город Омск |
|
22 мая 2013 г. |
Дело N А81-3911/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаровой Н.А.
судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания: Копосовой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 08АП-2686/2013) общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьскнефтеспецстрой" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа - Югры от 06 февраля 2013 года по делу N А81-3911/2012 (судья Сеитов Э.М.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьскнефтеспецстрой" (ОГРН 1028900706669, ИНН 8905025084) к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации города Ноябрьска (ОГРН 1028900704392, ИНН 8905017830) об оспаривании действий (бездействия), обязании заключить договоры,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ноябрьскнефтеспецстрой" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "ННСС") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу администрации города Ноябрьска (далее - заинтересованное лицо, Департамент, НГДИ) в котором просил суд:
- признать незаконным решение Департамента, выраженное в письме N .1954/105- 104-1-21 от 16.08.2012 об отказе в предоставлении в собственность Общества земельного участка для содержания и эксплуатации склада АРИ N 2, склада АРИ N 3, производственного корпуса РММ, материально-технического склада, СТО, теплой стоянки для дорожной спецтехники, склада оборотных агрегатов, диспетчерского пункта с теплой стоянкой для дежурного автотранспорта, имеющего адресный ориентир: ЯНАО, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель XV;
- обязать Департамент заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 89:12:11-11-15:0009, площадью 68 822 кв.м, имеющего адресный ориентир: ЯНАО, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель XV, с выкупной ценой в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на момент обращения (август 2011 года) и направить его в адрес Общества;
- признать незаконным решение Департамента, выраженное в письме N 1953/105- 104-1-21 от 16.08.2012 об отказе в предоставлении в собственность Общества земельного участка для содержания и эксплуатации арочника, теплой стоянки дорожной спецтехники, имеющего адресный ориентир: ЯНАО, г. Ноябрьск, микрорайон "Вынгапуровский", промзона, панель III;
- обязать Департамент заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 89:12:16 02 03:0001, площадью 31300 кв.м, имеющего адресный ориентир: ЯНАО, г. Ноябрьск, микрорайон "Вынгапуровский", промзона, панель III, с выкупной ценой в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на момент обращения (август 2011 года), и направить его в адрес Общества.
Заявленные требования мотивированы нарушением действиями (бездействием) Департамента законного права заявителя на приобретение земельных участков в собственность.
Решением от 06.02.2013 по делу N А81-3911/2012 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа отказал в удовлетворении заявленных ООО "Ноябрьскнефтеспецстрой" требований.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Ноябрьскнефтеспецстрой" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на незаконность отказа Департамента. Указывает, что требование истца о предоставлении в собственность земельного участка основано на положениях ст. 36 Земельного кодекса РФ. Указанный в заявлении размер площади истец считает оптимальным для эффективной и безопасной работы предприятия.
Податель жалобы считает, что размер земельного участка должен определяться в соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ. В тексте апелляционной жалобе истец приводит доводы в обоснование испрашиваемой в собственность площади земельных участков. Считает, что для определения размера земельного участка, расположенного под объектами недвижимости необходимо применять п. 25 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Ноябрьск.
Истец считает, что имеет право выкупить спорные земельные участки по цене 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, поскольку первоначальное обращение истца к ответчику состоялось в августе 2011 года.
Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции, рассмотрев настоящий спор, не дал оценки первоначальному отказу Департамента.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела и апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Администрацией г. Ноябрьска и ООО "ННСС" в 1999 г. заключен договор N 1-99 аренды земельного участка общей площадью 7,1659 га для эксплуатации производственной базы в П-ХV промузла Пелей сроком на 50 лет до 01.10.2048 г. Дополнительным соглашением N 3 от 01.03.2005 к договору N 1-99 установлено, что НГДИ как арендодатель предоставляет ООО "ННСС" в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 89:12:11-11-15:0009, общей площадью 68822 кв.м., имеющего адресный ориентир: ЯНАО, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель XV, для содержания и эксплуатации теплой стоянки, КПП, склада АРИ N 2, склада N 3, СТО, материально-технического склада, подстанции КТП-40, узла учета холодной и горячей воды, производственного корпуса с бытовыми помещениями.
24.08.2007 между НГДИ и ООО "ННСС" также заключен договор N 443-07 аренды земельного участка, в соответствии с которым Общество принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 89:12:16 02 03:0001, общей площадью 31 300 кв.м., имеющего адресный ориентир: ЯНАО, г. Ноябрьск, мкрн. Вынгапуровский, промзона, панель III, для содержания и эксплуатации производственной базы сроком до 18.05.2012.
