г. Томск |
|
13 марта 2012 г. |
Дело N А27-11471/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Журавлёва В.А, Кривошеина С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дедковой И.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Александер.В. по доверенности от 26.04.2011; Соколова О.Г. по доверенности от 03.11.2011;
от заинтересованного лица: Филипова Е.А. по доверенности от 29.02.2012; Тюленев Д.Т. по доверенности от 18.01.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области
на решение Арбитражный суд Кемеровской области от 08 декабря 2011 года
по делу N А27-11471/2011 (судья Кузнецов П.Л.)
по заявлению ОАО "Кузнецкпогрузтранс" (ИНН 4216003869, ОГРН 1024201752630), г.Новокузнецк, Кемеровская область
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области, г.Новокузнецк, Кемеровская область
о признании незаконным решения N 19 от 01.07.2011 в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кузнецкпогрузтранс" (далее по тексту - ОАО "Кузнецкпогрузтранс", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, апеллянт) о признании незаконным решения N 19 от 01.07.11 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль за 2009-2010 гг. в сумме 1 056 593 руб., доначисления соответствующих сумм пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ; налога на имущество за 2009-2010 гг. в сумме 87 220 руб., соответствующей пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2011 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области N19 от 01.07.11 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части: доначисления налога на прибыль 2009-2010 г.г. в сумме 1 056 593 руб., соответствующих сумм пени и штрафа (211318.60 руб.); доначисления налога на имущество за 2009-2010 в сумме 87 220 руб., соответствующих пени и штрафа (17 444 руб.), как противоречащее НК РФ.
Также с Межрайонной инспекции Федеральной службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области в пользу ОАО "Кузнецкпогрузтранс" взыскано 4 000 руб. судебных расходов.
Налоговый орган с решением суда первой инстанции не согласился и обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на нарушение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивали на ее удовлетворении.
Заслушав объяснения представителей общества и Инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Кузнецкпогрузтранс" по результатам которой составлен Акт N 59 от 03.06.2011 г.
По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений начальник Инспекции вынес решение N 19 от 01.07.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
ОАО "Кузнецкпогрузтранс" не согласившись с указанным решением налогового органа обжаловало его в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области.
16.08.2011 Управлением ФНС России по Кемеровской области было вынесено Решение N 572 об оставлении решения налогового органа без изменения, а апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный правовой акт государственных органов путем подачи в суд заявления о признании его недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух оснований - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях настоящей главы прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходы, произведенные налогоплательщиком в отчетном периоде, должны быть обоснованными и документально подтвержденными.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
При этом в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии включаются в расходы, связанные с производством и реализацией.
Пунктом 1 статьи 260 НК РФ установлено, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Согласно подпункту 2 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются следующие расходы: в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в пункте 1.1 статьи 259 настоящей главы.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что в целях налогообложения на прибыль отнесению на расходы подлежат только затраты на ремонтные работы. Затраты на реконструкцию учитываются в стоимости основных средств и списываются на расходы через амортизацию.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на балансе общества в 2009 году числились основанные средства - стрелочные переводы - инвентарные номера N 7258 и N 7273, веденные в эксплуатацию в 1966 году.
В связи с износом основного средства были проведены следующие виды работ: демонтаж старых стрелочных переводов, выемка старого балласта (щебня) и старых шпал; укладка нового щебня, бруса, стрелочных переводов, противоугонов, костылей, скоб для крепления, шурупов путевых; балластировка и выправка стрелочных переводов.
Следовательно, при проведении указанных работ фактически была произведена полная замена всех конструктивных элементов стрелочных переводов без использования каких - либо конструктивных элементов ранее существовавших стрелочных переводов, в связи с чем понесённые затраты связаны с созданием объектов основных средств, являющихся амортизируемым имуществом. Учёт стрелочных переводов в качестве объекта основных средств, подтверждается документально инвентарными карточками унифицированной формы N ОС-6 с номерами 9004; 9006; 7253; 7273; 7258; 7262; 7246; 7128, а также "Ведомостями налоговых амортизационных начислений" Формы НС-4 ОАО "Кузнецкпогрузтранс".
Данные работы в соответствии с пунктом 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Госстроем СССР N 279 отнесены к ремонтным работам (также раздел 18 "Подъездные и внутризаводские железнодорожные пути"; п.2.4.1, 2.4.2 "Технические условия на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути", утв. зам. министра ММПС РФ 30.09.03).
Налогоплательщик самостоятельно признал стрелочные переводы отдельными основными средствами, что подтверждается инвентарными карточками унифицированной формы МОС-6 с номерами 9004; 9006; 7253; 7273; 7273; 7258; 7262; 7246; 7128, а также начисляет амортизацию по стрелочным переводам отдельно от других основных средств согласно "Ведомостям налоговых амортизационных начислений" Формы НС-4 ОАО "Кузнецкпогрузтранс".
Таким образом, в соответствии с методикой учёта налогоплательщика не имеет никакого значения для рассмотрения данного дела тот факт, что стрелочные переводы не могут выполнять свои функции отдельно от железнодорожного пути.
В данном случае, критерии имущества как основного средства указаны в нормах пункта 1 статьи 256 НК РФ, а именно:
Для признания имущества в качестве амортизируемого объекта основных средств для целей исчисления налога на прибыль организации должны одновременно выполняться следующие условия:
имущество должно являться собственностью организации;
имущество должно участвовать в деятельности, приносящий доход;
имущество должно использоваться в качестве средства труда более 12 месяцев;
стоимость имущества должна составлять более 20 000 рублей.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Кузнецкпогрузтранс" было создано на базе государственного предприятия Погрузочно - транспортного управления АО "УК "Кузнецкуголь", в соответствии с Планом приватизации от 20.05.1994 (имеется в материалах дела), утверждённым в установленном порядке.
В План приватизации вошли объекты основных средств с балансовой стоимостью 33 829 тыс. руб. по состоянию на 01.07.1992 (стр. N 3 Плана). К приложениям к Плану приватизации, которые являются его неотъемлемой частью, относится, в том числе Приложение N1 "Акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 г. (имеется в материалах дела).
В приложении N 1 "Акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01 июля 1992 года" числится объект права: Рельсовый путь железной дороги, инвентарный номер 114. Данный инвентарный объект в 1996 году был разукрупнён, то есть, разбит на несколько инвентарных объектов. Именно инвентарных объектов, а не несколько основных средств. Согласно инвентарной книге за 1996 год (имеется в материалах дела) Рельсовый путь железной дороги, инвентарный номер 114, был разбит на инвентарные объекты, в том числе:
стрелочный перевод инвентарный номер 7253;
стрелочный перевод инвентарный номер 7262;
стрелочный перевод инвентарный номер 7246;
стрелочный перевод инвентарный номер 7258;
- стрелочный перевод инвентарный номер 7273.
В соответствии с инвентарной описью (запись N 34, 38, 45, 49, 141) основных средств и нематериальных активов по состоянию на 01 апреля 2011 года (имеется в материалах дела) на балансе ОАО "Кузнецкпогрузтранс" Станция Обнорская числится стрелочный перевод N49 с инвентарным номером 7258, стрелочный перевод N 41 с инвентарным номером 7262, стрелочный перевод N 19 с инвентарным номером 7246, стрелочный перевод N 11 с инвентарным номером 7273, стрелочный перевод N 59 с инвентарным номером 7253.
Согласно техническому паспорту железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Кузнецкпогрузтранс" /район - примыкания ст. Обнорская/ (имеется в материалах дела) в его состав входят стрелочные переводы. В таблице N 3.9 (стр. 18 -19) отражена ведомость стрелочных переводов. В том числе, станция Байдаевская, парк "Б": стрелочный перевод N 59 "Левый одиночный"; стрелочный перевод N 49 "Левый одиночный"; стрелочный перевод N 41 "Правый одиночный"; стрелочный перевод N 19 "Правый одиночный"; стрелочный перевод N 11 "Левый одиночный".
