г. Москва |
|
15 мая 2013 г. |
Дело N А41-43451/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Перкиной Ю.В.,
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Ирины Сергеевны Перваковой: Артемов Г.А., доверенность от 15.09.2011 г.;
от Администрации городского поселения Озеры: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Перваковой Ирины Сергеевны на решение Арбитражного суда Московской области от 10.01.2013 г. по делу N А41-43451/12, принятое судьей Л.В.Федуловой, по заявлению ИП Перваковой И.С. к Администрации городского поселения Озеры (ОГРН 1075033000503; ИНН 5033011127) о понуждении заключить договор купли - продажи.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ирина Сергеевна Первакова (далее - ИП Первакова И.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского поселения Озёры Московской области (далее - Администрация) с требованием обязать Администрацию городского поселения Озёры заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 600 кв.м., находящегося по адресу: Московская область, г.Озёры, ул.Свердлова, д.51, по цене 16026 руб.
Решением суда от 10.01.2013 г. по делу N А41-43451/12 в заявленных ИП Перваковой И.С. требованиях отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области, индивидуальный предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Администрацией нарушены требования ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой установлен порядок приобретения прав на земельный участок, находящийся в муниципальной или государственной собственности. При оформлении данного земельного участка Администрацией в августе 2011 года в нарушение законодательства, не было проведено согласование границ со смежниками, а адрес в графе объект права указан ему не принадлежащий.
По мнению предпринимателя, суд не учёл то обстоятельство, что оформление земельного участка Администрацией производилось с нарушением законодательства и с ущемлением прав собственника здания, находящегося на данном участке.
Судом не учтено, что земельный участок не может быть сформирован без согласования с Администрацией.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав представителя индивидуального предпринимателя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ИП Перваковой И.С. и отмены решения суда первой инстанции.
Материалами дела установлено: ИП Первакова И.С. является собственником объекта недвижимости - нежилого здания, общей площадью 48,5 кв.м., инв.N 183:058-2537, лит.Б, б, адрес объекта: Московская область, г.Озёры, ул.Свердлова, д.51 (л.д.18).
17.05.2012 г. предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (л.д.42). Площадь испрашиваемого земельного участка в размере 600 кв.м. Первакова И.С. обосновала необходимостью размещения предприятия централизованного выполнения заказов.
Письмом от 14.06.2012 г. N 223/1-20 Главы городского поселения Озёры Московской области в предоставлении земельного участка в собственность площадью 600 кв.м. отказано (л.д.41).
В письме указывается, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, находящегося в собственности городского поселения Озёры, используемого в качестве кладбища, расположенного по адресу: г.Озёры, ул.Свердлова, д.51. Также указывается на то, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь, необходимую для использования объекта недвижимости, принадлежащего предпринимателю на праве собственности.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с законом Московской области от 26 декабря 2007 г. N 227/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Озёрским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" общественное городское кладбище, расположенное по адресу: г.Озёры Московской области, ул. Свердлова, д.51 и находящееся на земельном участке площадью 14,1 га, передано из собственности Озёрского муниципального района в собственность городского поселения Озёры (л.д.68, 69).
На земельный участок, на котором находится кладбище, в установленном порядке зарегистрировано право муниципальной собственности городского поселения, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д.71). Вид разрешенного использования участка - под кладбище. Законность перехода кладбища из собственности Озёрского муниципального района в собственность городского поселения Озёры и регистрация права на земельный участок под кладбище проверены и подтверждены вступившим в законную силу решением Озёрского городского суда от 26.04.2012 г. (л.д.85-90).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права предприниматель 10.08.2011 года купил указанное строение на территории кладбища у ОАО "ПОСБОН" и зарегистрировал на него право собственности 06.09.2011 г.
Документы, подтверждающие принадлежность на каком-либо праве Перваковой И.С., и предыдущему собственнику - ОАО "ПОСБОН" земельного участка под строение и необходимого для его использования, отсутствуют и не были представлены предпринимателем при рассмотрении настоящего дела.
При рассмотрении дела по иску Перваковой И.С. к Администрации городского поселения Озёры о признании недействительным права муниципальной собственности на земельный участок - городское кладбище (решение суда от 26.04.2012 г., л.д.85-90) суд установил, что Первакова И.С. самовольно отгородила металлическим забором часть территории городского кладбища с южной стороны от принадлежащего ей строения и стала осуществлять на нем предпринимательскую деятельность, а также Первакова И.С. самовольно заняла часть территории городского кладбища с западной стороны от строения и разместила на нем образцы могильных оград.
Какие-либо соглашения с Перваковой И.С. о предоставлении земли на территории кладбища Администрация не заключала.
Администрация городского поселения Озёры неоднократно направляла И.С. Перваковой письма с требованием об освобождении незаконно занимаемого на территории городского кладбища земельного участка.
Факт самовольного занятия Первакой И.С. земельного участка на территории городского кладбища выявлен прокурорской проверкой. Дважды предпринимателю выдавались предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (первое - в июле 2011 г., второе - 03.05.2012 г.). Также, Первакова И.С. дважды привлекалась к административной ответственности в виде штрафов по 2000 рублей каждый за самовольное занятие данного земельного участка (как до покупки строения, так и после) (л.д.95, 97; 100-101).
В октябре 2011 года И.С. Первакова дала письменные обязательства об освобождении участка (л.д.103).
В мае 2012 года Первакова И.С. обратилась в Администрацию городского поселения Озёры с заявлением о предоставлении ей на территории городского кладбища земельного участка площадью 600 кв.м., в границы которого входит и ее строение общей площадью 48,5 кв.м.
Целью предоставления участка является осуществление предпринимательской деятельности, а именно - для размещение предприятия централизованного выполнения заказов с разворотной и погрузочной площадками с твердым покрытием, выставочной площадкой (залом).
В предоставлении земельного участка площадью 600 кв.м. на территории городского кладбища для размещения предприятия централизованного выполнения заказов Перваковой И.С. было отказано с указанием на то, что в настоящее время свободные места для погребения на территории городского кладбища практически исчерпаны, при этом, существует необходимость устройства на территории городского кладбища благоустроенных санитарно - технических помещений и места для отдыха посетителей, благоустроенных помещений для размещения работников организации, осуществляющей содержание кладбища и захоронение умерших, а также необходимого для этого инвентаря. Одновременно предпринимателю было предложено воспользоваться предоставленным ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) правом и оформить в установленном порядке земельный участок, на котором расположено ее строение (л.д.104-105).
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.4 закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Частью 2 статьи 4 вышеуказанного закона установлено, что места погребения могут быть: по принадлежности - государственные и муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские. Возможность существования частных кладбищ законом не предусмотрена.
Городское кладбище, на котором расположено строение предпринимателя, является муниципальным общественным кладбищем, на котором в соответствии с законом "О погребении и похоронном деле" и Положением "О погребении и похоронном деле в городском поселении Озёры (утв. Постановлением главы от 26.10.2009 г. N 125) захоронение осуществляется на безвозмездной основе с бесплатным предоставлением участка для погребения с учетом волеизъявления умершего и родственников (ст.ст.1,7 Закона). Других мест захоронения в г.Озёры нет. Как установлено Законом, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона).
В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Статьей 27 ЗК РФ также установлен запрет на приватизацию земельных участков территорий общего пользования.
Данные признаки соотносятся с характеристиками земельных участков, используемых в качестве кладбищ. Запрет приватизации кладбищ, объявление их объектами государственной и муниципальной собственности, предусмотренные вышеназванными нормами права, свидетельствуют о государственных гарантиях обеспечения общественных интересов населения.
В соответствии с ч.3 ст.3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также запрещена приватизация имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Из заявленных требований следует, что предприниматель просит приватизировать (передать в собственность за плату) часть территории городского кладбища. Между тем, приватизация таких земельных участков действующим законодательством запрещена.
Согласно части 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Документы, подтверждающие принадлежность на каком-либо праве предыдущему собственнику (ОАО "ПОСБОН") и предпринимателю земельного участка под строение и необходимого для его использования отсутствуют и не оформлялись. Земельный участок (кладбище), на котором находится строение предпринимателя, является муниципальной собственностью.
Согласно ч.3 ст.35 ЗК РФ, подлежат применению правила, установленные пунктом 1 ст.36 ЗК РФ согласно которых граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов согласно перечню, установленному федеральным органом исполнительной власти. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 г. N 475.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, в соответствии с ч.3 ст.35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные ч.1 ст.36 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом и федеральными законами.
В силу ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п.5 ст.36 ЗК РФ).
Согласно пп.2 п.1 ст.6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.
В соответствии со ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельный участок должен быть сформирован в соответствии с законодательством: необходимо пройти кадастровый учет, определить границы земельного участка.
В случае, если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Поскольку испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, граница земельного участка не определена, он не может являться объектом земельных отношений. А значит, невозможно обязать какое-либо лицо заключить в отношении данного участка договор купли-продажи.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 января 2013 г. по делу N А41-43451/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Перваковой Ирины Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43451/2012
Истец: ИП Первакова И. С.
Ответчик: Администрация г. Озеры, Администрация городского поселения Озёры московской области