственности Общества на незавершенный строительством объект не обоснован.
Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества г. Костромы в отзыве на апелляционную жалобу просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
ООО "Геология и бизнес" и Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений о рассмотрении судебного акта в обжалуемой части до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку возражений на рассмотрение судебного акта в части удовлетворенного требования не поступило, законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костиромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ только в части удовлетворения заявленного Обществом требования.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.11.2008 ООО "Геология и бизнес" по договору купли-продажи приобрело объект незавершенного строительства нежилого здания, общей площадью застройки 777,8 кв.м, степень готовности 6%, лит.А., адрес объекта: г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а.
16.09.2009 между Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области, ООО "Геология и бизнес", ЗАО "Лотос Голд" подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 21.06.2007 N Д.0523.3, предоставленного в аренду для строительства спортивно-оздоровительного комплекса, в соответствии с которым права арендатора земельного участка переданы ООО "Геология и бизнес" (т. 1, л.д.45, 53).
21.12.2011 ООО "Геология и бизнес" обратилось в Администрацию г. Костромы с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по адресу г.Кострома, ул. Индустриальная, 11а.
28.12.2011 Администрацией было издано постановление N 2964 "О признании утратившими силу Градостроительного плана земельного участка N RU44328000-000000000001822" и постановления от 26.04.2011 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: Костромская область, город Кострома, ул. Индустриальная, 11а" (т. 1, л.д.11).
Заявителю был выдан новый градостроительный план земельного участка по указанному адресу (т. 1, л.д.12).
Получив 28.12.2011 градостроительный план земельного участка на строительство многоквартирного жилого дома, ООО "Геология и бизнес" 27.01.2012 обратилось в Администрацию города Костромы с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу г. Кострома, ул. Индустриальная, д. 11а.
30.01.2012 Администрацией было выдано разрешение N RU44328000-39 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом" (площадь земельного участка - 1910,83 кв.м: общая площадь здания - 2207.64 кв.м; количество квартир -33; количество этажей -3; высота здания -1.1,05 м; строительный объем здания -11727,62 куб.м; в том числе подземной части -1959,76 куб.м.; количество очередей (пусковых комплексов) объекта капитального строительства - 1), расположенного по адресу: 156000, Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, дом 11а (т.1, л.д.16). Срок действия разрешения установлен до 26.12.2012.
13.06.2012 Управлением Росреестра по Костромской области выдано свидетельство о праве собственности ООО "Геология и бизнес" на объект незавершенного строительства - жилой дом, степень готовности - 65%, расположенный по вышеуказанному адресу, основание для регистрации - договор купли-продажи от 17.11.2008 и разрешение на строительство от 30.01.2012 (т. 1, л.д. 44).
Постановлением Администрации от 03.07.2012 N 1382 на основании договора аренды земельного участка от 21.06.2007 N Д.0523.3, заключенного между Департаментом государственного имущества и культурного наследия Костромской области и ООО "Геология и бизнес", расположенного по адресу: г. Кострома, улица Индустриальная, 11а, предоставленного для строительства спортивно-оздоровительного комплекса и в соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 42, 44 (далее - ГСК РФ), ч.1 ст. 57 Устава города Костромы, отменены со дня принятия градостроительного плана земельного участка N 00000000002228, постановление Администрации от 28.12.2011 N 2964 "О признании утратившими силу градостроительного плана земельного участка N RU 44328000-000000000000Т822, а также постановление Администрации от 26.04.2011 N 769 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Индустриальная, 11а" и утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а" (т. 1, л.д. 9).
Постановлением Администрации от 03.07.2012 N 1383 на основании заключенного договора аренды земельного участка от 21.06.2007 NД.0523.3 между Департаментом государственного имущества и культурного наследия Костромской области и обществом с ограниченной ответственностью "Геология и бизнес", расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а, предоставленного для строительства спортивно-оздоровительного комплекса в соответствии с ч. 1 ст. 51 ГСК РФ и ст.ст. 42, 44, ч. 1 ст. 57 Устава города Костромы, отменено разрешение N RU 44328000-39 от 30.01.2012 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а со дня его выдачи (т. 1, л.д. 10).
