г. Москва |
|
23 мая 2013 г. |
Дело N А41-27702/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (СНТ "Вязь-2", ИНН: 5038037680, ОГРН: 1035007555340) - Ананенкова Н.А., представитель по доверенности N 5 от 07.02.2013, Шепелева Т.В., председатель;
от заинтересованного лица (Комитета лесного хозяйства Московской области) - Денищич Л.Г., представитель по доверенности N 02/4642 от 10.12.2012,
от заинтересованного лица (Администрация Пушкинского муниципального района Московской области) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица (Правительство Московской области) - Рыжова О.Т., представитель по доверенности N 2П-1669исх. от 29.06.2012,
от третьих лиц:
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства экологии и природопользования Московской области - Мосяков А.В., представитель по доверенности N 07 от 11.01.2013,
от Федерального агентства лесного хозяйства - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ТУ Росимущества по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-27702/12 по правилам, установленным для суда первой инстанции,
по заявлению СНТ "Вязь-2" к Управлению лесного хозяйства по г. Москве и Московской области, Администрации Пушкинского муниципального района Московской области и Правительству Московской области, при участии третьих лиц - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства и ТУ Росимущества по Московской области, об обязании произведения изъятия земельного участка из земель лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Садовое некоммерческое товарищество "Вязь-2" (далее - СНТ "Вязь-2", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, Правительству Московской области, Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, с требованиями об обязании Правительство Московской области принять постановление об отнесении земельного участка СНТ "Вязь-2" площадью 2,1 га в районе д. Семеновское Пушкинского района Московской области в квартале N 11, выдел N 6 с кадастровым номером 50:13:040338:0002 к категории земель земли сельскохозяйственного назначения (согласно уточнениям заявленных требований, принятых арбитражным судом в порядке положений ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, СНТ "Вязь-2" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 названного Кодекса.
При рассмотрении апелляционной жалобы по существу, судом апелляционной инстанции было установлено следующее.
Из материалов дела следует, что изначально СНТ "Вязь-2" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, Правительству Московской области, Администрации Пушкинского муниципального района Московской области с требованиями об обязании Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве произвести изъятие земельного участка СНТ "Вязь-2" площадью 2,1 га районе д. Семеновское Пушкинского района Московской области в квартале N 11, выдел N 6 с кадастровым номером 50:13:040338:0002 из земель лесного фонда; об обязании Правительства Московской области внести дополнение в постановление Правительства Московской области от 29.06.2006 N 576/25, касательно перевода земельного участка СНТ "Вязь-2" площадью 2, 1 га в районе д. Семеновское Пушкинского района Московской области в квартале N 11, выдел N 6 с кадастровым номером 50:13:040338:0002 из земель лесного фонда, в категорию земли сельскохозяйственного назначения.
Исходя из заявленного и удовлетворенного судом ходатайства об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции рассмотрены требования, предъявленные СНТ "Вязь-2" об обязании Правительство Московской области принять постановление об отнесении земельного участка СНТ "Вязь-2" площадью 2,1 га в районе д. Семеновское Пушкинского района Московской области в квартале N 11, выдел N 6 с кадастровым номером 50:13:040338:0002 к категории земель земли сельскохозяйственного назначения.
При этом СНТ "Вязь-2" не заявлялось об отказе от требований об обязании Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве произвести изъятие земельного участка СНТ "Вязь-2" площадью 2,1 га районе д. Семеновское Пушкинского района Московской области в квартале N 11, выдел N 6 с кадастровым номером 50:13:040338:0002 из земель лесного фонда; об обязании Правительство Московской области внести дополнение в постановление Правительства Московской области от 29.06.2006 N 576/25 касательно перевода земельного участка СНТ "Вязь-2" площадью 2, 1 га в районе д. Семеновское Пушкинского района Московской области в квартале N 11, выдел N 6 с кадастровым номером 50:13:040338:0002 из земель лесного фонда, в категорию земли сельскохозяйственного назначения, в порядке предусмотренным статьей 49 АПК РФ. Производство по делу в части указанных требований не прекращалось судом первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции не рассмотрел по существу предъявленные требования СНТ "Вязь-2" в полном объеме.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что решение суда первой инстанции принято о правах и обязанностях ТУ Росимущества по Московской области, не привлеченного к участию в деле (п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
Как следует из представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 50:13:040338:0002, площадью 21 000 кв.м., расположенного относительно ориентира: Московская область, Пушкинский район, с/о Ельдигинский в районе деревни Семеновское, 11 квартал Правдинского лесничества, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно п.1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции и полномочия собственника в отношении федерального имущества как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества по Московской области, поскольку решение суда первой инстанции затрагивает его права и законные интересы как лица, осуществляющего функции и полномочия собственника в отношении федерального имущества.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, 26.03.2013 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель СНТ "Вязь-2" заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которому просит:
- признать действия Правительства Московской области в части нарушения сроков принятия постановления об отнесении земельного участка СНТ "Вязь-2" площадью 2,1 га в районе д. Семеновское Пушкинского района Московской области в квартале N 11, выдел 6 с кадастровым номером 50:13:04:0338:0002 к категории земель (земли сельскохозяйственного назначения) незаконными;
- обязать Правительство Московской области принять постановление об отнесении земельного участка СНТ "Вязь-2" площадью 2,1 га в районе д. Семеновское Пушкинского района Московской области в квартале N 11, выдел 6 с кадастровым номером 50:13:04:0338:0002 к категории земель (земли сельскохозяйственного назначения),
а также в порядке ст. 49 АПК РФ заявил отказ от требований, предъявленных к Комитету лесного хозяйства Московской области о произведении изъятия земельного участка СНТ "Вязь-2" площадью 2,1 га в районе д. Семеновское Пушкинского района Московской области в квартале N 11, выдел 6 с кадастровым номером 50:13:04:0338:0002 из земель лесного фонда; а также от требований, предъявленных к Правительству Московской области о внесении дополнений в постановление Правительства Московской области от 29.06.2006 N 576/25 о переводе земельного участка СНТ "Вязь-2" площадью 2,1 га в районе д. Семеновское Пушкинского района Московской области в квартале N 11, выдел 6 с кадастровым номером 50:13:04:0338:0002 из категории земель - земли лесного фонда, в категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Заявленные уточнения приняты судом апелляционной инстанции.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
На основании части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
В соответствии с пунктом 31 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36) при наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 269 Кодекса прекращает производство по делу при условии, если данные основания возникли до принятия решения судом первой инстанции.
Полномочия Ананенковой Н.А., заявившей об отказе от заявленных требований в указанной части от имени СНТ "Вязь-2", подтверждены полномочиями, указанными в доверенности N 5 от 07.02.2013, выданной СНТ "Вязь-2" на ее имя.
Поскольку отказ СНТ "Вязь-2" от заявленных требований в указанной части по делу N А41-27702/12 и последующее прекращение производства по нему не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции принимает данный отказ от заявленных требований.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В порядке статьи 48 АПК РФ протокольным определением от 16.05.2013 судом апелляционной инстанции произведена процессуальная замена Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве на его правопреемника - Комитет лесного хозяйства Московской области.
В судебном заседании представитель Правительства Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области против удовлетворения заявленных требований возражали.
Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области поддержал позицию Правительства Московской области.
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства и ТУ Росимущества по Московской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, каких-либо ходатайств не представили. Дело рассмотрено в порядке ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 08.11.1995 Правдинским лесхоз-техникумом в адрес Главы Администрации Пушкинского района направлено письмо N 99 с просьбой дать согласие на отвод земельного участка из земель Гослесфонда в районе д. Митрополье для создания садоводческого товарищества состоящего в дальнейшем из сотрудников Правдинского лесхоз-техникума.
11.07.1996 Администрацией Московской области письмом исх. N 11-11 на имя Главы Администрации Пушкинского района Московской области направлено обращение руководства Правдинского лесхоз-техникума о предоставлении двух земельных участков общей площадью 5,2 га из земель Гослесфонда для организации садоводческого товарищества. Также в данном письме Администрация Московской области просит дать заключение в соответствии с распоряжением Администрации от 02.06.1995 N 360-р.
В дальнейшем Протоколом N 8 от 05.06.1997 N 4-37/1-182, N4-37/1-181 заседания комиссии по градостроительному регулированию и организации территории в районах Центральной части Московской области был согласован выбор земельных участков под коллективное садоводство из земель Правдинского лесхоз-техникума Алешинского лесничества в близи деревни Митрополье Пушкинского района Московской области площадью 3,1 га, и Правдинского лесничества вблизи деревни Семеновское Пушкинского района Московской области площадью 2,1 га.
Письмом от 10.06.1996 Московским управлением лесами согласован перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, несвязанных с ведением лесного хозяйства из земель Правдинского лесхоз-техникума в лесах 1 группы в квартале N 140 выд. 3 Алешинского лесничества - 3,1 га (лесопарковая часть зеленой зоны) и в квартале N 11 выд.6 Правдинского лесничества - 2,1 га (1-11 пояс зон санитарной охраны источников водоснабжения) для последующей передачи работникам Правдинского лесхоз-техникума под коллективное садоводство.
Федеральная служба лесного хозяйства России так же согласовала перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства из земель Правдинского лесхоз-техникума в лесах 1 группы в квартале N 140 выд. 3 Алешинского лесничества - 3,1 га (лесопарковая часть зеленой зоны), и в квартале N 11 выд.6 Правдинского лесничества - 2,1 га (1-11 пояс зон санитарной охраны источников водоснабжения) для последующего предоставления сотрудникам Правдинского лесхоз-техникума под коллективное садоводство (письмо от 04.09.1996 N 50-6-41/318).
После прохождения всех необходимых согласований с государственными органами, согласования проекта отвода земельного участка, акт выбора земельного участка под коллективное садоводство, получения заключения Пушкинского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, заключения Муниципального учреждения "управления архитектуры и градостроительства", заключения Роскомзем Мособлкомзем Пушкинского районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, Администрацией Пушкинского района Московской области издано постановление от 21.02.1997 N 224 об утверждении акта выбора земельного участка площадью 2,1 га под коллективное садоводство в районе д. Семеновское.
Согласно проекту отвода земельного участка испрашиваемый земельный участок представляет собой огороды.
Согласно заключению Мособкомзема по выбору испрашиваемого земельного участка площадью 2,1 га он представляет собой массив, не покрытый лесом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 N 1113-Р разрешен перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом.
На основании данного распоряжения 18.12.2003 Министерством экологии и природопользования Московской области было издано распоряжение N 876-М "О предварительном согласовании места размещения садоводнического некоммерческого товарищества "Вязь-1" и садоводнического некоммерческого товарищества "Вязь-2" вблизи д. Семеновское и д. Митрополье Пушкинского района.
В соответствии с данным распоряжением СНТ "Вязь-2" было предварительно согласовано место размещение на земельном участке площадью 21 000 кв.м. из земель Правдинского лесничества в квартале N 11, выдел N 6, вблизи д. Семеновское Пушкинского района.
16.04.2004 Правдинским лесхоз-техникумом на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 N 1113-р был передан СНТ "Вязь-2" по акту приема-передачи участок лесного фонда переводимого в нелесные земли, земельный участок площадью 2,1 га с изъятием из Гослесфонда.
Постановлением Главы Пушкинского муниципального района Московской области от 29.05.2006 N 1096 утверждены границы земельного участка с кадастровым номером 50:13:040338:0002, площадью 21 000 кв.м., по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Семеновское для предоставления СНТ "Вязь-2". Также данное постановление содержало просьбу к Правительству Московской области об изменении категории земель с "земли лесного фонда" на "земли сельскохозяйственного назначения" и о предоставлении вышеназванного земельного участка СНТ "Вязь-2".
В связи с тем, что до настоящего времени категория земель земельного участка с кадастровым номером 50:13:040338:0002, площадью 21 000 кв.м., по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Семеновское изменена не была, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные требования СНТ "Вязь-2" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда (статья 7).
При этом законодатель основывался на необходимости соблюдения приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения, в том числе земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подпункт 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Этот же подход подтвержден законодателем и в настоящее время, при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Вводного закона право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Право собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером 50:13:040338:0002, относящийся к землям лесного фонда, зарегистрировано 26.05.2003, согласно кадастровой выписке о земельном участке.
Действовавшая в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда статья 63 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции 1997 года предусматривала, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; а в пунктах 1 и 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 25.10.2001 содержалось указание, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации, нарушение же установленного названым Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Обязанность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, подтверждается, в том числе правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.01.1998 N 1-П, в котором Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которому исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение десяти дней со дня его принятия в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения в течение семи дней изменений в документы государственного земельного кадастра.
О внесенных изменениях орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
как следует из материалов арбитражного дела и приобщенных в него копии материалов кадастрового дела, земельный участок с кадастровым номером 50:13:0040338:2 поставлен на кадастровый с указанием категории земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства.
Вместе с этим, следует отметить, что из копии материалов кадастрового дела не представляется возможным установить на основании каких ненормативных актов внесены сведения в кадастр недвижимости в отношении категории земельного участка и вида разрешенного использования при постановке его на кадастровый учет, в то время, как следует из материалов дела, на момент постановки земельного участка с кадастровым номером 50:13:0040338:2 были приняты распорядительные документы по переводу испрашиваемого земельного участка из земель лесного фонда и включения его в фонд перераспределения земель Пушкинского района (л.д. 41. т. 1).
Между тем, действия органа осуществляющего кадастровый учет не оспорены и не признаны в судебном порядке незаконными.
При этом следует отметить, что Правительством Московской области в рамкам предоставленных ему на тот момент действующего законодательства, при поступлении в его распоряжение Распоряжения Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 N 1113-Р не совершило необходимых действий в установленные законом сроки по выполнению указанного акта Правительства Российской Федерации, поскольку приняло распорядительный документ, а именно: постановление от 29.06.2006 N 576/25, которым произведено отнесение земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения только в отношении СНТ "Вязь-1", то есть распоряжение Правительства Российской Федерации исполнено только частично.
Указанные действия привели к нарушению охраняемых законом прав СНТ "Вязь-2", поскольку лишило их права на доведения процедуры перевода земель из одной категорию в другую, что исключает права СНТ "Вязь-2" на оформление прав на предоставленный земельный участок в соответствии с порядком, установленным действующим земельным законодательством.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает 7 категорий земель по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7).
Статья 8 указанного Кодекса устанавливает круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к категориям, а также их перевода из одной категории в другую.
Из содержания приведенной нормы следует, что критерием для разграничения полномочий является вид собственности на землю - федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, а также назначение земли.
В силу статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Категория земель указывается в: актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; государственном кадастре недвижимости; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" Правительство Московской области принимает правовые акты о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и данным Законом.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 9 статьи 13 Закона Московской области 02.11.2005 N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области".
Однако, как указано выше, испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2003 году с определением категории земли и вида разрешенного использования, свидетельствующие о возможности отнесения данного земельного участка исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, до сохранения сведений в кадастре недвижимости об определении категории земли - земли лесного фонда и вида разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства у Правительства Московской области отсутствуют правовые основания для принятия ненормативного акта об отнесении спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательств соблюдения заявителем требований пункта 5.1 статьи 5 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования заявителя об обязании Правительства Московской области принять ненормативный акт об отнесении земельного участка площадью 2,1 га в районе д. Семеновское Пушкинского района Московской области в квартале N 11 выдел N 6 с кадастровым номером 50:13:0040338:2 к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 117 и частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление в порядке главы 24 АПК РФ может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении подлежащих судебной защите прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О усматривается, что несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Как следует из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ доказывание фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд, а доказывание законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) - на орган, его принявший.
Вместе с тем, пропуск срока, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Как следует из материалов дела, в том числе представленной переписки с между Правительством Московской области и заявителем, о невыполнении распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 N 1113-р последний узнал еще в 2006 году, однако с требованиями о признании действий Правительства Московской области о нарушении сроков принятия ненормативного акта об отнесении испрашиваемого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения обратился только в 2012 году, с учетом того обстоятельства, что земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2003 году.
Ходатайства о восстановлении пропущенного срока с указанием причин его пропуска заявлено не было.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание предмет и основание заявленных по настоящему делу требований, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, предъявленных к Правительству Московской области.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 266, частью 6.1 статьи 268, пунктами 2, 3 статьи 269, частью 2 статьи 49, статьями 150, 151, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2012 года по делу N А41-27702/12 отменить.
Принять отказ СНТ "Вязь-2" от требований, предъявленных к Комитету Лесного хозяйства Московской области о произведении изъятия земельного участка СНТ "Вязь-2" площадью 2,1 га в районе деревни Семеновское Пушкинского района Московской области в квартале N 11 выдел N 6 с кадастровым номером 50:13:0338:0002 из земель лесного фонда; предъявленных к Правительству Московской области о внесении дополнений в постановление Правительства Московской области от 29 июня 2006 года N 576/25 о переводе земельного участка СНТ "Вязь-2" земельного участка СНТ "Вязь-2" площадью 2,1 га в районе деревни Семеновское Пушкинского района Московской области в квартале N 11 выдел N 6 с кадастровым номером 50:13:0338:0002 из категории земель - земель лесного фонда, в категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения. Производство по делу в указанной части прекратить.
В удовлетворении требований, предъявленных к Правительству Московской области отказать.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27702/2012
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Вязь-2", СНТ "Вязь-2"
Ответчик: Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Управление лесного хозяйства по Моск. области и г. Москва
Третье лицо: Администрация Пушкинского района, Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, ТУ Росимущества по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Московской области", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства