г. Чита |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А10-3385/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2013 года по делу N А10-3385/2012 по заявлению Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (ИНН 0317001532 ОГРН 1020300796526 адрес места нахождения: 671710 Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, п. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 125) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (ИНН 0326010491 ОГРН 1020300982790 адрес места нахождения: 670000 г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 57) о признании недействительным предписания N АВЗТ-029/10 от 15.05.2012 г.,
(суд первой инстанции судья Пунцукова А. Т.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьего лица - МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством": не явился,
установил:
Администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (далее Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (далее Росприроднадзор, административный орган) о признании недействительным предписания N АВЗТ-029/10 от 15.05.2012 г. об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Решением суда первой инстанции от 22 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о том, что Администрация, как орган управления муниципального образования, является субъектом, в отношении которого может быть вынесено обжалуемое предписание.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что оспариваемое предписание неправомерно адресовано Администрации, поскольку деятельность по обращению с отходами осуществляется комитетом по управлению муниципальным хозяйством.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, заинтересованное лицо заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, на основании приказа руководителя Росприроднадзора N АВЗТ-029 от 10.04.2012 г. должностными лицами административного органа в период с 16 по 20 апреля 2012 года проведена плановая проверка деятельности Администрации по соблюдению требований экологического законодательства.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении Администрацией хозяйственной деятельности по эксплуатации административного здания образуются следующие виды отходов производства и потребления:
- 1 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак);
- 4 класса опасности (отходы из выгребных ям жидкие; мусор от бытовых помещений организаций несортированный);
- 5 класса опасности (отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, смёт с территории).
По результатам проверки составлен Акт N АВЗТ-029 от 15.05.2012 г., согласно которому Администрацией допущены следующие нарушения:
- не разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- лимит на размещение отходов для Администрации не установлен;
- не представлен статистический отчёт по форме 2-ТП (отходы) за 2011 год;
- паспорта на отходы I-IV классов опасности, образующиеся в результат деятельности Администрации, не составлены;
- отсутствует приказ о назначении лица, допущенного к работе с опасными отходами и прошедшего профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами;
- Администрацией как собственником объектов размещения отходов (полигонов ТБО п. Нижнеангарск, п. Новый Уоян) не организовано ведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях вышеуказанных объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
- Администрацией, как собственником объектов размещения отходов, не обеспечено внесение в Государственный реестр объектов размещения отходов сведений о полигонах ТБО п. Нижнеангарск и п. Новый Уоян;
- Муниципальное имущество - Полигон ТБО п. Нижнеангарск и Полигон ТБО п. Новый Уоян не закреплено за каким-либо юридическим лицом;
- в 2011 году и за истекший период 2012 года не произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренный приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
На основании результатов проверки должностным лицом административного органа выдано предписание N АВЗТ-029/10.
Указанным предписанием N АВЗТ-029/10 от 15.05.2012 г. Администрации предписано в срок до 20.07.2012 г. произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) за 2011 год, 1 и 2 кварталы 2012 года, согласовать с Управлением Росприроднадзора по РБ, внести плату в бюджет.
Не согласившись с предписанием административного органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со статьей 11, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно п. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе деятельности которых образуются от ходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Из материалов дела следует и по существу не опровергается заявителем, что договоры на оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов на 2012 год заключены от имени МАУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством", хотя здание Администрации МО "Северо-Байкальский район" не передано в оперативное управление Комитету.
В реестре муниципального имущества административное здание по адресу: п. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 125, указано как объект, собственником которого является Администрация МО "Северо-Байкальский район". Пользователями указанного здания являются как МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством", МКУ "Финансовое управление МО "Северо-Байкальский район", ИП Баязитова К. А. так и Администрация МО "Северо-Байкальский район".
Вступившим в законную силу Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 года по делу N А10-2475/2012 установлено и из материалов дела следует, что Администрация осуществляет хозяйственную деятельность по эксплуатации административного здания, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, п. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 125. В процессе указанной деятельности Администрации образуются отходы производства и потребления в виде жидких отходов из выгребных ям, мусора от бытовых помещений, отходов бумаги и картона, смёта с территории, а так же ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак.
Так как, отходы производства и потребления образуются, в том числе, в процессе деятельности Администрации, следовательно, она является субъектом рассматриваемых правоотношений и на ней лежит обязанность по соблюдению выше указанных норм права, как на лице, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образуются отходы.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 г. установлено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в качестве которого признается календарный квартал.
Материалами административного производства установлено, что в 2011 году Администрацией вывезено 23 куб.м. твердых бытовых отходов и 49,25 куб.м. жидких бытовых отходов в соответствии с договором от 01.01.2011 с ООО "Управляющая компания "Молокон". За период с января по март 2012 года вывезено 6,0 куб.м. твердых бытовых отходов и 29,75 жидких бытовых отходов в соответствии с договорами от 01.01.2012 г. с ООО "Байкальский северный транзит" (договор на оказание услуг по вывозу ТБО N Т-14/12, договор на оказание услуг по вывозу ЖБО N Ж-14/12).
Однако, в нарушение требований законодательства Администрация в 2011 году и за истекший период 2012 года не произвела расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Факт допущенного Администрацией нарушения, указанного в спорном предписании N АВЗТ-029/10 от 15.05.2012 г. подтверждается вступившим в законную силу Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 года по делу NА10-2475/2012 и по существу заявителем не оспаривается.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое предписание неправомерно адресовано Администрации, так как она не осуществляет специализированную деятельность по обращению с отходами, а деятельность по обращению с отходами осуществляется комитетом по управлению муниципальным хозяйством, поскольку указанный довод опровергается выводами, изложенными в Постановлении Президиума ВАС РФ N 709/11 от 12.07.2011 г.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2013 года по делу N А10-3385/2012, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2013 года по делу N А10-3385/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3385/2012
Истец: Администрация муниципального образования Северо-Байкальский район Республики Бурятия
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным хозяйством