г. Пермь |
|
07 мая 2013 г. |
Дело N А71-13472/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Голубцовой Ю.А., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя, индивидуального предпринимателя Жариновой Светланы Геннадьевны, - Сорокин А.Н., доверенность от 10.08.2011,
от заинтересованного лица, Администрации города Воткинска, - Вдовин А.А., доверенность от 29.12.2012,
от заинтересованного лица, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Жариновой Светланы Геннадьевны,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 февраля 2013 года
по делу N А71-13472/2012,
вынесенное судьей Т.С.Коковихиной,
по заявлению индивидуального предпринимателя Жариновой Светланы Геннадьевны (ОГРНИП 305183128600026, ИНН 183102391507)
к Администрации города Воткинска, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
о признании незаконным постановления,
установил:
Индивидуальный предприниматель Жаринова Светлана Геннадьевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики к Администрации города Воткинска, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике (далее - заинтересованные лица) с заявлением о признании незаконными постановления Администрации г.Воткинска N 2238 от 17.09.2012 и действия Администрации г.Воткинска, выразившегося в направлении заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 15233 кв.м с кадастровым номером 18:27:070102:290 по адресу: Удмуртская Республика, г.Воткинск, севернее участка 4а по ул. Кирпичнозаводская и об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Удмуртской Республике восстановить и поставить на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 18:27:070102:290 площадью 15233 кв.м по адресу: Удмуртская Республика, г.Воткинск, севернее участка 4а по ул. Кирпичнозаводская.
Решением суда от 20 февраля 2013 года в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Жариновой Светланы Геннадьевны о признании незаконными постановления Администрации г.Воткинска N 2238 от 17.09.2012 и действия Администрации г.Воткинска, выразившегося в направлении заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 15233 кв.м с кадастровым номером 18:27:070102:290 по адресу: Удмуртская Республика, г.Воткинск, севернее участка 4а по ул. Кирпичнозаводская и об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Удмуртской Республике восстановить и поставить на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 18:27:070102:290 площадью 15233 кв.м по адресу: Удмуртская Республика, г.Воткинск, севернее участка 4а по ул. Кирпичнозаводская, отказано полностью.
Ответчик с решением суда от 20 февраля 2013 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В жалобе указывает фактические обстоятельства дела. Полагает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что не совершение заявителем действий, указанных в гарантийном письме, не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка и совершения действия по его аннулированию. Доказательств того, что заявитель не предоставил какие-либо документы, обязанность по предоставлению которых предусмотрена законом, в материалах дела не содержится. Несоответствие площади земельного участка Администрацией города Воткинска в качестве основания для вынесения оспариваемого постановления не указывалось. Доказательств, подтверждающие доводы о несоответствии площади земельного участка, представлено не было.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица, Администрации города Воткинска, в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованные лица в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу. В отзывах указывает на необоснованность доводов жалобы.
Также заинтересованные лица направили в суд апелляционной инстанции ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Заинтересованное лицо, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, представителей не направило, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель Жаринова Светлана Геннадьевна является собственником объектов недвижимости по адресу: г.Воткинск, ул. Кирпичнозаводская, 4б: теплица, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей-0), общей площадью 368 кв.м, инв. N 158864, литер Л и ограждение, назначение: нежилое, протяженностью 1127,5 п.м, инв. N 158865, литер I, II, III, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 16.01.2009 18АА N724886, от 19.01.2009 18АА N724451 (л.д.24, 25).
08.12.2011 года Индивидуальный предприниматель Жаринова Светлана Геннадьевна обратилась в Администрацию города Воткинска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором находятся принадлежащие ИП Жариновой С.Г. объекты недвижимости.
Постановлением Администрации г.Воткинска от 30.12.2011 N 2799 утверждена схема расположения земельного участка площадью 15 233 кв.м по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, севернее участка 4а по ул. Кирпичнозаводская.
Вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 18:27:070102:290.
01.06.2012 года Индивидуальный предприниматель Жаринова Светлана Геннадьевна обратилась в Администрацию г.Воткинск с заявлением исх.N 060 от 28.05.2012 о возможности приобретения земельного участка площадью 15 233 кв.м в собственность в порядке ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
17 сентября 2012 года Администрацией г.Воткинска вынесено постановление N 2238 об отмене постановления Администрации г.Воткинска Удмуртской Республики от 30 декабря 2011 года N 2799 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, г.Воткинск, севернее участка 4а по ул.Кирпичнозаводская" в связи с неисполнением Индивидуальным предпринимателем Жариновой Светланы Геннадьевны гарантийных обязательств.
На основании заявления Администрации г.Воткинска от 18.09.2012 года о снятии спорного земельного участка с кадастровым номером 18:27:070102:290 с государственного кадастрового учета, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" вынесено решение от 12.10.2012 N 1800/12-56566 о снятии с учета объекта недвижимости и об его аннулировании.
Полагая, что действия Администрации города Воткинска являются незаконными и нарушающими права и интересы заявителя, Индивидуальный предприниматель Жаринова Светлана Геннадьевна обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт может быть признан арбитражным судом недействительным, а решения, действия (бездействия) незаконными только при наличии двух условий в совокупности: если он не соответствует закону или иному нормативному акту и если он нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
В соответствии с п.1,5,6,7,8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Проанализировав представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно заявления поданные Индивидуальным предпринимателем Жариновой Светланой Геннадьевной в муниципалитет, постановление Администрации г.Воткинска Удмуртской Республики от 30 декабря 2011 года N 2799 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, г.Воткинск, севернее участка 4а по ул.Кирпичнозаводская", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности действий муниципалитета по принятию постановления Администрации г.Воткинска N 2238 от 17 сентября 2012 года об отмене постановления Администрации г.Воткинска Удмуртской Республики от 30 декабря 2011 года N 2799.
Согласно п.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что Администрацией г.Воткинска вынесено постановление N 2238 об отмене постановления Администрации г.Воткинска Удмуртской Республики от 30 декабря 2011 года N 2799 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, г.Воткинск, севернее участка 4а по ул.Кирпичнозаводская" в связи с неисполнением Индивидуальным предпринимателем Жариновой Светланы Геннадьевны гарантийных обязательств по переносу ограждения.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлено надлежащих доказательств того, что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 18:27:070102:290 составляет 15233 кв.м, объекты недвижимости, для эксплуатации которых ИП Жаринова С.Г. испрашивает указанный земельный участок, занимают 368 кв.м.
Вместе с тем, доказательств обращения в Администрацию г.Воткинска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность ИП Жариновой С.Г. площадью соответствующей занимаемым объектам недвижимости и необходимым для использования этих объектов, заявителем не представлено (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с чем, суд первой инстанции правильно приходит к выводу о том, что право предпринимателя, предусмотренное ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не нарушено, поскольку оспариваемый отказ не служит препятствием для реализации права, предусмотренного ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации при условии соблюдения требований статей 33 и 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции при оценке доказательств по правилам ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также принимает во внимание положения п.7 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в том понимании, что в нарушение данной нормы права земельный участок изначально сформирован неправильно - только под часть объекта - ограждения, а не под весь объект недвижимости - теплица и ограждения. При этом под другую часть ограждения, находящегося в непосредственной близости с отведенными земельными участками для граждан, земельный участок не сформирован (межевой план, л.д.82,83).
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2013 по делу N А71-13472/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
Ю.А.Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13472/2012
Истец: ИП Жаринова Светлана Геннадьевна
Ответчик: Администрация г. Воткинска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР
Третье лицо: Администрация города Воткинска, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Удмуртской Республике