город Омск |
|
29 мая 2013 г. |
Дело N А70-12941/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черемновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3044/2013)
Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.02.2013
по делу N А70-12941/2012 (судья Безиков О.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЯСПО"
к Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области
о признании незаконным отказа, выраженного в письме N 09/4086-12 от 07.11.2012,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - Козырев Андрей Анатольевич по доверенности N 14/569-13 от 20.02.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от общества с ограниченной ответственностью "ЯСПО" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЯСПО" (далее - заявитель, общество, ООО "ЯСПО") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - заинтересованное лицо Департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной поддержки по направлению "Государственная поддержка семеноводства", выраженного в письме N 09/4086-12 от 07.11.2012.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.02.2013 по делу N А70-12941/2012 требования общества удовлетворены: спорный отказ признан недействительным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявки ООО "ЯСПО" на получение субсидии в соответствии с Положением о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утв. постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N180-п.
С решением суда первой инстанции заинтересованное лицо не согласилось, обжаловало его в Восьмом арбитражном апелляционном суде.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
В мае 2012 года общество обратилось в Департамент с заявкой на получение государственной поддержки по направлению "Государственная поддержка семеноводства" в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п.
Письмом N 09/4086-12 от 07.11.2012 Департамент отказал обществу в предоставлении субсидии по причине несоответствия категории получателей субсидии. При этом Департамент исходил из того, что ООО "ЯСПО" не является сельскохозяйственным товаропроизводителем и не относится к иным организациям, возделывающим сельскохозяйственные культуры, поскольку доля доходов от реализации этой продукции у заявителя составляет менее семидесяти процентов за календарный год.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с указанным заявлением, в котором изложил доводы об отнесении его к иным организациям, возделывающим сельскохозяйственные культуры, а также то, что основная реализация продукции пришлась на весну 2012 года.
Суд первой инстанции доводы заявителя принял во внимание и, удовлетворяя заявленные требования, указал в тексте своего решения, что действующее законодательство не устанавливает порядок определения доли дохода от реализации исходя из предшествующего периода, в связи с чем в рассматриваемом случае не имеет правового значения доля дохода, определенная Департаментом по итогам 2011 года, с учетом доводов заявителя о том, что основная реализация сельскохозяйственной продукции пришлась на весну 2012 года.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Департамент просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Заинтересованное лицо полагает, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, у которых доля от реализации продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. При этом, календарный год исчисляется с 1 января по 31 декабря. На момент подачи заявок о предоставлении субсидий календарный 2012 год еще не истек, в связи с чем данные 2012 года не могли быть взяты за основу. Согласно данных бухгалтерского баланса, который общество предоставило вместе с заявкой, за 2011 год доля дохода ООО "ЯСПО" от реализации собственной продукции составила 61%.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств в обоснование довода о реализации основной доли сельскохозяйственной продукции в 2012 году. Напротив, в соответствии с представленной в орган местного самоуправления отчетности о финансово-экономическом состоянии агропромышленного комплекса за 1 квартал 2012 года доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции у ООО "ЯСПО" составила 37%.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя заинтересованного лица, поддержавшего доводы жалобы. Заявитель, оповещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, ходатайства об отложении не заявил, в связи с чем по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Департамента, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Тюменской области выплачиваются в соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области", постановление Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства".
В статье 1 указанного Закона даны понятия сельскохозяйственного производства, государственной поддержки сельскохозяйственного производства и субъектов государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
Так, сельскохозяйственное производство это совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Государственная поддержка сельскохозяйственного производства - комплекс мер финансового, экономического, управленческого, информационного, организационного, правового и иного характера, направленных на создание благоприятных условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, обеспечение потребностей Тюменской области в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.
Субъекты государственной поддержки сельскохозяйственного производства (далее - также субъекты государственной поддержки), зарегистрированные и состоящие на налоговом учете на территории Тюменской области:
1) сельскохозяйственные товаропроизводители, непосредственно осуществляющие производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции, а также продукции переработки сельскохозяйственного сырья, любых организационно-правовых форм, включая крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства;
2) организации, обслуживающие сельскохозяйственных товаропроизводителей (предприятия по материально-техническому обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей, машинно-технологические станции, ремонтно-технические предприятия, организации по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей товарами ветеринарно-зоотехнического назначения (зооветснабы), организации, осуществляющие проведение агрохимических работ и другие);
3) перерабатывающие организации (молочные комбинаты, мясокомбинаты, рыбозаводы и другие);
4) иные организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и сырье.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Из указанного следует, что право на субсидию имеется у сельскохозяйственного производителя при условии, что в его доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
При этом, условие "за календарный год" определено как императивное и перечисленными выше актами не раскрывается, а также не уточняется.
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В силу пунктов 1, 2 Федерального закона от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете", действующего на момент принятия оспариваемого отказа, отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
Такое же определение календарному году дано в пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени": календарный год - период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Календарный год имеет порядковый номер в соответствии с григорианским календарем.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что обязательный критерий "календарный год" должен приниматься во внимание применительно к периоду времени с 1 января по 31 декабря.
Из этого следует, что на момент обращения лица, претендующего с заявлением о предоставлении субсидий, во внимание должен быть принят календарный год, предшествующий моменту обращения с соответствующим заявлением. Иначе не будет соблюдено указанное условие.
В рассматриваемом случае общество обратилось с заявками к Департаменту в мае 2012 года, в связи с чем заинтересованное лицо правомерно учло результаты хозяйственной деятельности заявителя за 2011 год. Учесть результаты деятельности за 2012 год в этом случае невозможно, поскольку 2012 год на тот момент еще не истек.
По таким основанием апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что из буквального содержания статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ не следует, что для определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя доля дохода от реализации должна определяться применительно к предшествующему периоду, а доля дохода, определенная Департаментом по итогам 2011 года, не имеет значения.
Кроме того, принятые во внимание судом первой инстанции доводы заявителя о том, что основная реализация сельскохозяйственной продукции пришлась на весну 2012 года, никоим образом не проверены и не установлены на предмет их соответствия действительности.
В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "ЯСПО" в материалы дела не представило документов, достоверно подтверждающих его соответствие установленным требованиям, в связи с чем оснований для отнесения общества к сельскохозяйственным товаропроизводителям не имелось.
Учитывая изложенные выводы, следует признать суд первой инстанции допустившим неправильное применение норм материального права (неверное толкование), а решение - подлежащим отмене. Требования общества следует оставить без удовлетворения.
Судебные расходы по делу подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.02.2013 по делу N А70-12941/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ЯСПО" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12941/2012
Истец: ООО "ЯСПО"
Ответчик: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области