город Омск |
|
29 мая 2013 г. |
Дело N А75-9303/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Зиновьевой Т.А., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2046/2013) государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.01.2013 по делу N А75-9303/2012 (судья Фёдоров А.Е.), принятое по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
к комитету по опеке и попечительству Нефтеюганского района
о взыскании 1 108 566 руб. 37 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от комитета по опеке и попечительству Нефтеюганского района - Кулага Е.Л. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 15 от 18.01.2013 сроком действия до 31.12.2013),
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры, Управление, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к комитету по опеке и попечительству Нефтеюганского района (далее по тексту - Комитет, учреждение, заинтересованное лицо) о взыскании 1 108 566 руб. 37 коп., в том числе, пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 164 385 руб. 48 коп., пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 23 582 руб. 80 коп., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 18 020 руб. 59 коп., пени на недоимку по страховым взносам обязательное медицинское страхование в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования в размере 18 597 руб. 45 коп., финансовые санкции в размере 883 980 руб. 05 коп. за несвоевременное представление в Управление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование за первый квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры требования частично, взыскав с Комитета в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 107 098 руб. 22 коп., пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 17 116 руб. 45 коп., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 15 884 руб. 83 коп., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 12 358 руб. 90 коп., финансовые санкции в размере 1000 руб. за несвоевременное представление в орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование за первый квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, всего взыскано 153 458 руб. 18 коп., в удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказал.
При этом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из пропуска Управлением срока для взыскания пеней, начисленных в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов за 2010 год, в судебном порядке. Кроме того, арбитражный суд счёл возможным уменьшить общую сумму подлежащей взысканию финансовой санкции до 1000 руб., приняв во внимание ряд обстоятельств, смягчающих ответственность.
Частично не согласившись с принятым решением, ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что по своей природе уточненные требования, выставленные на уплату пени по страховым взносам за 2010 год, не являются уточнёнными, поскольку не отражают новых (измененных) обязательств по уплате взносов, а лишь отражают остаток ранее выявленной задолженности.
В обоснование апелляционной жалобы ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры указывает, что Комитетом 10.04.2012 были предоставлены откорректированные Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (форма РСВ-1 ПФР) за 1 квартал 2010 года, за полугодие 2010 года и календарный 2010 год, согласно которым обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов изменилась в сторону увеличения, что, в свою очередь, и повлекло за собой со стороны ГУ УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО - Югры выставление 19.04.2012 уточненных требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N N 02700540060581, 02700540060582, 02700540060597.
К апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры приложены дополнительные доказательства: расчёты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010 год.
Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, независящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не указал причин невозможности представления суду первой инстанции вышеперечисленных документов и не заявил ходатайство об их приобщении к материалам настоящего дела. Суд апелляционной инстанции также считает, что подателем апелляционной жалобы не подтверждено того обстоятельства, что у него отсутствовала возможность представления суду первой указанных выше документов.
В связи с названными обстоятельствами перечисленные выше документы, приложенные к апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры, подлежат возврату подателю жалобы.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Комитет просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации части.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, выслушав представителя Комитета, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства в обжалуемой части.
10.04.2012 Комитетом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации были предоставлены корректирующие расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) (далее по тексту - расчеты по страховым взносам) за 1 квартал 2010 года (л.д.13-14), за полугодие 2010 года (л.д.21-22), 9 месяцев 2010 года (л.д.29-30) и календарный 2010 год (л.д.35-36).
19.04.2012 ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры были выставлены уточненные требования об уплате пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов за 1 квартал 2010 года, за полугодие 2010 года и календарный 2010 год, N N 02700540060581 (л.д.15), 02700540060582 (л.д.23), 02700540060597 (л.д.37).
На уплату пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов за 9 месяцев 2010 года, ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры 19.04.2012 было выставлено первичное требование N 02700540060584 (л.д.31).
Также территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации были проведены камеральные проверки расчетов по страховым взносам за 1 квартал 2011 года, за полугодие 2011 года и за 9 месяцев 2011 года, о чём были составлены акты камеральной проверки от 20.04.2012 N 02700530002887 (л.д.67-69), от 20.04.2012 N 02700530002888 (л.д.73-75), от 19.04.2012 N 02700530002890 (л.д.70-72).
По результатам камеральных проверок было установлено несвоевременное предоставление расчетов по страховым взносам за 1 квартал 2011 года (при установленном сроке предоставления 17.05.2011 фактически предоставлен 11.04.2012), за полугодие 2011 года (при установленном сроке предоставления 16.08.2011 фактически предоставлен 12.04.2012) и за 9 месяцев 2011 года (при установленном сроке предоставления 16.11.2011 фактически предоставлен 12.04.2012).
По результатам рассмотрения актов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации вынесены решения от 31.05.2012 N N 027 005 12 РК 0004336 (л.д.88-89), 027 005 12 РК 0004342 (л.д.84-85), 027 005 12 РК 0004343 (л.д.86-87) о привлечении учреждения к ответственности на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) в виде взыскания, соответственно, штрафа в сумме 298 094 руб. 40 коп. (по расчету за 1 квартал 2011 года), штрафа в сумме 343 487 руб. 40 коп. (по расчету за полугодие 2011 года), штрафа в сумме 212 398 руб. 25 коп. (по расчету за 9 месяцев 2011 года).
Наличие у Комитета задолженности по уплате пеней и финансовых санкций явилось основанием для обращения ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
17.01.2013 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято частично обжалуемое ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18, подпунктам 1, 2 пункта 2 статьи 28 Закона 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются 1 квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год.
По правилам пункта 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Как установлено пунктом 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В силу части 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (пункт 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Согласно статье 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно части 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пени с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона N 212-ФЗ, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, установлен статьей 19 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 5 которой решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Из части 5 названной статьи следует, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Согласно пункту 6 указанной статьи требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Пунктом 9 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ предусмотрено право органов контроля за уплатой страховых взносов предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски, в том числе о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела и апелляционной жалобы, ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры, обосновывая правомерность взыскания пеней по уточненным требованиям, ссылается на часть 8 статьи 22 Закона N 212-ФЗ, согласно которой в случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.
По утверждению заявителя, Комитетом 10.04.2012 были предоставлены откорректированные расчеты по страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) за 1 квартал 2010 года, за полугодие 2010 года и календарный 2010 год, согласно которым обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов изменилась в сторону увеличения, что, в свою очередь, и повлекло за собой со стороны ГУ УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО - Югры выставление 19.04.2012 уточненных требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N N 02700540060581, 02700540060582, 02700540060597.
Однако, в нарушение части 1 статьи 65, части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управлением в материалы дела не представлены доказательства означенного утверждения, как и не представлены справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме 3-ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов", составление которой прямо предусмотрено частью 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ.
Как следует из уточненного требования от 19.04.2012 N 02700540060581 об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки за 1 квартал 2010 года, оно выставлено взамен требования от 18.10.2010 N 02700540001076, на сумму 3232 руб. 69 коп., в том числе пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в размере 2628 руб. 21 коп., пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии в размере 280 руб. 28 коп., пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) в размере 115 руб. 03 коп., пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) в размере 209 руб. 17 коп.
Согласно представленным таблицам расчета пени по страховым взносам (л.д.16-19), учреждением окончательная оплата недоимки по страховым взносам на страховую часть пенсии, на накопительную часть пенсии, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и на обязательное медицинское страхование в ТФОМС за 1 квартал 2010 года осуществлена 08.06.2010. Управлением пени рассчитаны по указанную дату.
Таким образом, в момент выставления первичного требования 18.10.2010 пени были исчислены и предъявлены к оплате в полном объёме, доказательства того, что после указанной даты обязанность плательщика страховых взносов по уплате пеней изменялась, материалы дела не содержат.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в уточненное требование от 19.04.2012 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 02700540060581 повторно включены суммы пеней, уже обозначенные в требовании от 18.10.2010 N 02700540001076.
При таких обстоятельствах, как верно установлено судом первой инстанции, срок для обращения в арбитражный суд за взысканием пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за 1 квартал 2010 года, следует исчислять с момента предъявления первоначального требования (18.10.2010), а, значит, учитывая дату обращения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражный суд - 09.11.2012, указанный срок в рассматриваемом случае пропущен.
Как следует из уточненного требования от 19.04.2012 N 02700540060582 об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки за полугодие 2010 года, оно выставлено взамен требования от 18.10.2010 N 02700540001077, на сумму 23 157 руб. 53 коп., в том числе пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в размере 19 566 руб. 06 коп., пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии в размере 1224 руб. 70 коп., пени в ФФОМС в размере 822 руб. 99 коп., пени в ТФОМС в размере 1543 руб. 78 коп.
Согласно представленным таблицам расчета пени по страховым взносам (л.д.24-27), учреждением окончательная оплата недоимки по страховым взносам на страховую часть пенсии, на накопительную часть пенсии, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и на обязательное медицинское страхование в ТФОМС за полугодие 2010 года осуществлена 27.12.2011. Управлением пени рассчитаны по указанную дату.
Также, из таблиц расчета пени видно, что, вопреки доводам ГУ УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО - Югры, обязанность Комитета по уплате страховых взносов в связи с представлением 10.04.2012 откорректированного расчета по страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) за полугодие 2010 года не изменялась в сторону увеличения, поскольку после окончательной оплаты недоимки 27.12.2011 задолженность у Комитета по уплате страховых взносов вновь не возникла, хотя, если принимать доводы Управления, должна была бы.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что из уточненного требования от 19.04.2012 N 02700540060582 видно, что заявитель произвел доначисление пеней на ту же сумму недоимки, но по состоянию на более позднюю дату. При этом в данное требование повторно включены суммы пеней, уже обозначенные в требовании от 18.10.2010 N 02700540001077.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что требование от 19.04.2012 N 02700540060582 не является уточненным в смысле пункта 8 статьи 22 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, как верно установлено судом первой инстанции, срок для обращения в арбитражный суд за взысканием пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за полугодие 2010 года, следует исчислять с момента предъявления первоначального требования (18.10.2010), а, значит, учитывая дату обращения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражный суд - 09.11.2012, указанный срок в рассматриваемом случае пропущен.
В отношении пени, начисленных за период с 18.10.2010 по 27.12.2011, суд апелляционной инстанции также находит срок для обращения за судебным взысканием пени пропущенным.
Так, учитывая отсутствие в материалах дела справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов, апелляционный суд признает датой выявления недоимки по пени дату окончания периода исчисления пени, что согласуется с положением пункта 7 статьи 25 Закона N 212-ФЗ, согласно которому пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В пункте 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 указано, что пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В связи с изложенным, срок для обращения в суд за взысканием с Комитета задолженности складывается из трехмесячного срока на предъявление требования, шестидневного срока на его получение, десятидневного срока на его добровольное исполнение и шестимесячного срока на обращение в суд.
Таким образом, учитывая трехмесячный срок направления требования об уплате страховых взносов (по 27.03.2012), и вышеприведенные нормы, заявление о взыскании задолженности по пени, исчисленным на недоимку по страховым взносам за полугодие 2010 года за период с 18.10.2010 по 27.12.2011, должно было быть подано заявителем в суд до 13.10.2012. Вместе с тем указанное заявление подано 09.11.2012, то есть с пропуском установленного срока.
Как следует из требования от 19.04.2012 N 02700540060584 об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки за 9 месяцев 2010 года, оно выставлено на сумму 18 435 руб. 27 коп., в том числе пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в размере 13 583 руб. 33 коп., пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии в размере 2008 руб. 23 коп., пени в ФФОМС в размере 826 руб. 55 коп., пени в ТФОМС в размере 2017 руб. 16 коп.
Согласно представленным таблицам расчета пени по страховым взносам (л.д.32-33), учреждением окончательная оплата недоимки по страховым взносам на страховую часть пенсии и на обязательное медицинское страхование в ТФОМС за 9 месяцев 2010 года осуществлена 27.12.2011, по страховым взносам на накопительную часть пенсии - 19.04.2011, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 31.03.2011. Управлением пени рассчитаны по указанные даты.
Учитывая отсутствие в материалах дела справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов, апелляционный суд признает датой выявления недоимки по пени дату окончания периода исчисления пени, что согласуется с положением пункта 7 статьи 25 Закона N 212-ФЗ, согласно которому пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Учитывая трехмесячный срок направления требования об уплате страховых взносов (даже по крайней из дат по 27.03.2012), и вышеприведенные нормы, заявление о взыскании задолженности по пени, исчисленным на недоимку по страховым взносам за 9 месяцев 2010 года, должно было быть подано заявителем в суд даже по крайней из дат до 13.10.2012. Вместе с тем указанное заявление подано 09.11.2012, то есть с пропуском установленного срока для обращения за судебным взысканием пени.
Как следует из уточненного требования от 19.04.2012 N 02700540060597 об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки за 2010 год, оно выставлено взамен требования от 21.04.2011 N 02700540030621, на сумму 27 302 руб. 43 коп., в том числе пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в размере 21 509 руб. 66 коп., пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии в размере 2953 руб. 14 коп., пени в ФФОМС в размере 371 руб. 19 коп., пени в ТФОМС в размере 2468 руб. 44 коп.
Согласно представленным таблицам расчета пени по страховым взносам (л.д.38-39), учреждением окончательная оплата недоимки по страховым взносам за 2010 год на страховую часть пенсии, на накопительную часть пенсии, и на обязательное медицинское страхование в ТФОМС осуществлена 27.12.2011, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 19.04.2011. Управлением пени рассчитаны по указанные даты.
Также, из таблиц расчета пени видно, что, вопреки доводам ГУ УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО - Югры, обязанность Комитета по уплате страховых взносов в связи с представлением 10.04.2012 откорректированного расчета по страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) за 2010 год не изменялась в сторону увеличения, поскольку после окончательной оплаты недоимки 19.04.2011 и 27.12.2011 задолженность у Комитета по уплате страховых взносов вновь не возникла, хотя, если принимать доводы Управления, должна была бы.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что из уточненного требования от 19.04.2012 N 02700540060597 видно, что заявитель произвел доначисление пеней на ту же сумму недоимки, но по состоянию на более позднюю дату. При этом в данное требование повторно включены суммы пеней, уже обозначенные в требовании от 21.04.2011 N 02700540030621.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что требование от 19.04.2012 N 02700540060597 не является уточненным в смысле пункта 8 статьи 22 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, как верно установлено судом первой инстанции, срок для обращения в арбитражный суд за взысканием пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за 2010 год, следует исчислять с момента предъявления первоначального требования (21.04.2011), а, значит, учитывая дату обращения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражный суд - 09.11.2012, указанный срок в рассматриваемом случае пропущен.
В отношении пени, начисленных за период с 21.04.2011 по 27.12.2011 на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии, на накопительную часть пенсии, и на обязательное медицинское страхование в ТФОМС, суд апелляционной инстанции также находит срок для обращения за судебным взысканием пени пропущенным.
Так, учитывая отсутствие в материалах дела справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов, апелляционный суд признает датой выявления недоимки по пени дату окончания периода исчисления пени, что согласуется с положением пункта 7 статьи 25 Закона N 212-ФЗ, согласно которому пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Учитывая трехмесячный срок направления требования об уплате страховых взносов (по 27.03.2012), и вышеприведенные нормы, заявление о взыскании задолженности по пени, исчисленным на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии, на накопительную часть пенсии, и на обязательное медицинское страхование в ТФОМС за 2010 год за период с 21.04.2011 по 27.12.2011, должно было быть подано заявителем в суд до 13.10.2012. Вместе с тем указанное заявление подано 09.11.2012, то есть с пропуском установленного срока.
Таким образом, поскольку пропуск установленного законом срока на подачу заявления в арбитражный суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правильно отказал ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Комитета пени, начисленных на недоимку по страховым взносам за 1 квартал 2010 года, полугодие 2010 года, 9 месяцев 2010 года и календарный 2010 год.
Кроме того, суд первой инстанции, приняв во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность, учитывая требования справедливости и соразмерности, которым согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П должны отвечать санкции штрафного характера, счёл возможным уменьшить общую сумму подлежащей взысканию финансовой санкции до 1000 руб.
Поскольку каких-либо возражений, доводов относительно указанного вывода арбитражного суда подателем апелляционной жалобы не приведено, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных ГУ - УПФ РФ в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры в обжалуемой части требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции в обжалуемой части правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены частично обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку и заявитель, и заинтересованное лицо от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.01.2013 по делу N А75-9303/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9303/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтеюганске ХМАО- Югры
Ответчик: Комитет по опеке и попечительству администрации Нефтеюганского района, Комитет по опеке и попечительству Нефтеюганского района
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2046/13
03.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2046/13
11.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2046/13
17.01.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9303/12