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что стрелочные переводы: инвентарный номер 7258 (порядковый номер 49); инвентарный номер 7262 (порядковый номер 41); инвентарный номер 7246 (порядковый номер 19); инвентарный номер 7273 (порядковый номер 11); инвентарный номер 7253 (порядковый номер 59) входят в состав железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Кузнецкпогрузтранс" район - примыкания ст. Обнорская/.
В 2009-2010 году ОАО "Кузнецкпогрузтранс" использовало вышеуказанные железнодорожные пути: станция Угольная парк ЦОФ (стрелочные переводы инв. N 9004, 9006); район - примыкания ст. Осинники/ станция Капитальная, парк "Б" (стрелочный перевод инв. N 7128); район - примыкания Станция Обнорская (стрелочные переводы инв. N 7253; N 7258; N 7262; N 7246; N 7273) для подачи и уборки вагонов под погрузку.
Согласно техническому паспорту, которые были представлены со стороны налогового органа к отзыву на заявление налогоплательщика и имеются в материалах дела, механизм каждого в отдельности взятого стрелочного перевода, принадлежащего ОАО "Кузнецкпогрузтранс", представляет собой вставку, состоящую из: стрелки - рамы (2 шт.); остряков (2 шт.); крестовины (1 шт.); рельс крестовины с контррельсом (2 шт.); -соединительного пути; комплектующих (накладки, болтов, гайки, подкладки, башмака, костылей, шурупов, щебня); и является частью сооружения железнодорожного пути.
В соответствии с действующими нормативными документами составными элементами железнодорожных путей, и соответственно, рассматриваемых инвентарных объектов "стрелочные переводы" являются земляное полотно, верхнее строение и искусственные (инженерные) сооружения (пункт 3.1. Правил технической эксплуатации железных дорог РФ (утв. МПС РФ 26.05.2000 г. N ЦРБ-756), пункт 3.1. Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 29.03.2001 г. N АН-22-Р), пункт 1.1. Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути (утв. МПС РФ 01.07.2000 г. N ЦП - 774, учебник "Железнодорожный путь", Москва 2009 г стр.9, 10,121, 235). Стрелочные переводы относятся к верхнему строению пути.
Таким образом, составными элементами рассматриваемых инвентарных объектов "Стрелочные переводы" помимо верхнего строения пути являются также земляное полотно и инженерные сооружения.
На основании изложенного, данные инвентарные объекты "стрелочные переводы" представляют собой обособленную в учётных целях часть железнодорожных путей.
Пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что срок полезного использования объекта амортизируемого имущества определяется налогоплательщиком в соответствии с положениями ст. 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация). Классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета.
Стрелочный перевод входит в 8 амортизационную группу, в составе железнодорожного пути, но для прозрачности ведения учета он поставлен на учет отдельно с тем же сроком эксплуатации (300 мес). Действующим законодательством не установлены способы разукрупнения. Поэтому ОАО "Кузнецкпогрузтранс" при разукрупнении железнодорожного пути завело отдельные инвентарные карточки по форме N ОС-6 для выделенных инвентарных объектов.
Как следует из Классификации основных средств (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 N 1), верхнее строение пути железных дорог (балласт, шпалы, рельсы со скреплениями, стрелочные переводы и другие элементы, переезды) образует основные средства "Дорога железная однопутная и подъездные пути", "Дорога железная двухпутная", "Дорога железная многопутная" (коды ОКОФ 12 4526101 - 12 4526104), которые включены в восьмую в восьмую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно).
Таким образом, в соответствии с Классификацией основных средств, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. N 1, в качестве основного средства учитывается железнодорожный путь, а стрелочные переводы являются его составной частью.
В соответствии с общероссийским классификатором основных фондов, утверждённым Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 N 359, объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно - сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно -сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Согласно пункту 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учёта основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признаётся объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определённых самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно - сочленённых предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определённой работы.
Комплекс конструктивно сочленённых предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
К подразделу "Сооружения" относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.
Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Например отдельные элементы главного железнодорожного пути каждого направления в границах дистанции пути включают в себя земляное полотно, дренажные, водоотводные и укрепительные сооружения земляного полотна, верхнее строение пути (рельсы, глухие пересечения, стрелочные переводы и др.), переезды через главные пути, которые включают ручные шлагбаумы, постоянные снеговые заборы.
В состав железнодорожных путей станций, разъездов и обгонных пунктов входят все перечисленные выше элементы железнодорожного пути всех станционных и специальных путей каждой станции, разъезда или обгонного пункта.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что согласно Общероссийскому классификатору основных средств, утверждённому Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 N 359, а также в соответствии с пунктом 6 ПБУ6/01 стрелочный перевод входит в состав железнодорожного пути, то есть является его составным элементом, и не признаётся самостоятельным основным средством.
Довод налогового органа о том, что в соответствии с "ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов" переводы стрелочные широкой колеи поименованы как отдельные объекты основных средств, которым присвоен ОКОФ 14 3520531, является необоснованным, поскольку указанный ОКОФ относится к подразделу "Машины и оборудование" "14 0000000", класс "14 3520000" "Машины и оборудование для эксплуатации и ремонта рельсового подвижного состава и железнодорожных путей".
Таким образом, из указанного следует, что переводы стрелочные являются оборудованием для эксплуатации железнодорожных путей.
В данном случае, это не самостоятельное основное средство, а оборудование верхнего строения железнодорожного пути, предназначенное для его эксплуатации. Данный факт подтверждается Постановлением Правительством Российской Федерации N 1 от 01 января 2002. "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", согласно которому стрелочные переводы включены в восьмую амортизационную группу, но в составе основного средства - железной дороги. В качестве самостоятельного основного средства стрелочный перевод не включён ни в одну амортизационную группу.
В соответствии со статьёй 313 Кодекса налоговая база по налогу на прибыль организаций исчисляется налогоплательщиками на основе данных налогового учета.
При этом, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 Кодекса, налогоплательщик самостоятельно дополняет применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо ведет самостоятельные регистры налогового учета.
Понятия "амортизируемое имущество" и "основные средства" определены соответственно ст. ст. 256 и 257 Кодекса.
Статьями 257 - 259.3 Кодекса также установлены специальные правила, касающиеся определения первоначальной стоимости основного средства (ее изменения), остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества, установлены особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп, а также правила определения сроков полезного использования амортизируемого имущества, правила и методы начисления амортизации.
Таким образом, в аспекте налоговых правоотношений правила отражения всех хозяйственных операций, связанных с приобретением и владением амортизируемым имуществом (как оно определено Кодексом), урегулированы Кодексом, и, следовательно, порядок учета единиц амортизируемого имущества для целей налогообложения отличается от порядка учета инвентарного объекта в бухгалтерском учете.
Понятие "объект амортизируемого имущества" в Кодексе и иных отраслях законодательства Российской Федерации не имеет специального определения, однако анализ его использования в Кодексе в контексте соответствующих специальных положений свидетельствует, что под объектом амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли понимается учетная единица соответствующего вида имущества.
Порядок выделения единицы учета в качестве отдельного объекта амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли специально не установлен.
Вместе с тем из положений статей 256 - 259.3 Кодекса следует, что объект амортизируемого имущества, являющийся основным средством, системно обладает следующими признаками: является частью имущества налогоплательщика на праве собственности (с учетом установленных Кодексом изъятий) (пункт 1 статьи 256 Кодекса); используется налогоплательщиком для извлечения дохода в качестве средств труда в процессе производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или в процессе управления организацией (пункт 1 статьи 256, пункт 1 статьи 257 Кодекса); имеет срок полезного использования - период, в течение которого данный объект служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика и который определяется на дату ввода данного объекта в эксплуатацию, - более 12 месяцев (пункт 1 статьи 256, пункт 1 статьи 258 Кодекса); имеет первоначальную стоимость более 20 тыс. руб. (проверяемый период), определяемую с учетом совокупности расходов, необходимых для доведения данного объекта до состояния, в котором он пригоден для использования (пункт 1 статьи 256, пункт 1 статьи 257 Кодекса); стоимость данного объекта погашается путем начисления амортизации (пункт 1 статьи 256 Кодекса).
Все указанные признаки объекта амортизируемого имущества в виде основных средств являются существенными для признания данного объекта в качестве учетной единицы в целях налогообложения.
При этом для решения вопроса о возможности учета в целях налогообложения совокупности нескольких материальных объектов в качестве единого объекта амортизируемого имущества особое внимание следует обратить на такие признаки объекта амортизируемого имущества, как возможность его применения в качестве средств труда в процессе производства и реализации и его функциональная пригодность при вводе данного объекта в эксплуатацию.
Выделение отдельного объекта амортизируемого имущества в качестве единицы учета в целях налогообложения прибыли возможно на основе анализа функционального содержания его использования (способности выполнения своих функций каждого из составляющих его компонентов по отдельности, их функциональной или конструктивной взаимосвязи и т.п.).
Все приспособления (принадлежности, сменные узлы, комплектующие, детали и т.п.) стандартной комплектации основного средства, представляющие собой комплекс конструктивно сочлененных и функционально взаимосвязанных материальных объектов и способные выполнять свои функции в качестве средств труда только в составе комплекса, не являющиеся составной частью какого-либо другого комплекса объектов, следует учитывать в целях налогообложения отдельным единым объектом амортизируемого имущества (при соответствии такого комплекса признакам амортизируемого имущества).
С учетом изложенного применительно к комплексу материальных объектов, который составляют железнодорожный путь и его крупноузловые комплектующие - стрелочные переводы, следует исходить из того, что стрелочный перевод как средство труда в производственном процессе по осуществлению грузовых перевозок не может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться без рельсового пути. Без рельсового пути стрелочный перевод утрачивает свое функциональное назначение. Обратного Межрайонная Инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области не доказала.
Следовательно, стрелочный перевод, расположенный на рельсовом пути, следует учитывать в целях налогообложения как единый объект амортизируемого имущества - "Дорога железная (однопутная, двухпутная, многопутная)".
Кроме того, Министерство Финансов Российской Федерации в своём письме от 03.08.2010 N 03-03-06/1/518 по аналогичному вопросу указало, что имущество, являющееся составной частью основного средства, без которого данный объект не может использоваться в производственной деятельности, включается в состав единого объекта основных средств, признаваемого амортизируемым имуществом в соответствии с положениями статьи 256 НК РФ.
Нормы законодательства о налогах и сборах не свидетельствуют о том, что стрелочный перевод является отдельным объектом амортизируемого имущества.
Отсутствие в Кодексе специального порядка выделения единиц учета в качестве отдельных объектов амортизируемого имущества не означает, что в этих целях следует применять порядок, установленный для целей бухгалтерского учета, поскольку, как было указано выше, Кодексом установлены системные признаки объекта амортизируемого имущества, выделяемого в качестве учетной единицы.
Верхнее строение пути, куда входит и стрелочный перевод, подвергается наибольшему воздействию и соответственно к нему предъявляются повышенные требования по текущему содержанию, капитальному ремонту. То есть основной износ и основные вложения во время эксплуатации железно - дорожного пути приходится на верхнее строение пути.
В связи с необходимостью устранения последствий износа стрелочных переводов, их соответствия правилам технической эксплуатации железных дорог, а также для дальнейшей безопасности их эксплуатации налогоплательщиком был произведен капитальный ремонт.
При этом следует отметить, что капитальный ремонт был осуществлен исключительно в отношении верхнего строения пути. Такие элементы железнодорожного пути, как земляное полотно и инженерные конструкции не ремонтировались, и остались без изменения.
Следовательно, произведенные обществом работы соответствуют статье 260 НК РФ, являются капитальным ремонтом.
В этой связи арбитражный суд апелляционной инстанции признает недоказанным наличие правовых оснований для доначисления налога на прибыль именно по этому основанию.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Не установлены арбитражным апелляционным судом и процессуальные нарушения, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являлись бы безусловными основаниями для отмены оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08 декабря 2011 года по делу N А27-11471/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
В.А. Журавлёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11471/2011
Истец: ОАО "Кузнецкпогрузтранс"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N2 по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2602/12
13.03.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8939/11
08.12.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-11471/11
25.11.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8939/11