Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 февраля 2003 г. N КА-А40/307-03
(извлечение)
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2002 прокурору г. Москвы отказано в иске к Правительству г. Москвы о признании недействительным постановления Правительства г. Москвы N 491-ПП от 29.05.2001 "О создании открытого акционерного общества "Чистая Москва".
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление Правительства г. Москвы не противоречит действующему законодательству и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
При этом суд сослался на ст.ст. 13, 128, 140, п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст.ст. 8, 20 Закона г. Москвы; п. 4 ст. 7, п. 1 ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах".
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Прокуратура г. Москвы ставит вопрос об отмене вышеназванного судебного акта по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: ст. 1, 3, п. 1 ст. 4, ст. 16, 23 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ"; ст.ст. 125, 126, п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст.ст. 26, 27 Устава г. Москвы; п. 1 ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах"; ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Правительства г. Москвы, ДГМИ г. Москвы и ОАО "Чистая Москва", возражавших против отмены обжалуемого судебного акта, считая его законным и обоснованным, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2002 по делу N А40-16967/02-122-93, вынесенного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Оспариваемым постановлением Правительства г. Москвы от 23.05.2001 N 491-ПП предусмотрено создание ОАО "Чистая Москва". Пунктом 4 данного постановления Департаменту государственного и муниципального имущества г. Москвы поручено выступить учредителем акционерного общества. Уставный капитал ОАО "Чистая Москва" сформулирован путем внесения денежных средств в размере 100.000 руб. (п. 2 постановления).
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Суд полно и тщательно исследовал все обстоятельства дела, оценил в совокупности собранные по делу доказательства и пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства г. Москвы от 29.05.01 "О создании ОАО "Чистая Москва" является законным и обоснованным.
Из материалов дела видно, что Правительство Москвы приняло постановление от 29 мая 2001 года N 491-ПП "О создании открытого акционерного общества "Чистая Москва" в целях реализации постановления Правительства Москвы от 23.11.99 N 1064 "О соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 15.06.99 N 542 "О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города Москвы в хозяйственных обществах" и от 19.09.00 N 743 "О порядке внесения прав землепользования в качестве вклада города в уставный капитал акционерных обществ".
Довод прокурора г. Москвы о том, что общество создано в процессе приватизации с нарушением приватизационного законодательства является несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" под приватизацией понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъекта РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Хотя деньги, согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся к имуществу, это не значит, что возможно их возмездное отчуждение. В подтверждение сказанному, следует обратиться к нормам, регулирующим процесс создания (учреждения) акционерных обществ, в частности в п. 1 ст. 99 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.12.95 N 208 ФЗ "Об акционерных обществах" говорится - "Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами", т.е. общество считается учрежденным только после того как акционеры оплатят (приобретут) его акции. Согласно ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации "рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости...". Таким образом приватизировать рубль (денежную сумму) путем учреждения акционерного общества, даже учитывая тот факт, что деньги это имущество, невозможно.
Статья 8 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжение своим имуществом.
На этом основании город Москва - субъект Российской Федерации (согласно ст. 1 Устава города Москвы в редакции от 13.07.2001 N 32) самостоятельно распоряжается принадлежащим ему имуществом.
Ограничение субъекта Российской Федерации распоряжаться своим имуществом, противоречит Конституции Российской Федерации.
Пункт 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" устанавливают ограничения по участию в хозяйственных обществах для государственных органов. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений (ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а поскольку субъект РФ в данном случае г. Москва выступает с ними на равных началах, то значит и г. Москва как субъект РФ может быть участником и вкладчиком обществ и товариществ.
Кроме того, в п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" указано: "Общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми". Т.е. город Москва как субъект РФ может выступать учредителями обществ.
В соответствии со ст. 20 Закона г. Москвы от 28.06.1995 в редакции 13.07.2001 от имени города Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной настоящим уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов. В случае и в порядке, предусмотренном законодательством, по специальному поручению от имени города могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что дело рассмотрено арбитражным судом полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального законодательства.
Всем доводам заявителя судом дана надлежащая оценка.
Руководствуясь ст.ст. 284, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2002 по делу N А40-16967/02-122-93 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 февраля 2003 г. N КА-А40/307-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании