г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2013 г. |
Дело N А56-51928/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Аносовой Н.В.
судей Глазкова Е.Г., Медведевой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Егоровой А.П.
при участии:
от истца: Манида Н.Л. по доверенности от 06.06.12, Вересова Н.А. по доверенности от 01.11.12;
от ответчика: Мануйлова О.П. по доверенности N 07-125/270 от 18.03.13;
от 3-го лица: 1) не явился (извещен);
2) Мануйлова О.П. по доверенности N 3326/13 от 07.03.13
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3504/2013) ООО "ТАЙМ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2012 по делу N А56-51928/2012 (судья Чуватина Е.В.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТАЙМ"
к Правительству Санкт-Петербурга
3-е лицо: 1) Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга,
2) Комитет по строительству Санкт-Петербурга
о признании недействительным постановления Правительства Санкт-Петербурга N 482 от 16.05.2012 и продлении сроков строительства
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТАЙМ" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Санкт-Петербурга о признании недействительным Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2012 N 482 о признании утратившим силу Постановлений Правительства от 14.08.2007 N 999, от 03.02.2009 N 121, от 13.10.2009 N 1148 и об обязании Правительства Санкт-Петербурга принять Постановление о продлении сроков строительства ООО "ТАЙМ" на инвестиционных условиях административно-торгового центра на земельном участке площадью 1600 кв.м., кадастровый номер 78:7:3201:6, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Петроградский район, Левашовский пр., участок 1 (восточнее дома N 24, литер А по Левашовскому пр.) до января 2015. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, Комитет по строительству Санкт-Петербурга.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель уточнил требования и просил признать недействительным Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2012 N 482 о признании утратившим силу Постановлений Правительства от 14.08.2007 N 999, от 03.02.2009 N 121, от 13.10.2009 N 1148 и обязать Правительство Санкт-Петербурга в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТАЙМ" путем продления срока строительства на инвестиционных условиях административно-торгового центра на земельном участке площадью 1600 кв.м., кадастровый номер 78:7:3201:6, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Петроградский район, Левашовский пр., участок 1 (восточнее дома N 24, литер А по Левашовскому пр.).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2012 в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что вынесение оспариваемого ненормативного акта не влечет расторжения договора аренды земельного участка и не препятствует его использованию. Расторжение договора возможно только в судебном порядке. Из материалов дела не следует, что КУГИ на основании оспариваемого Постановления отказался от договора в одностороннем порядке. В выдаче разрешения на строительство отказано не по причине принятия обжалуемого ненормативного акта, в связи с несоответствием представленного пакета документов требованиям части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации: отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок. Несоответствие принятого ненормативного акта Положению о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о представлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования не установлено. Доказательств осуществления строительства административно-торгового центра введения объекта в эксплуатацию в материалы дела не представлено. Обращение в суд с требованием об обязании Правительства Санкт-Петербурга продлить срок осуществления инвестиционного проекта свидетельствует о выборе ненадлежащего способа защиты права, так как заявитель не лишен возможности обратиться в суд с требованием об изменении условий договора аренды о сроке.
На решение подана апелляционная жалоба ООО "ТАЙМ", которое просит отменить решение суда первой инстанции, рассмотреть дело по правилам суда первой инстанции и удовлетворить заявление. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что суд первой инстанции неверно принял уточнение заявленных требований - в уточнении отсутствовала ссылка на продление срока строительства до января 2015 года, что является безусловным основанием для отмены судебного акта. По существу заявленного требования, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что продление срока строительства находится в компетенции Комитета по строительству, соответствующее распоряжение от 27.01.2012 N 14 было принято Комитетом. Отмена ненормативных актов Правительством Санкт-Петербурга возможна лишь в случае несоответствия их закону. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2012 N 482 принято в нарушение Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813. Судом не исследованы доказательства, подтверждающие осуществление на участке строительных работ. Вопреки выводам суда первой инстанции, оспариваемый ненормативный акт препятствует обращению о продлении срока договора аренды земельного участка, и причиняет имущественный ущерб заявителю в виде уже осуществленных затрат на инвестирование проекта. Также отсутствие ненормативного акта о праве на строительство может явиться препятствием для регистрации инвестором права собственности на вновь созданных объектах.