Права собственности ООО "ННСС" на склад АРИ N 2, склад АРИ N 3, производственный корпус РММ, материально-технический склад, СТО, теплую стоянку для дорожной спецтехники, склад оборотных агрегатов, диспетчерский пункт с теплой стоянкой для дежурного автотранспорта, арочник, теплую стоянку дорожной спецтехники подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 л.д.42-49, т.2 л.д.12-13).
23.08.2011 ООО "ННСС" обратилось в Департамент с заявлениями исх. N N 476/22, 477/22 о предоставлении в собственность Общества земельных участков с кадастровыми номерами 89:12:11-11-15:0009 площадью 68822 кв.м., 89:12:16 02 03:0001 площадью 31 300 кв.м.
Департамент отказал Обществу в предоставлении в собственность земельных участков на том основании, что представленные документы свидетельствуют о несоразмерности площади объектов недвижимости и занятых ими земельных участков.
09.08.2012 Общество вновь обратилось в Департамент с заявлением исх. N 613/22 о предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 89:12:11-11-15:0009 площадью 68822 кв.м., имеющий адресный ориентир: ЯНАО, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель XV, и земельного участка кадастровый номер 89:12:16 02 03:0001 площадью 31 300 кв.м., имеющий адресный ориентир: ЯНАО, г. Ноябрьск, микрорайон "Вынгапуровский", промзона, панель III.
Письмами от 16.08.2012 исх. N N 1953/105-104-1-21, 1954/105-104-1-21 Департамент отказал Обществу в предоставлении в собственность земельных участков, указав на несоразмерность площади испрашиваемых земельных участков, необходимой для использования объектов недвижимости из их функционального назначения этих объектов.
Изложенный в письмах от 16.08.2012 исх. N N 1953/105-104-1-21, 1954/105-104-1-21 отказ Департамента в предоставлении в собственность земельных участков послужил основанием для обращения ООО "ННСС" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
06.02.2013 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
По правилам части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта, решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит несоответствие оспариваемого отказа действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, при этом законность оспариваемого отказа в силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать Департамент, а факт нарушения прав и законных интересов в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказывать заявитель. Отсутствие или недоказанность одного из указанных фактов влечет отказ в удовлетворении требований заявителя.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказыванию подлежат как исковые требования, так и доводы, положенные в обоснование возражений.
Стороны, согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", указанное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ООО "ННСС" является собственником расположенных на арендуемом земельном участке объектов недвижимости: склад АРИ N 2, склад АРИ N 3, производственный корпус РММ, материально-технический склад, СТО, теплая стоянка для дорожной спецтехники, склад оборотных агрегатов, диспетчерский пункт с теплой стоянкой для дежурного автотранспорта, арочник, теплая стоянка дорожной спецтехники, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Поскольку Общество является собственником указанных объектов недвижимости, то в силу изложенных выше норм действующего законодательства оно имеет исключительное право на приватизацию земельных участков, занятых этими объектами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Постановлением Администрации г. Ноябрьска от 19.10.2009 N П-1900 утверждено Положение о Ноябрьском городском департаменте по имуществу Администрации г. Ноябрьска, согласно которому Департамент является самостоятельным структурным подразделением Администрации г. Ноябрьска, обеспечивающим реализацию полномочий муниципального образования г. Ноябрьск в сфере деятельности управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, принадлежащими муниципальному образованию г. Ноябрьск на праве собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также водными объектами, признаваемыми в соответствии с законом собственностью муниципального образования г. Ноябрьск, в пределах своей компетенции.
Таким образом, заявитель правомерно обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков в НГДИ.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, а именно: копия документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или выписка из государственных реестров о юридическом лице, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в собственность на условиях, установленных земельным законодательством (п.7); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Как следует из материалов дела, в 2011 году ООО "ННСС" обращалось в Департамент с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 89:12:11-11-15:0009 площадью 68822 кв.м., 89:12:16 02 03:0001 площадью 31 300 кв.м.
Пунктом 2 статьи 35 ЗК РФ предусмотрено, что площадь земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Письмами от 09.12.11 N 9821/3743, от 09.12.11 N 9821/3743 и от 11.01.12 N 3896 Департамент отказал Обществу в предоставлении в собственность земельных участков на основании того, что приложенные к заявлениям документы свидетельствуют о несоразмерности площади объектов недвижимости и занятых ими земельных участков.
С указанными письмами Обществу были направлены расчеты площади земельных участков, необходимых, по мнению Департамента, для содержания и эксплуатации объектов недвижимости (л.д. 81-84 т.2).
Согласно расчетам, общая площадь объектов недвижимости, расположенных на земельном участке кадастровый номер 89:12:11-11-15:0009, составляет 14 272,5 кв.м., расчетная площадь земельного участка для выкупа составляет 45 037 кв.м., следовательно, превышение площади занимаемого земельного участка составляет 23 785 кв.м.; общая площадь объектов, расположенных на земельном участке кадастровый номер 89:12:16 02 03:0001, составляет 1 959,80 кв.м., расчетная площадь земельного участка для выкупа составляет 4 377 кв.м., следовательно, превышение площади занимаемого земельного участка составляет 26 923 кв.м. (т.1 л.д.104-105).
Данные мотивированные отказы Департамента Обществом оспорены не были. Доказательств составления и направления в адрес Департамента обоснованных контррасчетов площади участков не имеется.
В 2012 году общество вновь обратилось в Департамент с письмом от 09.08.12 исх. N 613/22 о предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 89:12:11-11-15:0009 площадью 68 822 кв.м., и земельного участка кадастровый номер 89:12:16 02 03:0001 площадью 31 300 кв.м.
Вместе с тем, обращаясь в Департамент с указанным заявлением, Общество не сослалось на конкретные документы, обосновывающие свое требование в части испрашиваемой площади земельных участков, не привело какого-либо обоснования неправильности первоначальных расчетов Департамента, изложенных в письмах от 09.12.11 N 9821/3743, от 09.12.11 N 9821/3743 и от 11.01.12 N 3896.
Письмо Общества от 09.08.12 исх. N 613/22 не содержит указания на приложенные к нему документы, необходимые для принятия Департаментом иного обоснованного решения о предоставлении Обществу в собственность земельных участков конкретной площади, в том числе, позволяющие согласиться с позицией Общества в этой части.
Указанное обстоятельство было подтверждено представителями заявителя в ходе рассмотрения спора судом первой инстанции.
Решение вопроса о предоставлении в собственность земельного участка осуществляется на основании обращения заинтересованного лица, к которому должны быть приложены документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В числе таких документов обязательному представлению подлежат копии документов, подтверждающих обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня ( п. 7).
Обоснование площади испрашиваемых земельных участков, как отмечает и признает само Общество, вытекает из хозяйственного назначения и производственной взаимосвязи объектов недвижимости, для размещения и эксплуатации которых Общество просит землю в собственность. Такое обоснование не следует из остальных документов, виды которых предусмотрены в п.п. 1 - 6 Перечня (касающихся подтверждения правоспособности заявителя и регистрации прав на объекты недвижимости).
Вид и содержание документов (п.7), очевидно, имеют индивидуальный (нетиповой) характер, поскольку подтверждают указанную выше производственную взаимосвязь, хозяйственное назначение объектов недвижимости и прочих активов (транспорта) и прочие особенности производственной деятельности Общества.
Именно такие индивидуальные документы могли позволить Департаменту сделать обоснованный вывод о площади земельных участков, на получение в собственность которых заявитель имеет право.
Как уже отмечено, представленная Обществом в 2011 году совокупность документов, Департаментом была рассмотрена и на их основании даны мотивированные (содержащие расчёты, по мнению Департамента, обоснованно требуемой Обществом площади земельных участков).
Получив письма, содержащие такие мотивированные расчетами отказы, Общество их не оспаривало.
Обращаясь вновь в августе 2012 года, Общество не сослалось на конкретные документы, дополнительно обосновывающие испрашиваемые площади земельных участков.
Сведений и доказательств о предоставлении таких документов, их содержании, неправомерно нерассмотренных или неправильно оцененных Департаментом, в обоснование своего обращения в суд Общество не представило.
Такие документы, обосновывающие особенности производственной деятельности Общества и, соответственно, площадь необходимых ему участков, в частности проект нормативов предельно-допустимых выбросов ООО "ННСС", из которого следует, что Общество относится к предприятию III класса опасности (т.3 л.д.93-104), представлен в материалы настоящего дела суду первой инстанции,.
Кроме того, только в уточнениях к заявлению от 17.01.13 N 35/14 (направленном в настоящее дело 21.01.13, л.д. 1-4, т.3), Общество приводит Суду о наличии на земельных участках проездов, открытых стоянок разворотных площадок и иного имущества, находящегося на балансе общества, и прикладывает соответствующие документы.
Доказательств представления подобного обоснования и документов Департаменту не имеется.
Незаконным может быть признан отказ в удовлетворении обращения, требования которого обоснованы в порядке, установленном законом, в данном случае приложением документов по Перечню, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Изложенный в письмах Департамента от 16.08.12 N 1954/105-104-1-21 и N1953/105-104-1-21, отказ в удовлетворении немотивированного надлежащим образом обращения Общества, содержащегося в письме от 09.08.12 N613/22 незаконным признан быть не может.
Ни Общество в апелляционной жалобе, на Департамент (не представивший отзыв на апелляционную жалобу) не оспаривают выводы суда первой инстанции о наличии у Общества исключительного права на приобретение в собственность участков, предоставленных в аренду по ранее заключенным договорам аренды земельных участков N 1-99 и N 443-07.
Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Между тем, следует принимать во внимание, что к такому выводу суд пришел, оценивая представленные обществом суду, а не департаменту (при обращении с письмом от 09.08.12 N 613/22) документы.
Наличие возможности у Департамента прийти к таким выводам при рассмотрении обращений Общества из материалов дела не следует.
В апелляционной жалобе истец приводит доводы относительно права выкупить спорные земельные участки по цене 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, поскольку первоначальное обращение истца к ответчику состоялось в августе 2011 года. Между тем, из материалов дела не следует, что между сторонами имеется спор о выкупной стоимости земли.
В рамках настоящего спора рассматривается вопрос о правомерности отказа Департамента в предоставлении истцу в собственность спорных земельных участков именно испрашиваемой площади.
В письме от 09.08.12 N 613/22 Общество не заявляло о своем праве на приобретение участков в собственность по льготной цене, соответственно, документально не обосновывало свою принадлежность к лицам, предусмотренным Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, в письмах от 09.12.11 N 9821/3743, от 09.12.11 N 9821/3743 Департамент не выражал и не имел оснований ( в связи с отсутствием такого обращения) для выражения отказа в предоставлении участков в собственность по льготной цене.
Заявленное в настоящем деле требование об обязании заключить договоры купли-продажи является вторичным по отношению к требованию о признании незаконным отказа в предоставлении участков именно испрашиваемой площади.
По основанию отсутствия у общества право на выкуп по льготной цене Департамент отказ в предоставлении участков не заявлял.
Доказательств заявления Обществом о реализации данного права материалы дела не содержат.
В связи с чем оспариваемый в настоящем деле отказ не нарушает имеющиеся, по мнению Общества, права и законные интересы на выкуп по льготной цене.
Как следует из материалов дела, свое мнение о наличии у него право на выкуп по льготной цене Общество впервые озвучило в уточнениях к заявлению от 17.01.13 N 35/14 (направленном в настоящее дело 21.01.13, л.д. 1-4,т.3).
Судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные права ( ст. 11 ГК РФ).
Департаментом не рассматривалось, не оспаривалось и, соответственно, не могло быть нарушено предполагаемое право Общества на выкуп земельных участков по льготной цене.
Уклонение Департамента от заключения договора купли-продажи по мотиву отрицания права Общества на выкуп по льготной цене места не имело. Соответственно, основания к понуждению (обязанию) по этому основанию заключить договор отсутствуют.
Предусмотренная п. 6 ст. 36 Земельного кодекса обязанность осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю возникает в случае принятия Департаментом как органом, предусмотренным ст. 29 ЗК, решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Общество не было согласно выкупить участки площадью, расчет которых был изложен Департаментом в 2011 году, а незаконность непринятия Департаментом решения о предоставлении их в собственность по заявлению Общества, содержащемуся в письме N 613/22 и, соответственно, незаконность неподготовки проектов договоров купли-продажи участков требуемой Обществом площади в ходе рассмотрения настоящего дела не установлены, поэтому нет оснований удовлетворения требований об обязании их заключить.
Доводы подателя жалобы о том, что суд первой инстанции не рассмотрел первоначальные причины отказа Департамента в предоставлении в собственность земельных участков, данные в письме от 2011 года, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку в рамках настоящего спора Общество оспаривало законность отказа Департамента на обращение, изложенное в письме Общества от 09.08.12 N 613/22.
Доводы, изложенные в тексте апелляционной жалобы, не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта в любом случае, а также иных нарушений процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа - Югры от 06 февраля 2013 года по делу N А81-3911/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3911/2012
Истец: ООО "Ноябрьскнефтеспецстрой"
Ответчик: Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьска