г. Самара |
|
28 мая 2013 г. |
Дело N А55-19403/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Романенко С.Ш.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головихиным А.В. до перерыва и Кузьминой А.В. после перерыва,
с участием: от ответчика - представитель Филев С.И. по доверенности от 11.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16-23 мая 2013 года в зале N 6 помещения суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Дом -75" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2012 года, принятое по делу N А55-19403/2012 (судья Разумов Ю.М.), по иску Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869), к обществу с ограниченной ответственностью "Дом -75" (ОГРН 1026301157849, ИНН 6316041861), о взыскании 40 282 186 руб. 65 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Дом -75" о взыскании 40 282 186 руб. 65 коп., в том числе: 13 505 091 руб.23 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.05.2010 по 31.01.2011 по договору аренды земельного участка N 401 от 03.10.2008, 26 777 095 руб. 42 коп. пени за период с 01.04.2010 по 31.01.2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2012 года по делу N А55-19403/2012 с ООО "Дом -75" в пользу Министерства строительства Самарской области взыскано 14 472 058 руб. 43 коп., в том числе: 13 505 091 руб. 23 коп. основного долга, 966 967 руб. 20 коп. пени, и в доход Федерального бюджета РФ госпошлину 71 853 руб. 39 коп. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Дом -75" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение изменить.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании 16.05.2013 г. в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 23.05.2013 г. до 15 часов 55 минут, после чего судебное заседание продолжено.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представитель ООО "Дом -75" апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представители истца не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя ответчика, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, 03.10.2008 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и обществом с ограниченной ответственностью "Дом-75" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 401, в соответствии с которым Министерство являлось арендодателем, а ответчик арендатором земельного участка кадастровый номер 63:01:07: 04 004:0033 площадью 70780,10 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная (между Седьмой и Восьмой просекой).
Согласно ст.ст. 131, 164, 609 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды на указанный объект недвижимости был зарегистрирован 23.10.2008 г.
Впоследствии 09.07.2009 г. между сторонами было подписано дополнительное соглашение N 1, которым изменен расчет арендной платы (Приложение N 1 к дополнительному соглашению) (л.д.20), так ежемесячный размер арендной платы составил с апреля 2008 г. - 1445200,03 руб., в 2009 году -842 576,91 руб., в 2010 году в январе -феврале - 1113991,07 руб., в марте -1125969,47 руб., с апреля по декабрь -1485321,43 руб., в 2011 году - 1622519,79 руб.
В соответствии с условиями заключенного договора (пункт 4.4.) арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату ежемесячно в срок до десятого числа текущего месяца за право пользования земельным участком.
Однако условия договора ответчик не исполнил, как и не исполнил ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с нарушением сроков уплаты арендной платы.
Как указал истец, арендная плата ответчиком вносилась в неполном объеме или вообще не вносилась, согласно расчету истца за период с 01.05.2010 по 31.01.2011 у ответчика образовалась задолженность в сумме 13 505 091,23 руб., за взысканием которой истец обратился с настоящим иском в суд, начислив пени в сумме 26 777 095,42 руб. за период с 01.04.2010 по 31.01.2011.
Суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования в части взыскания долга не учел следующее.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Установление после введения в действие Постановления N 582 или применение ранее установленных упомянутыми органами регулируемых ставок арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей жилищного строительства, исходя из рыночной стоимости земельного участка или рыночного размера годовой арендной платы на основании отчета независимого оценщика, не соответствует требованиям Земельного кодекса, Вводного закона к Земельному кодексу, принципам и правилам, установленным в Постановлении N 582.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2011 г. N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов РФ и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Возможность и случаи определения размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков установлены пунктом 3 правил и предусматривают, наряду с иными обстоятельствами, определение размера арендной платы в виде 2% от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации; право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Из материалов дела следует, что земельный участок предоставлялся обществу для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, данный факт подтверждается Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 04.09.2008 г. N 334-п.,постановление Главы города Самары от 31.03.2005 г. N 300 с актом о выборе земельного участка для строительства, постановление Главы города Самары от 31.03.2005 г. N382.
Кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная (между Седьмой и Восьмой просекой), площадью 70780,10 кв.м, с кадастровым номером 63:01:07: 04 004:0033, согласно кадастровой выписке из государственного кадастра недвижимости составляет 357908777руб.06.
Таким образом, размер арендной платы за использование спорного земельного участка в год составляет 7158175руб.60 коп.. (357908777руб.06. х 2%), в месяц - 596514 руб.70 коп. (7158175руб.60 коп. : 12 мес.), а за период с 01.05.2010 г. года по 31.01.2011 года - 5 965 146 руб. 28 коп.
При этом, истец просил взыскать с ответчика пени за просрочку исполнения обязательств по оплате арендной платы в сумме 26 777 095,42 руб. за период с 01.04.2010 по 31.01.2011.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Основанием для применения неустойки является факт неправомерного поведения стороны в обязательстве.
Факт не надлежащего исполнения ответчиком условий договора аренды N 401 от 03.10.2008 подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Учитывая, что подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям неисполнения обязательства по оплате ввиду установления в договоре высокого её размера (0,3% в день, что составит 110 % годовых) по сравнению со ставкой рефинансирования ЦБ РФ (8 % годовых на день предъявления иска или же 0,02% в день), поэтому суд первой инстанции обоснованно уменьшил пени в шесть раз (что не ниже двух кратной ставки рефинансирования ЦБ РФ) до 966 967 руб. 20 коп.
Таким образом, с учетом представленных в дело доказательств апелляционный суд считает, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и в силу п.3 ч.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Самарской области от 20 ноября 2012 года, принятое по делу N А55-19403/2012 подлежит изменению в части взыскания долга, с принятием по делу нового судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2012 года, принятое по делу N А55-19403/2012, изменить. Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дом -75" (ОГРН 1026301157849, ИНН 6316041861) в пользу Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869) задолженность по арендной плате в сумме 5 965 146 руб. 28 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дом -75" (ОГРН 1026301157849, ИНН 6316041861) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 39 984 руб. 74 коп.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Взыскать с Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дом -75" (ОГРН 1026301157849, ИНН 6316041861) расходы по уплате государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 руб.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19403/2012
Истец: Министерство строительства Самарской области
Ответчик: ООО "Дом -75"
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары, ООО "Дом-75", Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области