Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2013 г. N 09АП-12761/13
г. Москва |
|
13 мая 2013 г. |
Дело N А40-87461/11-99-409 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05. 2013года.
Полный текст постановления изготовлен 13.05.2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей Г.Н. Поповой, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Н. Холиным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 2 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2013 г. по делу N А40-87461/11-99-
409, принятое судьей Карповой Г.А.
по заявлению ООО'ТехноНИКОЛЬ-Строительные Системы" (ОГРН 1047796256694)
к ИФНС России N 2 по г. Москве (ИНН 7702143179, ОГРН 1047702057809 )
о признании незаконными действий инспекции по истребованию документов по
требованию о предоставлении документов
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились, извещен.
от заинтересованного лица - Эльдаров Г.Б. по доверенности N б/н от 20.08.2012 г.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2012 по настоящему делу отменено по вновь открывшимся обстоятельствам вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2011 в части отказа обществу в удовлетворении заявления о признании незаконными действий инспекции об истребовании документов по п. 5 требования от 22.07.2011 N 11-18/15841 по коду операций 1010292 (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО (подпункт 15 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и по коду 1010256 (реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса).
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налогоплательщик не представил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
В обоснование заявитель указал, что истребование документов в указанной части не соответствует ст. ст. 56, 88, 146 и 149 Кодекса с учетом их толкования, данного Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 18.09.2012 N 4517/12, так как налоговый орган в ходе камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость не вправе был истребовать дополнительные документы.
При этом в определении от 12.11.2012 N ВАС-6809/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указала на возможность пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам со ссылкой на названное постановление Президиума.
Инспекция требования не признала, указав, что названное постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в данном случае неприменимо, т.к. в рассмотренном им деле рассматривалось истребование документов в отношении операции по реализации земельных участков, заявленной в разделе 7 налоговой декларации с кодом 1010806, т.е. операций, не подлежащих налогообложению в соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 146 Кодекса. В настоящем деле рассматривается правомерность истребования документов по операциям, освобождаемым от налогообложения на основании иной нормы- ст. 149 Кодекса.
Исследовав письменные доказательства, суд правильно установил, что заявление подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в разделе 7 налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2011 года "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев" обществом отражены операции по коду 1010292 (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО (подпункт 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса), и по коду 1010256 (реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса).
Инспекцией было направлено в адрес общества требование от 22.07.2011 N 11-18/15841 о предоставлении документов (информации) в порядке ст. 93 Кодекса, которым предложено представить документы для проведения камеральной налоговой проверки сумм налоговых вычетов и налоговых льгот по НДС, заявленных в налоговой декларации по НДС за 2-ой квартал 2011 года, в частности, в пункте 5 требования предложено для обоснования льготы, заявленной по коду операции 1010292 в разделе 7 декларации, представить все имеющиеся документы, подтверждающие сумму реализации по коду 1010292: договоры с контрагентом, выписки банки и т.п.
Для обоснования льготы, заявленной по коду операции 1010256 в разделе 7 налоговой декларации по НДС за 2-ой квартал 2011 года, предложено представить:
договоры, в том числе лицензионные на передачу вашей организацией в пользование приобретателям исключительных правах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионных договоров. Кроме того: акты, подписанные с приобретателем о передаче данных прав (лицензий) и вводе их в эксплуатацию, счета-фактуры, составленные при реализации данных прав, документы, свидетельствующие об оплате полученных прав потребителем;
сведения о происхождении исключительных прав организации на результат интеллектуальной деятельности представленных лицензиатам;
в случае самостоятельной разработке (создания) изобретений, программного обеспечения и т.п., необходимо представить авторские свидетельства, выданные на созданные изобретения, а также сведения о государственной регистрации данных прав, патенты, свидетельства Роспатента;
в случае приобретения данных прав у третьих лиц необходимо представить документы, подтверждающие, что ваша организация действительно является правообладателем исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности: лицензионные договора на приобретение прав, сведения о регистрации данных прав в Роспатенте или другом органе, подтверждающем исключительность приобретенных прав, а также сведения об оплате поставщику данных прав, счета-фактуры предъявленные поставщиками прав.
В случае отсутствия необходимых документов предложено внести изменения в раздел 7 налоговой декларации по НДС за 2-ой квартал 2011 года путем подачи уточненной налоговой декларации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговым органам предоставлено право проводить в порядке, установленном Кодексом, налоговые проверки, а также требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов.
Как определено пунктом 1 статьи 88 Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Исходя из пункта 1 статьи 93 Кодекса, инспекция вправе истребовать необходимые для проверки документы. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 88 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007) при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с декларацией не установлено Кодексом.
Согласно статье 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
В подпункте 26 пункта 2 и подпункте 15 пункта 3 ст. 149 Кодекса указаны операции, которые в целях главы 21 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождаются от налогообложения).
Согласно толкованию, данному Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 18.09.2012 N 4517/12, отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с указанных операций прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу статьи 56 Кодекса не является льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно статье 56 Кодекса применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, направление обществу при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам статьи 88 Кодекса.
Судом отклоняется ссылка инспекции на то, что по настоящему делу истребовались документы по операциям, перечисленным в ст. 149 Кодекса, поскольку данное Президиумом толкование ст. 56 Кодекса распространяется не только на ст. 146, но в равной мере и на ст. 149 Кодекса.
Это подтверждается определениями коллегий судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2012 N ВАС -6809/12 (по настоящему делу) и от 15.11.2012 N ВАС-8834/12.
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266,267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 февраля 2013 по делу N А40-87461/11-99-409 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.