Полагая, что постановления Администрации от 03.07.2012 N N 1382, 1383 являются незаконными, ООО "Геология и бизнес" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь положениями ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что постановление Администрации от 03.07.2012 N 1383 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ООО "Геология и бизнес", в связи с чем признал данное постановление недействительным. В отношении оспариваемого постановления Администрации от 03.07.2012 N 1382 суд не установил оснований для признания его недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон третьих лиц, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГСК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Согласно ч. 4 ст. 51 ГСК РФ разрешение на строительство по общему правилу выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Согласно ч. 21.1 ст. 51 ГСК РФ действие разрешения на строительство может быть прекращено на основании решения уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления в следующих случаях:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, по смыслу приведенной нормы ч. 21.1 ст. 51 ГСК РФ, имеющей императивный характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство объекта капитального строительства, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что при отсутствии какого-либо из названных оснований решение о прекращении действия выданного застройщику разрешения на строительство не может быть принято.
Как следует из содержания признанного арбитражным судом первой инстанции недействительным постановления Администрации от 03.07.2012 N 1383 выданное ООО "Геология и бизнес" разрешение N RU 44328000-39 от 30.01.2012 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, 11а", было отменено со ссылкой на ч. 1 ст. 51 ГСК РФ и на договор аренды земельного участка N Д.0523.3 от 21.06.2007, согласно которому ООО "Геология и бизнес" был предоставлен в аренду земельный участок по указанному адресу для строительства спортивно-оздоровительного комплекса. В апелляционной жалобе Администрация в обоснование законности указанного постановления ссылается на наличие у нее предусмотренного ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Закон N 131-ФЗ) права на отмену изданных (принятых) муниципальных правовых актов и на то, что выданное ООО "Геология и бизнес" разрешение на строительство жилого дома не соответствует целевому назначению предоставленного данному юридическому лицу в аренду земельного участка, а именно строительству спортивно-оздоровительного комплекса. Вместе с тем, постановление Администрации от 03.07.2012 N 1383 не содержит ссылок на нормы ч. 21.1 ст. 51 ГСК РФ, предусматривающие исчерпывающий перечень оснований для принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство. Ссылка ответчика на незаконность выдачи ООО "Геология и бизнес" разрешения на строительство в связи с его несоответствием целевому назначению земельного участка, предоставленного для строительства иного объекта капитального строительства, не может быть принята, поскольку такое основание отсутствует в перечне, предусмотренном ч. 21.1 ст. 51 ГСК РФ. Имеющееся у Администрации предусмотренное общей нормой ст. 48 Закона N 131-ФЗ право на отмену изданных ранее муниципальных правовых актов не может реализовываться произвольно. В случае если специальными правовыми нормами определены конкретные основания для издания определенных муниципальных правовых актов, в том числе актов, отменяющих ранее изданные акты, такие акты могут быть изданы только при наличии указанных оснований. К числу названных муниципальных правовых актов относятся и решения органов местного самоуправления о прекращении действия ранее выданных разрешений на строительство, которые могут быть приняты только при наличии оснований, перечисленных в ч. 21.1 ст. 51 ГСК РФ.
С учетом вышеизложенного оспариваемое постановление Администрации от 03.07.2012 N 1383 не соответствует положениям ч. 21.1 ст. 51 ГСК РФ и, кроме того, нарушает права ООО "Геология и бизнес" в сфере предпринимательской деятельности. Отмена Администрацией выданного заявителю разрешения на строительство N RU 44328000-39 от 30.01.2012, во-первых, может повлечь аннулирование зарегистрированного права собственности ООО "Геология и бизнес" на объект незавершенного строительства-многоквартирного жилого дома, а, во-вторых, создает ему препятствия для завершения строительства данного объекта и сдачи его в эксплуатацию.
При указанных обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции имелись предусмотренные ч. 2 ст. 201 АПК РФ основания для признания постановления Администрации г. Костромы от 03.07.2012 N 1383 недействительным. В этой связи решение Арбитражного суда Костромской области от 06.12.2012, принятого по настоящему делу, в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Костромы- без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 06.12.2012 по делу N А31-7368/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-7368/2012
Истец: ООО "Геология и бизнес"
Ответчик: Администрация г. Костромы
Третье лицо: департамент имущественных и земельных отношений КО, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства и архитектуры и муниципального имущества, Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества г. Кострома, Администрация г. Костромы, Администрация города Костромы в лице Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы