г. Пермь |
|
23 мая 2013 г. |
Дело N А71-9/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полевщиковой С.Н.
судей Голубцова В.Г., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.
при участии:
от истцов: 1) индивидуального предпринимателя Андрея Викторовича Галанова - Хуснияров А.М., доверенность от 01.01.2013;
2) индивидуального предпринимателя Юрия Ивановича Караваева - Хуснияров А.М., доверенность от 01.01.2013.
от ответчика Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689) - Походина Н.В., доверенность от 01.10.2012 N 75;
от третьих лиц: Российской Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике, Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики - не явились, извещены;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
истцов индивидуального предпринимателя Галанова Андрея Викторовича, индивидуального предпринимателя Караваева Юрия Ивановича
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 февраля 2013 года
по делу N А71-9/2013
принятое судьей Лиуконен М.В.
по иску индивидуального предпринимателя Андрея Викторовича Галанова,
индивидуального предпринимателя Юрия Ивановича Караваева
к Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
третьи лица: 1) Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление федерального казначейства по Удмуртской Республике, 2) Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики
о взыскании 1 536 806 руб. 55 коп. и 417 846 руб. 70 коп. убытков соответственно, в виде неполученного дохода от предоставления льготного проезда студентам и школьникам в 2009 году
установил:
Индивидуальный предприниматель Галанов Андрей Викторович обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (далее - ответчик), при участии третьих лиц - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление федерального казначейства по Удмуртской Республике, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики (далее - РЭК УР) о взыскании 1 536 806 руб. 55 коп. убытков в виде неполученного дохода от предоставления льготного проезда школьникам и студентам в городе Сарапуле в 2009 году.
К производству Арбитражного суда Удмуртской Республики было принято исковое заявление индивидуального предпринимателя Караваева Юрия Ивановича к Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, третьи лица Министерство финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление федерального казначейства по Удмуртской Республике, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики о взыскании 417 846 руб. 70 коп. убытков в виде неполученного дохода от предоставления льготного проезда школьникам и студентам в городе Сарапуле в 2009 году, делу присвоен N А71-23/2013.
Определением суда от 29.01.2013 судом объединено дело N А71-9/2013 в порядке п. 2.1 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с однородным делом N А71-23/2013, связанными между собой по основаниям возникновения, представленными доказательствами, избранными истцами способами защиты прав, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением общего номера N А71-9/2013.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 февраля 2013 года в удовлетворении иска индивидуального предпринимателя Андрея Викторовича Галанова и индивидуального предпринимателя Юрия Ивановича Караваева отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истцы обратились с апелляционными жалобами, существо доводов которых сводится к тому, что размер убытков и наличие у ответчика обязанности возместить их полностью подтверждены материалами дела.
Министерство финансов Удмуртской Республики представило письменный отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. В силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена апелляционным судом в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истцов поддержал доводы, изложенных в жалобах, представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из пояснений присутствующих в судебном заседании представителей сторон, в 2009 году истцы осуществляли пассажирские перевозки, в том числе перевозку льготных категорий пассажиров (студентов и учащихся) на основании договоров (договоры в материалах дела отсутствует).
Льготные проездные документы студентам и учащимся реализовывала ИП Галямова Т.М.
Вырученные средства распределялись среди перевозчиков пропорционально доле каждого перевозчика в выручке от реализации льготных проездных билетов.
Поскольку указанные суммы не в полном объеме покрыли расходы истцов на перевозку студентов и учащихся, и каких-либо выплат в качестве компенсации выпадающих доходов, понесенных предпринимателями в связи с их перевозкой получено не было, истцы обратились в арбитражный суд с исковыми заявлениями о взыскании убытков, понесенных от перевозки указанных категорий пассажиров по льготным проездным документам в 2009 году в сумме 1 536 806, 55 руб. и 417 846, 70 руб., исходя из разницы между стоимостью общего проездного билета 550 рублей и стоимостью проездных билетов для студентов и школьников - 355 и 155 рублей (л.д. 12, т. 1, л.д. 8, т. 2).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия оснований для взыскания убытков.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1, п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснено в пунктах 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239, входят в том числе, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Доказательств передачи указанных полномочий органам иного уровня (например, муниципальным образованиям) ответчик - Удмуртская Республика в дело не представил, не указывает на такую передачу представитель ответчика.
Согласно Положения о Региональной энергетической комиссии, утвержденного Постановлением Правительства УР от 23.07.2012 N 319, РЭК является исполнительным органом государственной власти и государственного контроля в сфере регулирования цен и тарифов.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 февраля 2001 года N 177 "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики" (действующим в спорный период) Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики устанавливает размер платы за перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Постановлением Региональной энергетической комиссии УР N 17/1 от 11.12.2008 "О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования на территории Удмуртской Республики" установлена стоимость проездных билетов, в том числе для льготных категорий пассажиров - студентов и учащихся (355 руб. и 155 руб. соответственно, при стоимости общего проездного билета для граждан - 550 руб.).
При этом указанный нормативный акт не предусматривает порядка компенсации убытков, возникающих в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по проезду в общественном транспорте. Понятие выпадающих доходов от предоставления услуг по льготным ценам в указанном документе отсутствует.
Между тем, как следует из ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, обязанность публично-правового образования по возмещению расходов перевозчикам, осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров, обусловлена самим фактом предоставления льгот.
Следовательно, соответствующая обязанность может быть прекращена только путем возмещения перевозчику понесенных расходов именно в связи с осуществлением им перевозок по льготным ценам за счет бюджета того уровня, исполнительные органы которого установили пониженную цену проезда в городском транспорте студентов и школьников.
При этом отсутствие каких-либо нормативных актов о порядке компенсации перевозчикам убытков от перевозки льготных категорий пассажиров (выпадающих доходов) в связи с введением на территории Удмуртской Республики льготных проездных документов не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности по возмещению возникших у истцов убытков.
Выводы суда об отсутствии у ответчика соответствующей обязанности только по причине отсутствия нормативной базы являются ошибочными, но не привели к принятию неправильного решения, поскольку факт возникновения убытков у перевозчика истцом не доказан в связи со следующим.
Как следует из отзыва Региональной энергетической комиссии по Удмуртской Республике и расчетов к нему и не опровергнуто сторонами, при формировании тарифов на перевозку всех категорий пассажиров (в том числе, студентов и школьников) в городском общественном транспорте на 2009 год была учтена компенсация выпадающих доходов транспортных организаций от перевозки студентов и школьников по проездным билетам, за счет разницы в стоимости разовой поездки, установленной постановлением РЭК УР от 11.12.2008. N 17/1 в размере 10 рублей за 1 поездку, и безубыточной стоимости разовой поездки (экономически обоснованной), которая составила в 2009 году 8 рублей 71 копейку за одну поездку.
В соответствии с Порядком установления тарифов (цен) на регулируемые государством виды продукции (товаров и услуг) на 2009 год, утвержденным постановлением РЭК УР от 24 января 2008 года N 1/2, установление тарифов на перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования осуществлялось во взаимодействии с отраслевым министерством, то есть по заявке, направленной в РЭК УР Министерством промышленности и транспорта УР.
Из отзыва РЭК УР также следует, что по республике принимаются единые тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования. РЭК УР были рассмотрены расчеты крупных транспортных организаций, таких как ОАО "ИПОПАТ", ОАО "Удмуртавтотранс", МУП "ИжГорЭлектроТранс". Индивидуальные предприниматели с заявками о пересмотре тарифов в РЭК УР не обращались.
Установленные тарифы рассчитаны по следующей формуле, в соответствии с методом экономически обоснованных расходов (затрат) Т = НВВ / V (руб./поездка), где: НВВ - необходимая валовая выручка перевозчика (транспортной организации) в регулируемом периоде (руб.); V - количество перевезенных пассажиров (поездок).
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (на основании фактических данных организаций и параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период).
В необходимую валовую выручку также включаются планируемые на период регулирования расходы, относимые на прибыль (рентабельность). После проведения процедуры проверки обоснованности расходов, заявленных транспортными организациями и признания (непризнания) их экономически-обоснованными, РЭК УР формируется общая величина необходимой валовой выручки по конкретному виду деятельности, в рассматриваемом случае "перевозка пассажиров в городском сообщении".
На 2009 год специалистами РЭК УР была признана необходимая валовая выручка в размере 1 099 176 тыс. руб. (в том числе "эксплуатационные расходы автотранспортных предприятий" - 1 090296 тыс. руб. и "выплаты за счет прибыли" - 8 880 тыс. руб.).
Количество перевезенных пассажиров (поездок) планировалось организациями на 2009 год в размере - 126253.6 тыс., и принято РЭК УР по предложению организаций.
Таким образом, средний расчетный (безубыточный) тариф на плановый период 2009 года должен был составить: 1099176 / 126253,6 = 8,71 руб./поездка.
При этом с учетом сложившейся практики (в период утверждения прейскурантов на территории всей России, и, в том числе, утверждаемых Советом Министров Удмуртской Республики, далее Правительством Удмуртской Республики, передачей полномочий в Государственный комитет УР по тарифам и ценам и далее в Региональную энергетическую комиссию УР), позволяющей обеспечивать и в настоящее время предоставление доступных транспортных услуг социально-ориентированной категории населения, на территории республики введена дифференциация стоимости месячных проездных билетов.
Данная дифференциация была введена за счет, так называемого, "внутреннего перекрестного субсидирования одних категорий потребителей за счет других категорий потребителей".
Постановлением Региональной энергетической комиссии УР N 17/1 от 11.12.2008 "О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования на территории Удмуртской Республики" стоимость одного месячного билета за проезд городским общественным транспортом установлена в следующих размерах: общий для граждан 550 рублей, для студентов дневных форм обучения 355 рублей, для учащихся школ 155 рублей, при этом истцами не опровергнуто, что стоимость одного общего месячного билета за проезд городским общественным транспортом для граждан в размере 550 рублей не покрыла возникшие у них в связи с перевозкой студентов и учащихся убытки, соответствующих доказательств в материалах дела не имеется, апелляционному суду не представлено.
Более того, из расчета РЭК на 2009 год (104, 105, т. 1, л.д. 73, т. 2) видно, что выпадающий доход от проезда студентов и школьников составил 45 540 тыс. рублей, а избыток средств от перевозки пассажиров, оплачивающих проезд в общем порядке получен в большем размере - 78 241 тыс. рублей (по ИП Галанову А.В.), 101 227 тыс. руб. (по ИП Караваеву Ю.И.).
Расчет истцов, построенный только на сопоставлении разницы между стоимостью проездных билетов, без учета приведенных на указанных листах выпадающих доходов и избытков денежных средств у перевозчиков, является неверным, не основанным на сложившейся в 2009 году ситуации.
Постановление РЭК УР от 11.12.2008 в установленном процессуальным законодательством порядке не оспорено, принявшим органом не отменено, является действующим и подлежит применению апелляционным судом.
Таким образом, факт возникновения убытков истцами не доказан, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Соответствующие доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Выводы суда об отсутствии необходимости у истцов применять установленную пониженную цену проездных билетов для студентов и школьников являются неправильными, поскольку противоречат публичному характеру договора перевозки, п. 2 Постановления РЭК от 24.01.2008 и ст.7 Положения о РЭК УР, установивших обязательность применения установленных комиссией цен для организаций всех видов собственности на территории республики.
Выводы суда о принятии на себя Галямовой Т.М. бюджетной функции возмещения истцу выпадающих доходов, являются неправильными, поскольку Галямова по договору с истцами занималась реализацией проездных билетов по пониженной цене и правового значения сам ли истец или иное лицо занимались продажей билетов, для разрешения настоящего спора не имеет.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 февраля 2013 года по делу N А71-9/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.Н.Полевщикова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9/2013
Истец: ИП Галанов Андрей Викторович, ИП Караваев Юрий Иванович
Ответчик: Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
Третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства УР, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики, Региональная энергетическая компания, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по УР, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республики, Караваев Юрий Иванович