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по строительству Санкт-Петербурга возражали против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что неверное указание в тексте решения редакции заявленных требований после их уточнения является технической ошибкой. Срок строительства на земельном участке существенно превышен. Принятие обжалуемого ненормативного акта не является основанием для расторжения договора аренды и обусловлено ненадлежащим исполнением заявителем инвестиционного договора.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "ТАЙМ" доводы жалобы поддержал в полном объеме. Представитель ответчика и Комитета по строительству Санкт-Петербурга по доводам жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выводы обжалуемого судебного акта и представленные в дело материалы, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, в силу следующего.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2007 N 999 Закрытому акционерному обществу "ДОМ МОД ПЛЮС" установлены инвестиционные условия при проектировании и строительстве административно-торгового центра на закрепленном земельном участке площадью 1600 кв.м., кадастровый номер 78:7:3201:6, расположенном по адресу: Петроградский район, Левашовский пр., участок 1 (восточнее дома N 24, литера А по Левашовскому пр.).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.02.2009 N 121 внесены изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2007 N 999, ЗАО "ДОМ МОД ПЛЮС" заменено на ООО "ТАЙМ" Постановление дополнено пунктом 1-1 следующего содержания: "1.1. Решение Инвестором за счет собственных средств всех имущественно-правовых вопросов, связанных с реализацией инвестиционного проекта".
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.10.2009 N 1148 внесены изменения в инвестиционные условия, в частности, в пункта 2 приложения к постановлению от 14.08.2007 N 999 слова "в течение 24 месяцев со дня вступления постановления в силу" заменено словами "в сентябре 2011 года".
Во исполнение указанных выше постановлений Правительства Санкт-Петербурга Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодатель) с ЗАО "ДОМ МОД ПЛЮС" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 27.12.2007 N 15/ЗКС-001801, по условиям которого арендодатель предоставляет арендодателю во временное владение и пользование земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, кадастровый номер 78:7:3201:6, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, Левашовский проспект, участок 1 (восточнее дома 24, литера А по Левашовскому проспекту) площадью 1600 кв.м. для осуществления Инвестиционного проекта по проектированию и строительству административно-торгового центра.
Пунктом 5.1 договора аренды предусмотрено, что началом реализации инвестиционного проекта является 22.09.2007. Инвестиционный проект подлежал осуществлению в два этапа:
- первый этап - разработка, согласование, утверждение в установленном порядке проектной документации, продолжительной этапа не более 11 месяцев с даты вступления в силу постановления Правительства Санкт-Петербурга, то есть до 21.08.2008;
- второй этап - производство строительных и иных работ, необходимых для ввода Результата инвестирования в эксплуатацию, в том числе строительство (реконструкция) в соответствии с техническими условиями объектов инженерной инфраструктуры. Окончание этапа - получение разрешения на ввод Результата инвестировании в эксплуатацию в срок не более 24 месяцев с даты вступления в силу постановления Правительства Санкт-Петербурга, то есть по 21.09.2009.
Дополнительным соглашением к договору аренды от 01.04.2009 арендатор замен на ООО "ТАЙМ".
Дополнительным соглашением от 25.11.2009 N 2 к договору аренды срок окончания второго этапа продлен до 30.09.2011.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2012 N 482 признаны утратившими силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2007 N 999; от 03.02.2009 N 121; от 13.10.2009 N 1148. Пунктом 2 названного постановления Комитету по управлению городским имуществом в установленном порядке предписано расторгнуть договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 27.12.2007 N 15/ЗКС-001801. В преамбуле обжалуемого ненормативного акта содержится ссылка на длительное неисполнение обязательств по строительству административно-торгового центра.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что обжалуемым Постановлением Правительства на нарушены права заявителя.
Согласно положениям статей 29, 30-32 Земельного кодекса РФ, ненормативный акт уполномоченного органа государственной власти о предоставлении земельного участка из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности является обязательным элементом сложного юридического состава возникновения прав пользования земельным участком. Таким образом, отсутствие решения Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении ООО "ТАЙМ" земельного участка для осуществления инвестиционного проекта повлечет прекращение его права использования земельного участка, на что прямо указано в тексте обжалуемого ненормативного акта в части обязания КУГИ СПб обратиться с требованием о расторжении договора аренды земельного участка.
Компетенция органов управления Санкт-Петербурга по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, во исполнение пункта 2 статьи 10 ЗК РФ в части принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции, определяется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга для строительства и реконструкции", в соответствии с нормами которого и был предоставлен земельный участок заявителю, а также принятыми во исполнение положений названного закона, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, статьями 30-32, 38 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования" (далее - Положение).
По условиям пункта 5.1 Положения, основанием для принятия решения о продлении срока реализации инвестиционного проекта или об отмене ненормативного акта о предоставлении земельного участка, является аналитическая справка, полномочия по подготовке которой предоставлены Комитету по строительству.
Согласно данным аналитической справки о состоянии объекта недвижимости, предоставленного для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, подготовленной в отношении спорного объекта Комитетом по строительству от 26.03.2012 N 257, объем работ по проектированию выполнен на 100%, строительные работы выполнены в части фундамента 25%, инженерных сетей - 100%. Общий объем выполненных работ - более 10%.
