г. Красноярск |
|
31 мая 2013 г. |
Дело N А33-10286/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" мая 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожуховской Е.А.
при участии:
судебного пристава-исполнителя Давыдовой Н.Г., на основании служебного удостоверения,
от Департамента градостроительства администрации г. Красноярска: Пустынской Е.А., представителя по доверенности от 21.01.2013 N 04/214-дг,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Давыдовой Н.Г.
на определение Арбитражного суда Красноярского края от "20" марта 2013 года по делу N А33-10286/2010, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Перун" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Советского района в г. Красноярске (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным решения от 25.05.2010 N 2263.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры администрации г. Красноярска (далее - управление архитектуры).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2010 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Перун" удовлетворено, решение администрации Советского района в г. Красноярске, изложенное в письме от 25.05.2010 N 2263 "Об отказе в размещении объекта", признано недействительным, суд обязал администрацию Советского района в г. Красноярске устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Перун".
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2010 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 18.08.2010 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2011 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 18.08.2010 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 оставлены без изменения.
Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (далее - судебный пристав-исполнитель) 17.01.2013 обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о замене стороны исполнительного производства, а именно должника - администрации Советского района в г. Красноярске в исполнительном производстве N 24286/12/02/24 на Департамент градостроительства администрации г. Красноярска.
Заявление судебного пристава-исполнителя рассмотрено с участием Департамента градостроительства администрации г. Красноярска (далее - департамент).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 20 марта 2013 года отказано в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя о замене стороны исполнительного производства.
Судебный пристав-исполнитель обратился с апелляционной жалобой, в которой с определением суда первой инстанции от 20.03.2013 не согласен, считает, что в рамках исполнительного производства N 24286/12/02/24 должник - администрация Советского района в г. Красноярске, подлежит замене на Департамент градостроительства администрации г. Красноярска в связи с изменением законодательства, а именно в связи с отменой полномочий администраций районов г. Красноярска в сфере строительства, архитектуры и землепользования и передачей указанных полномочий Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает на то, что не является правопреемником администрации.
Общество с ограниченной ответственностью "Перун", администрация Советского района в г. Красноярске, Управление архитектуры администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Согласно статье 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Из анализа приведенных норм следует, что замена выбывшей стороны ее правопреемником в арбитражном судебном процессе (процессуальное правопреемство) возможно лишь в том случае, когда в процессе рассмотрения спора произошло правопреемство в материальном правоотношении, что должно быть подтверждено в соответствии с требованиями статей 65, 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимыми и допустимыми доказательствами лицом, заявившим о такой замене (правопреемстве).
Основанием для процессуального правопреемства является переход субъективных материальных прав и обязанностей от одного лица к другому.
Таким образом, в целях определения возможности процессуального правопреемства судом должны быть исследованы материально-правовые основания выбытия (перемены лиц в обязательствах) одной из сторон в установленном правоотношении.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в спорном правоотношении правопреемство в отношении должника (администрации) отсутствует, оснований для его замены на другое юридическое лицо - департамент, не имеется, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, кроме прочего, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2010 года по настоящему делу решение администрации Советского района в г. Красноярске, изложенное в письме от 25.05.2010 N 2263 "Об отказе в размещении объекта", признано недействительным, суд обязал администрацию Советского района в г. Красноярске устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Перун".
Как следует из судебных актов по настоящему делу, основанием для удовлетворения заявленных обществом требований послужил вывод о том, что администрация, издавая решение об отказе в согласовании обществу размещения детского батута, вышла за пределы полномочий, установленных законом, поскольку в соответствии с Положением о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденным постановлением администрации города от 09.02.2010 N 55 (в редакции, действующей на момент обращения общества в администрацию Советского района в г. Красноярске, далее Положение от 09.02.2010 N55), органом, уполномоченным на принятие заявлений и подготовку проектов распоряжений о разрешении на размещение временных сооружений, принятие решений об отказе в разрешении на размещение временных сооружений, указанных в настоящем пункте, является Управление архитектуры администрации города. К полномочиям администрации района относится лишь согласование проектов распоряжений о разрешении на размещение временных сооружений, распоряжений о продлении срока размещения временных сооружений. Следовательно, администрация Советского района в г. Красноярске, получив заявление общества о выдаче ему разрешения на установку детского батута, обязана была переадресовать его в Управление архитектуры администрации города, в чью компетенцию входит принятие решения о разрешении на размещение временного сооружения (батута) и об отказе в его размещении.
Согласно резолютивной части решения суда и выданного на его основании исполнительного листа от 18.08.2010 серии АС 004288648 на администрацию Советского района в г. Красноярске возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Суд не обязывал администрацию выдавать обществу разрешение на размещение временных сооружений, поскольку это не входит в компетенцию администрации.
Соответственно, у администрации как должника возникла обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, а у общества как взыскателя - право требования по исполнительному листу с учетом содержания судебных актов и выводов суда по настоящему делу. При этом, конкретные способы устранения нарушенных прав и законных интересов соответствующего лица определяются органом местного самоуправления с учетом содержания принятых судебных актов и полномочий администрации, которые приведены судом в судебных актах по настоящему делу. Следует учитывать, что при рассмотрении настоящего дела суд не обязывал администрацию принять решение о выдаче разрешения либо об отказе в размещении временных сооружений, заключать договор на размещение временных сооружений.
С учетом изложенных обстоятельств, ссылка администрации и судебного пристава-исполнителя на изменение законодательства, а именно внесение распоряжением администрации г. Красноярска от 26.09.2012 N 159-р изменений в распоряжение администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р "Об утверждении Положения об администрации районов в городе Красноярске", отменяющих полномочия администрации районов в городе Красноярске в сфере строительства, архитектуры и землепользования; на отмену всех полномочий администраций районов по этим вопросам Положением от 09.02.2010 N 55 в редакции от 24.10.2012 N 520, не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства не влекут невозможность исполнения администрацией судебного акта и выданного на его основании исполнительного листа по настоящему делу.
Согласно пункту 1.10 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 (в редакции постановления администрации г. Красноярска от 24.10.2012 N 520), органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, является департамент градостроительства администрации города Красноярска.
Согласно пояснениям представителя департамента суду апелляционной инстанции заявление общества о выдаче разрешения на установку детского батута по пр. Металлургов,22 в г. Красноярске в департамент не поступало.
Кроме того, приведенные нормативные акты не содержат указания на передачу обязанностей администрации по устранению допущенных нарушений закона и прав общества от администрации района в г. Красноярске Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска в существующем обязательстве в силу правопреемства.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствуют материально-правовые основания выбытия администрации Советского района в г. Красноярске в установленном правоотношении и, следовательно, основания для замены администрации в спорном обязательстве на департамент в силу правопреемства в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 52 Закона об исполнительном производстве, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Таким образом, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от "20" марта 2013 года по делу N А33-10286/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10286/2010
Истец: ООО "Перун"
Ответчик: Администрация Советского района в г. Красноярске, Администрация Советского района г. Красноярска
Третье лицо: ОСП по Советскому району г. Красноярска УФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП N 1 по Советскому району г. Красноярска Сеслер Н. Л., Управление архитектуры администрации г. Красноярска, Управление архитектуры администрации города Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3340/13
31.05.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2262/13
17.01.2013 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-10286/10
21.12.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5108/12
22.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А33-10286/2010