г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2013 г. |
Дело N А56-67931/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Г.В. Борисовой, И.Б.Лопато
при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Берилло А.А. - доверенность N 05/3ГДПКВ/317 от 27.09.2012
от ответчика (должника): предст. Дорошевский А.А. - доверенность N 23-2-19-19 от 14.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8077/2013) Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2013 по делу N А56-67931/2012 (судья Трохова М.В.), принятое
по иску (заявлению) Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Отделу надзорной деятельности Невского района УНД ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу
о признании недействительными распоряжений
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - заявитель, ГУП "ТЭК", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными распоряжений Отдела надзорной деятельности Невского района УНД ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу (далее - Отдел) N 2-19-1416, N 2-19-1417, N 2-19-1418, N 2-19-1419, N 2-19-1420, N 2-19-1422, N 2-19-1422, N 2-19-1423, N 2-19-1424, N 2-19-1425, N 2-19-1426, N 2-19-1427, N 2-19-1428, N 2-19-1429, N 2-19-1430, N 2-19-1431, N 2-19-1432, N 2-19-1433, N 2-19-1434, N 2-19-1435, N 2-19-1436, N 2-19-1437, N 2-19-1438, N 2-19-1439, N 2-19-1440, N 2-19-1442 от 10.10.2012 о проведении внеплановых выездных проверок.
Решением суда от 22.01.2013 в удовлетворении заявленных требований ГУП "ТЭК" отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие просит решение суда от 22.01.2013 отменить и удовлетворить требования заявителя. По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение вынесено с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Как указывает податель жалобы, Протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина от 26.09.2012 N РД-П7-68пр не может являться основанием для проведения внеплановых проверок в отношении Предприятия, поскольку ГУП "ТЭК" не поименовано в нем в качестве юридического лица, в отношении которого должны быть проведены мероприятия по надзору; заместитель начальника ОНД Невского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Федоров С.И. не мог являться ответственным должностным лицом на издание распоряжений о проведении внеплановых выездных проверок, поскольку он не упомянут ни в Протоколе совещания, ни в Распоряжении N 362 от 08.10.2012 о проведении проверок взрывоопасных производственных объектов. Также податель жалобы указывает, что в Протоколе совещания от 26.09.2012 предложено провести проверку взрывоопасных оборонных и гражданских производств, однако в распоряжении главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору N 362 от 08.10.2012 предмет проверки был расширен. Кроме того, по мнению ГУП "ТЭК" Предприятие в своей деятельности не связано с взрывоопасными технологиями, действующее законодательство не содержит легального определения "взрывоопасный объект", а следовательно, не установлены существенные признаки, по которым производство признается взрывоопасным.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы. Представитель Отдела доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу Предприятия - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 10.10.2012 заместителем начальника Отдела надзорной деятельности Невского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу изданы распоряжения N 2-19-1416, N 2-19-1417, N 2-19-1418, N 2-19-1419, N 2-19-1420, N 2-19-1422, N 2-19-1422, N 2-19-1423, N 2-19-1424, N 2-19-1425, N 2-19-1426, N 2-19-1427, N 2-19-1428, N 2-19-1429, N 2-19-1430, N 2-19-1431, N 2-19-1432, N 2-19-1433, N 2-19-1434, N 2-19-1435, N 2-19-1436, N 2-19-1437, N 2-19-1438, N 2-19-1439, N 2-19-1440, N 2-19-1442 о проведении внеплановых выездных проверок в отношении эксплуатируемых Предприятием объектов недвижимости.
Полагая вынесенные распоряжения о проведении проверок незаконными, ГУП "ТЭК" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления Предприятия, сделав вывод о том, что оспариваемые распоряжения соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение представителей сторон, не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор представляет собой осуществляемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
Согласно статье 6.1 Закона N 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных названной статьей.
Одно из оснований проведения внеплановой проверки содержится в пункте 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ - это приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Аналогичное основание проведения внеплановой проверки предусмотрено пунктом 4 статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ.
Обжалуемые Предприятием Распоряжения, как следует из их содержания, изданы с целью выполнения поручения распоряжения Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 08.10.12 N 362 (л.д.62), которое, в свою очередь, издано во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина от 26.09.2012 N РД-П7-68пр, изложенного в Протоколе совещания от 26.09.2012 N РД-П7-68-пр (л.д.64-66).
Как правомерно указал суд первой инстанции, названное поручение не является актом Правительства Российской Федерации, подлежащим официальному опубликованию применительно к положениям Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763.
Как следует из содержания пункта 2 Протокола совещания, Министру МЧС России Пучкову В.А. поручено провести проверку взрывоопасных оборонных и гражданских производств, расположенных на территории Российской Федерации, в том числе, на наличие необходимой численности пожарных команд на соответствующих предприятиях. Таким образом, оговорка "в том числе" свидетельствует о том, что предмет проверки не ограничивался только лишь необходимостью осуществления контроля в отношении численности и наличия на предприятиях пожарных команд.
Распоряжение главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору Г.Н. Кириллова от 08.10.2012 N 362 издано на основании поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина от 26.09.2012 N РД-П7-68пр и в установленном порядке с соблюдением правил подсудности заявителем не оспорено, а соответственно, доводы Предприятия о том, что данное распоряжение незаконно и расширяет предмет проверки, не могут быть рассмотрены и оценены в рамках данного дела, к тому же, без участия в деле Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При наличии не оспоренного в установленном порядке Распоряжения Кириллова от 08.10.2012 N 362, во исполнение которого заместителем начальника ОНД Невского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу были изданы оспариваемые распоряжения о проведении проверки объектов защиты, принадлежащих ГУП "ТЭК", оснований для признания обжалуемых распоряжений не соответствующих закону, а также изданных неуполномоченным должностным лицом, не имеется. В силу пунктов 9-11 постановления Правительства РФ от 12.03.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители наделены полномочиями на проведение проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции особо обращает внимание на то обстоятельство, что при обращении с заявлением в суд первой инстанции, а также при рассмотрении дела в суде, ни одного из приведенных в апелляционной жалобе оснований в обоснование заявленного предмета спора заявителем не приведено, оценка этим доводам судом не давалась, Отдел также был лишен возможности аргументировано защищаться и приводить свои возражения в отношении приведенных только лишь в апелляционной инстанции доводов, что в силу положений части 2 статьи 9, статьи части 3 статьи 266 АПК РФ недопустимо и свидетельствует о недобросовестном пользовании заявителем своими процессуальными правами.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ГУП "ТЭК" не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе суд относит на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 января 2013 года по делу N А56-67931/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67931/2012
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности Невского района УНД ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу