Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 г. N 11АП-4153/13
г. Самара |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А55-26411/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 мая 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 мая 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - Горшкова Н.А., доверенность от 27.12.2012 г. N 49/13, Тюжина И.Н., доверенность от 27.12.2012 г. N 65/13,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 9 на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2013 г. по делу N А55-26411/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Дедал-С" (ИНН 6319114571, ОГРН 1056319027170), г. Самара,
к Государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 9, г. Самара,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Дедал-С" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Государственному учреждению - Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 9 (далее ответчик) с заявлением о признании незаконным решения от 08 июня 2012 года N 19 осс "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения", произведенных ООО Строительная компания "Дедал-С", обязании возместить ООО Строительная компания "Дедал-С" расходы по обязательному социальному страхованию в сумме 37 538, 62 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2013 г. по делу N А55-26411/2012 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Филиала N 9 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 08 июня 2012 года N 19 осс "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения", произведенных ООО Строительная компания "Дедал-С". На Государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации лице филиала N 9 возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возмещения ООО Строительная компания "Дедал-С" расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 37 538, 62 руб.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель в отзыве указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 16.03.2012 г. по 20.03.2012 г. Государственным учреждением Самарский региональный фонд социального страхования в лице филиала N 9 проведена выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Дедал-С" по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г.
По результатам проверки составлен акт N 19 с/с от 04.05.2012 г., согласно которому не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в сумме 37 538, 62 руб.
08.06.2012 г. ответчиком принято решение N 19осс "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в сумме 37 538, 62 руб., в том числе 33 538, 62 руб. расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности, 4 000 руб. расходы по выплате пособия на погребение.
Согласно оспариваемому решению ответчиком не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в размере 33 538, 62 руб. следующим работникам: Блинцовой Н.Д. за февраль 2010 г., за май 2010 г., Батурову С.Ю. за январь 2010 г., Козлову А.Е. за февраль 2010 г., за март 2010 г., Иванову В.М. за июнь 2010 г., за июль 2010 г.
Ответчик считает, что в нарушение ст. 14 Федерального закона РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователем расчет среднего заработка произведен из фактически начисленной заработной платы за фактически отработанные рабочие дни, в то время как следует расчет производить за фактически отработанные календарные дни.
Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
На основании статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя.
Согласно статье 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федералы законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" регулирует отношения в системе обязательного социальною страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения работником трудового договора.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового возмещения является наступление документально подтвержденного страхового случая. При наступлении страхового случая Фонд социального страхования обязан своевременно выплатить страховое обеспечение (п.п. 2 и. 2 ст. 11 Закона N 165-ФЗ).
При этом факт наличия трудовых правоотношений между страхователем и застрахованными работниками, а также факт наступления страховых случаев заинтересованным лицом не оспаривается.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В акте проверки ответчик указывает на то, что расчет среднего заработка произведен страхователем за фактически отработанные рабочие дни, в то время как следует производить из фактически начисленной заработной платы за фактически отработанные календарные дни.
Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что факт начисления заработной платы за фактически отработанные рабочие дни ответчиком документально не подтвержден, поскольку какие-либо расчеты и ссылки на документально подтвержденные факты в акте проверки и решении отсутствуют, и о том, что в связи с этим ответчиком не установлено нарушений законодательства об обязательном социальном страховании, является правильным.
Постановлением Фонда социального страхования РФ от 07.04.2008 N 81 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, зарегистрированные в Минюсте РФ 13 мая 2008 г.
Согласно пункту 17 Методических указаний описательная часть акта проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в расходовании страхователем средств на цели обязательного социального страхования; начислении и уплате страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством либо указание на отсутствие таковых. По каждому отраженному в акте проверки факту нарушения должны быть указаны, в частности ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения (подпункт "д" п. 17 Методических указаний).
Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющего, не основанных на достаточных доказательствах.
Между тем, какие- либо обоснования содержащихся в акте проверки выводов отсутствуют, выводы не подтверждены документально.
В соответствии с пунктом 10 "Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам" в случае непредставления страхователем в ходе проведения проверки запрашиваемых документов проверяющий вправе истребовать необходимые для проверки документы на основании требования о представлении документов. Документы должны быть представлены страхователем в десятидневный срок в виде заверенных должным образом копий. В случае необходимости проверяющий вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Вывод суда первой инстанции о том, что в нарушение положений пункта 10 Методических указаний и приложения N 6 к ним, проверка была проведена ответчиком фактически в течение одного дня и заявителю не была предоставлена возможность представить необходимые документы, требование о представлении документов заявителю не предъявлялось, соответствует обстоятельствам дела и является правильным.
Из материалов дела следует, что ведение бухгалтерской и финансовой отчетности ООО "Дедал-С" осуществляется ЗАО "Аудит-СВ" в соответствии с договором N 1/12 от 15.02.2012. Проверка осуществлена ответчиком по документам, представленным не в полном объеме, так как у заявителя отсутствовала возможность представления документов по причине нахождения их у ЗАО "Аудит-СВ". В этой связи приказы, табели учета рабочего времени были представлены руководителю Филиала N 9 ГУ - СРО ФСС РФ после получения акта проверки на рассмотрение материалов документальной выездной проверки.
Между тем оспариваемое решение принято заинтересованным лицом без учета представленных документов.
Как следует из материалов дела, Обществом представлены к возражениям по акту проверки: приказ б/н от 29.05.2009 "О предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Блинцовой Н.Д. с 01.06.2009 - 09.06.2009, заявление Блинцовой Н.Д. о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, табель учета использования рабочего времени за июнь 2009 г. - фактически отработано 14 рабочих дней.; приказ б/н от 10.07.2009 "О предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Блинцовой Н.Д. с 13.07.2009 -19.07.2009, заявление Блинцовой Н.Д. о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, табель учета использования рабочего времени за июль 2009 г. -фактически отработано 17 рабочих дней; приказ б/н от 19.08.2009 "О предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Блинцовой Н.Д. с 20.08.2009 -31.08.2009, заявление Блинцовой Н.Д. о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, табель учета использования рабочего времени за август 2009 г., фактически отработано 8 рабочих дней; приказ б/н от 03.09.2009 "О предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Блинцовой Н.Д. с 04.09.2009 -18.09.2009, заявление Блинцовой Н.Д. о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, табель учета использования рабочего времени за сентябрь 2009 г. - фактически отработано 3 рабочих дня; приказ б/н от 12.10.2009 "О предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Блинцовой Н.Д. с 15.10.2009 -19.10.2009, заявление Блинцовой Н.Д. о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, табель учета использования рабочего времени за октябрь 2009 г.- фактически отработано 8 рабочих дней; приказ б/н от 01.11.2009 "О предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Блинцовой Н.Д. с 01.11.2009 -06.11.2009, заявление Блинцовой Н.Д. о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, табель учета использования рабочего времени за ноябрь 2009 г. -фактически отработано 7 рабочих дней; приказ б/н от 24.12.2009 "О предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Блинцовой Н.Д. с 25.12.2009 -30. 12.2009, заявление Блинцовой Н.Д. о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, табель учета использования рабочего времени за декабрь 2009 г. - фактически отработано 10 рабочих дней; приказ б/н от 25.02.2010 "О предоставлении отпуска без сохранении заработной платы Блинцовой Н.Д. с 25.02.2010 по 28.02.2010, заявление Блинцовой Н.Д. о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, табель учета использования рабочего времени за февраль 2010 г. - фактически отработано 5 рабочих дней.
По листку нетрудоспособности ВХ 0578162 Батурову С.Ю. к возражениям по акту проверки обществом представлены приказ б/н от 01.06.2009 "О предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Батурову С.Ю. с 01.06-06.06.2009, заявление Батурова С.Ю. о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, табель учета использования рабочего времени за июнь 2009 г., в котором с 14.06-26.06.2009 проставлен больничный лист; приказ б/н от 01.12.2009 "О предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Батурову С.Ю. с 01.12-11.12.2009, заявление Батурова С.Ю. о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, табель учета использования рабочего времени за декабрь 2009 г.
По листку нетрудоспособности ВР 3923819 Козлов А.Е. с 01.01.2010 по 05.02.2010 к возражениям по акту проверки заявителем представлены приказ б/н от 05.06.2009 "О предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Козлову А.Е. С 06.06-14.06.2009, заявление Козлова А.Е. о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, табель учета использования рабочего времени за июнь 2009 г.
По листку нетрудоспособности ВТ 6553869 Иванов В.М. с 15.06-29.06.2010, листку нетрудоспособности ВТ 6553870 с 29.06-22.07.2010 к возражениям по акту проверки представлены приказ б/н от 30.11.2009 "О предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Иванову В.М. с 01.12-09.12.2009, приказ б/н от 01.01.2010 "О предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Иванову В.М. с 12.05-23.05.2010, приказ б/н от 01.06.2010 "О предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Иванову В.М. с 01.06-09.06.2009, заявления Иванова В.М. о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, табеля учета рабочего времени за июнь, декабрь 2009 г., январь, май 2010 г.
Размер выплаченной указанным работникам заработной платы рассчитан обществом с учетом фактически отработанного ими рабочего времени, что подтверждается табелями учета рабочего времени.
Представленные суду расчеты начисления пособий, приказы, табели учета рабочего времени, листки нетрудоспособности свидетельствуют о том, что расчет пособий произведен обществом в соответствии с требованиями законодательства.
Также ответчиком не принята к зачету сумма в размере 4 000 руб., выплаченная обществом на погребение матери умершего работника Козлова К.А., в связи с не представлением справки о смерти формы N 33, выданной органами ЗАГСа.
При этом сам факт смерти Козлова Е.А. ответчиком не оспаривается.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированно; перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4 000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" выплата социального пособия осуществляется день обращения на основании справки о смерти.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о неправомерности выплаты социального пособия поскольку не была предоставлена справка о смерти на момент обращения, поскольку основанием для выплаты пособия является наступление страхового случая - смерти.
Определяющим фактором для решения вопроса о выплате пособия является дата наступления страхового случая, а не дата обращения с заявлением о выплате пособия или дата представления справки о смерти.
Справка является лишь документом, подтверждающим наступление обстоятельства, являющегося основанием для выплаты пособия. При этом закон не содержит запрет на подтверждение данного обстоятельства иным способом. Факт смерти Козлова Е.А. подтверждается свидетельством о смерти. Доказательств обратного суду не представлено, как не представлено доказательств того, что пособие было выплачено неоднократно.
Таким образом, основания для непринятия к зачету расходов страхователя на выплату пособия на погребение умершего работника, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отсутствуют.
Ответчик не представил объективных и неопровержимых доказательств, свидетельствующих о злоупотребления Обществом правом на возмещение понесенных им расходов на цели социального страхования.
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что оспариваемое решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является не обоснованным, так как не соответствует требованиям пункта 1 статьи 9, подпункта 3 пункта 1 статьи 11, статьи 12, пункта 1 статьи 22 Закона Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования, статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2013 г. по делу N А55-26411/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.