Решение о содержании проекта акта правового акта исполнительного органа государственной власти на основании аналитической справки входит в компетенцию Комитета по строительству (пункт 5.3 Положения). При этом, проект правового акта о признании утратившим силу правового акта исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования может быть подготовлен лишь в случае, если объем выполненных строительных работ по объекту недвижимости составляет менее 10% и невыполнение условий об окончании срока строительства связано с ненадлежащим исполнением обязательств со стороны инвестора.
Между тем, как указано выше, представленной аналитической справкой подтверждается выполнение работ на объекте в объеме более 10%. Кроме того, ни из текста оспариваемого ненормативного акта, ни из материалов дела не следует, что несоблюдение срока реализации инвестиционного проекта имело место по вине заявителя, при том, что бремя доказывания этого обстоятельства, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ, возлагается на Правительство Санкт-Петербурга. В частности это обстоятельство могло бы подтверждаться заключением, подтверждающим надлежащее (ненадлежащее) исполнение обязательств со стороны инвестора, подготовка которого входит согласно пункту 5.2 Положения в компетенцию КУГИ Санкт-Петербурга. Заключение КУГИ СПб, которое свидетельствовало бы о наличии вины инвестора в неисполнении инвестиционного проекта, в материалах дела отсутствует.
Заявителем, напротив, в материалы дела представлены доказательства: переписка с энергоснабжающими организациями, договоры на осуществление строительных работ, которыми подтверждается осуществление им деятельности по реализации инвестиционного проекта.
Следует отметить, что согласно протоколу совещания у Вице-губернатора Санкт-Петербурга от 20.10.2011 N 362, в порядке пункта 5.5 Положения, согласован проект постановления Санкт-Петербурга о внесении изменений в постановления Правительства от 14.08.2007 N 999, о продлении срока реализации проекта до сентября 2013 года и принято Распоряжение Комитета по строительству от 27.01.2012 N 14 о продлении срока реализации инвестиционного проекта - строительства административно-торгового центра до 30.12.2012.
На заседании Правительства Санкт-Петербурга, о чем свидетельствует протокол заседания Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 N 24, при принятии решения об отклонении проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга "О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2007 N 999" и подготовке проекта правового акта "О признании утратившим силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2007 N 999", также не установлено предусмотренных Положением оснований для принятия ненормативного акта об отмене правового акта о предоставлении участка.
При таких обстоятельствах, следует вывод о принятии Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2012 N 482 с нарушением действующих нормативных актов. Отнесение к компетенции Правительства Санкт-Петербурга решения вопроса о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга не предоставляет права принятия такого решения вопреки действующим нормативным положениям, принятым на уровне субъекта Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемый ненормативный акт не может быть признан законным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что является в силу положений статьи 13 ГК РФ и статьи 198 АПК РФ основанием для признания его недействительным. Решение суда первой инстанции следует отменить, заявленное требование в части признания недействительным ненормативного акта - удовлетворить.
При этом не может быть признан обоснованным довод подателя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции положений процессуального права, неверное изложение уточненной редакции требований в описательной части решения суда является очевидной технической ошибкой, по сути требования рассмотрены в соответствии с их содержанием с учетом уточнения, принятого судом.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами, с учетом изложенных выше доводов, подтверждается наличие предусмотренных Положением оснований для продления срока реализации инвестиционного проекта, в порядке статьи 201 АПК РФ суд считает подлежащими удовлетворению и требования об обязании Правительства Санкт-Петербурга устранить допущенные нарушения прав тем способом, на который указывает заявитель в пункте 2 просительной части уточненных требований.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ, в связи с удовлетворением требований заявителя, расходы, понесенные им по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2012 по делу N А56-51928/2012 отменить, принять новый судебный акт:
Признать недействительным Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2012 N 482 о признании утратившим силу Постановлений Правительства от 14.08.2007 N 999, от 03.02.2009 N 121, от 13.10.2009 N 1148.
Обязать Правительство Санкт-Петербурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТАЙМ" путем продления срока строительства на инвестиционных условиях административно-торгового центра на земельном участке площадью 1600 кв.м., кадастровый номер 78:7:3201:6, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Петроградский район, Левашовский пр., участок 1 (восточнее дома N 24, литер А по Левашовским пр.).
Взыскать с Правительства Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТАЙМ" 10000,00 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Председательствующий |
Н.В. Аносова |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51928/2012
Истец: ООО "ТАЙМ"
Ответчик: Правительство Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет по строительству Санкт-Петербурга, Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, ОАО "Ленэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6360/13
17.05.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3504/13
25.12.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-51928/12