город Ростов-на-Дону |
|
17 мая 2013 г. |
дело N А53-34530/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Т.Г. Гуденица, Л.А. Захаровой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 17.09.12 N НЮ-10/269 Едленко Н.А., удостоверение N 0005624;
от заинтересованного лица: представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2013 г. по делу N А53-34530/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу от 12.11.2012 г. N 441/07-17/12 по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
заинтересованное лицо: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.12 N 441/07-17/12 по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Решением суда от 11.03.13 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав вменённого ему в вину административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что со стороны общества предприняты все зависящие меры с целью недопущения совершения вменяемого правонарушения, тем самым проявлена должная степень заботливости и осмотрительности.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Управление своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя управления.
Представитель общества в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.10.12 управлением проведена совместная выездная проверка, в соответствии с письмом Кавказского транспортного прокурора от 17.08.12 N 23/1-6-2012/2656, в отношении железнодорожной станции Кавказская Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной Дирекции управления движением - филиала общества, осуществляющей свою деятельность по адресу: ул. Октябрьская, д. N 1, г. Тихорецк, Краснодарский край, на предмет соблюдения обязательных требований установленных нормативными правовыми актами по обеспечению транспортной безопасности. Проверка проводилась в присутствии главного инженера железнодорожной станции Гнездилова С.В.
В ходе проверки уполномоченным органом выявлено, что общество осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства РФ о транспортной безопасности, а именно:
- в нарушение п. 5.12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее Приказ N43), на железнодорожной станции Кавказская не осуществлена специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (ответственного за обеспечение транспортной безопасности) в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
- в нарушение ст.5 ФЗ N 16-ФЗ, п 5.7 приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", приказа Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" - на железнодорожной станции Тихорецкая не обеспечено проведение оценки уязвимости.
05.10.12 результаты проверки зафиксированы в акте проверки. Обществу выдано предписание об устранении нарушений.
19.10.12 уполномоченным должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 400348 по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
12.11.12 начальник отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления вынес постановление N 441/07-17/12, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 5 и 9 пункта 1 статьи 1 названного закона объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Пунктом 5.6.9 приказа N 43 определено, что силы обеспечения транспортной безопасности - это лица ответственные за обеспечение транспортной безопасности и персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и / или ТС, а также подразделения транспортной безопасности.
Таким образом, общество является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Кавказская.
В соответствии с пунктом 5.12 приказа N 43 субъект транспортной инфраструктуры осуществляет специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством России.
Железнодорожная станция Кавказская внесена в Реестр категорированных объектов с присвоением 2 категории (реестровый N ЖСУ 403292 от 03.03.11). О присвоении реестрового номера и категории общества уведомлено 25.03.2011.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Судом первой инстанции правильно установлено, что неисполнение названных требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Основным доводом общества является, то что все возможные меры по исполнению требований установленных нормативными правовыми актами по обеспечению транспортной безопасности со стороны общества были предприняты.
Однако, судом первой инстанции правильно установлено, что обществом не были представлены документы, свидетельствующие о проведенных мероприятиях ни на момент проведения плановой выездной проверки, ни на момент составления протокола, ни на момент рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, общество обязано было в установленный срок обеспечить: провести специальную профессиональную подготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (ответственного за обеспечение транспортной безопасности) в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации, разработку и утверждение в установленном порядке плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Кавказская
Доводы общества о том, что заключить договор на обучение работников общества по программе "Транспортная безопасность" не представлялось возможным, поскольку лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательной программе была выдана ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный университет путей и сообщений" только 13.11.12, судом первой инстанции правильно признаны необоснованными, поскольку общество имело возможность обучить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - станция Кавказская в любом другом образовательном учреждении, имеющим лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательной программе "Транспортная безопасность".
Общество связывает п. 5.12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 с п. 5.6.4, т.е. с номенклатурой (перечнем) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС, которая в свою очередь является приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, который по вине субъекта на настоящий момент не разработан.
Однако, судом первой инстанции правильно установлено, что в соответствии с п.5.4. и ст.6 приказа Минтранса РФ от 08.02.11 N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или группы ОТИ второй категории.
Железнодорожная станция Тихорецкая внесена в Реестр категорированных объектов с присвоением 1 категории (реестровый N ЖСР 403351 от 17.05.2011). О присвоении реестрового номера и категории общество уведомлено 01.06.11.
Ответственным за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ железнодорожная станция Тихорецкая назначен - начальник железнодорожной станции Тихорецкая.
Согласно п. 5.12 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.6.9 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 силы обеспечения транспортной безопасности - это ответственные за обеспечение транспортной безопасности и персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также подразделения транспортной безопасности.
Согласно п.4 Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Отсутствие номенклатуры и плана обеспечения транспортной безопасности в данном случае не могут являться препятствием для проведения обучения назначенного ответственного за обеспечение транспортной безопасности.
На момент проведения проверки ответственный за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ железнодорожная станция Тихорецкая не прошел специальную профессиональную подготовку в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы общества и в той части, где им дается ссылка на Методические рекомендаций по проведению оценки уязвимости ОТИ и ТС, поскольку данный акт носит рекомендательный характер.
Приложение N 3 к Методическим рекомендациям по проведению оценки уязвимости ОТИ и ТС не определяет временную последовательность, а также не устанавливает причинно-следственную связь между перечисленными в нем мероприятиями.
Из анализа проводимых проверок управления объектов железнодорожного транспорта следует, что представление исходной информации для проведения оценки уязвимости, разработка планов обеспечения транспортной безопасности возложена непосредственно на ответственных за обеспечение транспортной безопасности.
Допуск ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности не прошедшего специальную профессиональную подготовку к вышеперечисленным мероприятиям, отрицательно влияет на качественное состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и принимаемые меры по их недопущению, а также создает предпосылки для совершения нарушений законодательства РФ в области транспортной безопасности.
Судом первой инстанции правильно отклонён довод общества о том, что до настоящего времени законодателем не определены ни программы, ни документы, на основании которых субъект транспортной инфраструктуры обязан проводить специальную профессиональную подготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, по тем основаниям, что учебные программы разработаны в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 18.06.1997 N 1221 "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ". На основании разработанных программ учебное учреждение должно получить лицензию в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности.
Доводы общества, о том, что заключить договор на обучение работников общества по программе "Транспортная безопасность" не представлялось возможным, неправомерны поскольку общество имело возможность обучить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры в любом образовательном учреждении имеющем лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательной программе "Транспортная безопасность".
Как верно установлено судом первой инстанции, общество привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в минимальном размере 30 000 рублей. Назначение административного штрафа в минимальном размере, обусловлено смягчающим вину обстоятельствами, выражающимся в том, что общество совершило правонарушение на ОТИ железнодорожная станция Кавказская впервые и опасных последствий не наступило.
При анализе сроков привлечения к административной ответственности, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что сроки привлечения к административной ответственности за нарушение ст.5 ФЗ N 16-ФЗ, п. 5.7 приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 43, приказа Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 N 87 - на железнодорожной станции Тихорецкая пропущены, в связи с чем, в данной части имеет место истечения сроков привлечения к ответственности, определенного положениями ст. 4.5 КоАП РФ. В остальной части заявления, установленные процессуальные сроки административным органом соблюдены.
Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, обязано было выполнить требования по обеспечению транспортной безопасности.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34530/2012
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Ростовское отделение
Ответчик: Управление гос.авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному Округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управление гос.авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта