Тула |
|
23 мая 2013 г. |
Дело N А68-8684/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.05.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Тиминской О.А. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Стретинское" (Тульская область, д. Шаховское, ИНН 7129500348, ОГРН 1117154007740) - Чубаровой Е.Н. директора (выписка из ЕГРЮЛ), от ответчика - Министерства сельского хозяйства Тульской области (г. Тула, ИНН 7107032488, ОГРН 1037101129163) - Юдина Ю.В. (доверенность от 15.05.2013 N 23-01-03/1788), от третьего лица - Министерства финансов Тульской области (г. Тула, проспект Ленина, д. 2) - Кузнецовой И.В. (доверенность от 08.02.2013 N 19-05-01-15/422), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стретинское" на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.02.2013 по делу N А68-8684/2012 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Стретинское" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным отказа Министерства сельского хозяйства Тульской области (далее по тексту - ответчик, министерство) в предоставлении ООО "Стретинское" субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации в ответ на заявку от 09.06.2012 N 23, данного в письме от 03.07.2012 N 23-01-03/2016; обязании Министерства сельского хозяйства Тульской области предоставить ООО "Стретинское" субсидию на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации в ответ на заявку от 09.06.2012 N 23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку право на получение субсидии возникает у организаций и индивидуальных предпринимателей с момента подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, правовых оснований для предоставления заявителю субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации у Министерства сельского хозяйства Тульской области не имелось.
В апелляционной жалобе ООО "Стретинское" просит решение суда отменить, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что заявитель в 2012 году произвел сельскохозяйственные работы по посеву яровой пшеницы, рапса и ячменя с применением средств химизации, что является основанием для обращения в 2012 году за получением субсидии. Считает, что никакой дополнительной проверки сведений, представленных обществом на получение субсидий, пунктом 10 "Правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тульской области на поддержку отдельных подотраслей растениеводства", утвержденных постановлением администрации Тульской области от 07.04.2009 N 206, не предусмотрено. Полагает, что поскольку общество обратилось за получением субсидии в середине текущего календарного года и субсидия должна быть выплачена до истечения этого года, то изначально нет возможности представить в орган, принимающий решение о выплате субсидии, отчетности по текущему календарному году.
В отзывах на апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства Тульской области и Министерство финансов Тульской области, опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 09.06.2012 ООО "Стретинское" обратилось в Министерство сельского хозяйства Тульской области за получением субсидий на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации, примененных в производстве сельскохозяйственных работ по посеву яровой пшеницы, рапса и ячменя, из бюджета Тульской области 2012 года в сумме 84 000 рублей, из федерального бюджета 2012 года в сумме 447 300 рублей.
Письмом от 03.07.2012 N 23-01-03/2016 Министерство сельского хозяйства Тульской области отказало обществу в получении указанной субсидии, ссылаясь на отсутствие данных о наличии у заявителя статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Не согласившись с указанным отказом министерства, ООО "Стретинское" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа указанных процессуальных норм права следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ в качестве одного из направлений государственной аграрной политики определена государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающая в себя предоставление бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7).
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих указанные правоотношения (пункт 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статей 8, 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации является установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в частности, должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Тульской областной Думой 14.12.2005 принят Закон Тульской области N 659-ЗТО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства".
Согласно статье 2 указанного Закона государственная поддержка сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), оказываемая за счет средств бюджета Тульской области, может осуществляться, в том числе в сфере растениеводства.
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 659-ЗТО установлено, что субъектами государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Тульской области признаются организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, признанные в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями и состоящие на учете в налоговых органах на территории Тульской области, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 264-ФЗ товаропроизводителями признается организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В силу части 1 статьи 3 Закона Тульской области N 659-ЗТО государственная поддержка сельскохозяйственного производства может осуществляться, в частности, на возмещение части затрат на приобретение средств химизации, в том числе средств химической защиты растений, минеральных, микробиологических и других видов удобрений, горюче-смазочных материалов, семян.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом
Тульской области от 14.12.2005 N 659-ЗТО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства" постановлением администрации Тульской области от 07.04.2009 N 206 утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тульской области на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (действующих в спорный период) (далее по тексту - Правила N 206).
Согласно пункту 2 Правил N 206 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущим личное подсобное хозяйство.
Из анализа положений изложенных норм права следует, что получателями соответствующих субсидий могут быть только сельскохозяйственные товаропроизводители.
В силу подпункта "г" пункта 3 Правил N 206 субсидии предоставляются на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в целях компенсации части затрат на приобретение минеральных удобрений и пестицидов российского производства при условии наличия удобренных или обработанных пестицидами посевных площадей под сельскохозяйственными культурами, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, при условии увеличения или сохранения к уровню предыдущего года общих посевных площадей сельскохозяйственных культур на территории Тульской области.
При этом средства на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляются за счет средств бюджета Тульской области по ставкам исходя из уровня софинансирования ставок, определяемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на текущий год и утверждаемых министерством сельского хозяйства Тульской области в целях компенсации части затрат на приобретение средств химизации в текущем году, а также в октябре - декабре предыдущего года, и внесенных в текущем году, по ставкам на 1 гектар удобренных или обработанных пестицидами посевных площадей под сельскохозяйственными культурами, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 206 для получения субсидий получатели ежемесячно не позднее 5 числа текущего месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство сельского хозяйства Тульской области заявление и справку-расчет на предоставление субсидий по формам согласно приложениям N 1, N 2, N 3, N 5 к настоящим Правилам в зависимости от направления субсидии с обязательным указанием реквизитов получателя (ИНН, КПП, расчетный счет, БИК, ОКПО, ОКАТО, наименование банка), а также заверенные получателями субсидий копии документов по перечню согласно приложению N 4 к настоящим Правилам, являющихся основанием для выплаты субсидий.
Согласно пункту 7 Правил N 206 Министерство сельского хозяйства Тульской области регистрирует заявление сельскохозяйственного товаропроизводителя в порядке поступления заявлений в журнале регистрации, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью министерства, и осуществляет проверку представленных документов.
Пунктом 10 Правил N 206 Министерство сельского хозяйства Тульской области несет ответственность за осуществление расходов бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в соответствии с условиями ее предоставления.
Таким образом, в соответствии с указанными Правилами N 206 выплата субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства поставлена в зависимость от наличия у заявителя статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя и предоставления им всех необходимых документов.
Как установлено судом, ООО "Стретинское" на момент подачи заявления на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации не подтвердило наличие у него статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Доказательств наличия у министерства на момент обращения общества с заявлением от 09.06.2012 данных, подтверждающих отнесение его к сельскохозяйственным товаропроизводителям, материалы дела не содержат.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что заявитель в своей апелляционной жалобе не отрицает тот факт, что по итогам 2011 года общество не являлось сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Представленный ООО "Стретинское" в материалы дела бухгалтерский баланс по состоянию на 31.12.2012, согласно которому по итогам 2012 года доля дохода ООО "Стретинское" от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции составила 74 %, таким доказательством также не является, поскольку он составлен только после подачи в Министерство сельского хозяйства Тульской области указанного заявления.
Поскольку ООО "Стретинское" на момент обращения с заявлением не подтвердило наличие у него статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Министерства сельского хозяйства Тульской области достаточных правовых оснований для предоставления ему на основании заявления от 09.06.2012 N 23 субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Стретинское" являлись обоснованием позиции заявителя по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
В соответствии с пунктом 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1 000 рублей.
Согласно платежному поручению от 15.03.2013 N 1 ООО "Стретинское" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в общей сумме 2 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ 1 000 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.02.2013 по делу N А68-8684/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стретинское" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Стретинское" (Тульская область, д. Шаховское, ИНН 7129500348, ОГРН 1117154007740) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 15.03.2013 N 1.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8684/2012
Истец: ООО "Стретинское"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Тульской области
Третье лицо: Министерство финансов Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16686/13
08.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16686/13
30.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2237/13
23.05.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1639/13
05.04.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1639/13
25.02.2013 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-8684/12