Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 мая 2003 г. N КА-А40/3026-03
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Потребительскому обществу "Общество взаимного обеспечения "Голд Лайн" о взыскании 5000 рублей штрафа, предусмотренного статьей 8 Федерального Закона Российской Федерации от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" за нарушение срока регистрации в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением от 10.01.2003 г. Арбитражного суда г. Москвы иск удовлетворен.
Не согласившись с судебным актом, Общество в кассационной жалобе просит о его отмене, как вынесенного с нарушением норм материального права, а именно: ст. 8 ФЗ от 11.02.2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", ст. 6 ФЗ от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Приказа ФСС РФ от 13.01.2000 г. N 6, Постановление ФСС РФ от 04.12.2000 г. N 119, п. 7 ст. 3 НК РФ.
В дело представлен письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором МРО ФСС РФ просит оставить судебный акт без изменения, как обоснованный и законный.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Общества доводы кассационной жалобы поддержал, просил судебный акт отменить, как незаконный.
Представитель МРО ФСС РФ в судебном заседании просил оставить решение от 10.01.2003 г. без изменений, как правомерное.
Проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права, в том числе и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено при разбирательстве дела, Общество зарегистрировано в Московской регистрационной палате 31.05.2002 г., с заявлением о постановке на учет в качестве страхователя обратилось 02.07.2002 г., т.е. с нарушением установленного законом срока, что явилось основанием для привлечения его к ответственности решением МРО ФСС РФ от 02.07.2002 N 026 в соответствии со статьей 8 Федерального Закона Российской Федерации N 17-ФЗ от 11.02.2002 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
В силу ст. 11 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000 г. "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Статья 8 ФЗ от 11.02.2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" устанавливает, что за нарушение страхователями сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда, за неуплату или неполную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) исполнительные органы Фонда применяют к страхователям штрафные санкции в размерах, установленных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации за аналогичные налоговые правонарушения.
За нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в МРО ФСС РФ до 90 дней исполнительные органы Фонда применяют санкции в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.
Взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.
Взысканные после 1 января 2001 года суммы недоимки, пени и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды направляются в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, а по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - в федеральный бюджет, (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ).
Согласно ФЗ от 08.02.2003 г. N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" и письму ФСС РФ от 13.02.2003 г. N 02-18/05-984 "О взыскании недоимки и пеней со страхователей, применение мер ответственности к страхователям и банкам в 2003 году" по указанным вопросам необходимо руководствоваться "Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных, выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных Фондом социального страхования от 24.10.01 N 102.
Следовательно, вывод арбитражного суда первой инстанции об правомерности взыскания с ПО ОВО "Голд Лайн" штрафа за несвоевременную регистрацию в территориальном органе Фонда является правильным.
Довод Общества о том, что в его действиях отсутствует вина, поскольку у него не было реальной возможности своевременно подать заявление о постановке на учет в качестве страхователя ввиду отсутствия необходимого пакета документов, не соответствует действующему законодательству.
Статьей 6 ФЗ от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что регистрация страховщиком страхователей - юридических лиц - производится в десятидневный срок со дня их государственной регистрации.
В силу пункта 1.5. Постановления Фонда социального страхования РФ от 04.12.2000 г. N 119 юридическое лицо обязано подать заявление о регистрации в качестве страхователя в исполнительный орган Фонда по месту своего нахождения в десятидневный срок со дня государственной регистрации юридического лица.
Действующее законодательство требует в десятидневный срок обратиться с заявлением о постановке на учет. Представление всех необходимых документов возможно и после подачи заявления.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.01.2003 по делу N А40-45093/02-94-273 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 мая 2003 г. N КА-А40/3026-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании