г. Санкт-Петербург |
|
03 июня 2013 г. |
Дело N А42-3898/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Кашиной Т.А., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем тутаевым В.В.
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-го лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6448/2013) Комитета по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2013 по делу N А42-3898/2012(судья Быкова Н.В.), принятое
по иску Комитета по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области
к Сельскохозяйственному производственному кооперативу оленеводческо-промысловое хозяйство малочисленных народов Севера "Оленевод"
3-е лицо: Контрольно-счетная палата Мурманской области
о взыскании
установил:
Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Сельскохозяйственному производственному кооперативу оленеводческо-промысловое хозяйство малочисленных народов Севера "Оленевод" (далее - ответчик, Кооператив) о взыскании задолженности по договору от 09.03.2010 г. в сумме 9 508,3 тыс. руб., в соответствии с которым Кооператив обязался осуществлять свое право на получение субсидий в порядке и на условиях, установленных Правительством Мурманской области.
Определением от 18.09.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Мурманской области (далее - третье лицо, Счетная палата).
В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просил взыскать неосновательное обогащение в сумме 5 727,2 тыс. рублей, возникшее в результате использования не по целевому назначению субсидий на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, на поддержку племенного животноводства, на продукцию оленеводства в 2009 году (846,3 тыс. руб.), и в результате нарушений правил выплаты, установленных Правительством Мурманской области в 2010 году (4880,9 тыс.руб.).
Уточнение исковых требований принято судом.
Решением решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2013 по делу N А42-3898/2012 в удовлетворении иска отказано.
На указанное решение Комитетом подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит принятый по делу судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе податель указывает, что вывод суда об отсутствии доказательств превышения у Кооператива объема полученных субсидий над объемом затрат, связанных с ведением оленеводческой деятельности в 2009 г. не соответствует обстоятельствам дела. Сторонами была произведена сверка затрат, основанная на разных подходах к определению объема расходов, подлежащих субсидированию из областного бюджета. Податель жалобы также ссылается на то, что для получения субсидии из областного бюджета ответчиком в Комитет предоставлялись документы, содержащие недостоверную информацию.
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. В обоснование своей позиции указал, что истцом не доказан факт использования субсидий, полученных ответчиком в 2008-2009 годах не по целевому назначению. В материалах дела, каких либо документов подтверждающих неиспользование, либо нецелевое использование предоставленных субсидий, не содержится (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Комитет, осуществляя контроль за целевым использованием субсидий (п. 12 правил выплаты из областного бюджета субсидий на поддержку северного оленеводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2009 году, п. 11 правил выплаты из областного бюджета субсидий на поддержку племенного животноводства в 2009 году), после проверки предоставленных первичных документов подтверждающих целевое расходование средств (п. 5 Правил) каких-либо претензий по поводу не использования либо, не целевого использования субсидий, кооперативу не направлял. Субсидии полученные кооперативом в 2010 году, использованы им в полном соответствии с вышеуказанными условиями предоставления, фактов нецелевого использования субсидий не выявлено.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства стороны в судебное заседание не явились, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как явствует из материалов дела, основными видами деятельности Кооператива являются разведение оленей, ветеринарная деятельность.
Кооператив является получателем субсидий из областного бюджета.
09.03.2010 г. между Комитетом и Кооперативом заключен Договор, предметом которого является осуществление сторонами совместных действий по обеспечению населения Мурманской области продукцией сельскохозяйственного производства. В целях финансовой поддержки сельскохозяйственного производства, стабилизации объемов производства сельскохозяйственной продукции, сдерживания цен на продовольственном рынке области Комитет направляет Кооперативу денежные средства, выделяемые из областного бюджета в виде субсидий.
Кооператив осуществляет свое право на получение бюджетных субсидий в порядке и на условиях, установленных Правительством Мурманской области.
Счетной палатой в рамках контрольного мероприятия "Проверка эффективности использования средств областного бюджета в 2010 году на реализацию ведомственной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Мурманской области на 2008 - 2010 годы" проведена проверка.
По результатам контрольного мероприятия истцу направлено Представление Контрольно-счетной палаты от 07.06.2011 N 01-09/312 с предложением принять меры к восстановлению в доход областного бюджета средств в общей сумме 9508,3 тыс. руб., в том числе 4880,9 тыс.руб. - субсидии, предоставленные Кооперативу в нарушение правил выплаты, установленных Правительством Мурманской области, из них: 3555,9 тыс. руб. - субсидия на поддержку северного оленеводства, предоставленная Кооперативу в нарушение пункта 11 "Правил выплаты субсидий на поддержку северного оленеводства"; 1325,0 тыс. руб. - субсидия на поддержку племенного животноводства, предоставленная Кооперативу в нарушение пункта 9 Правил выплаты субсидий на поддержку племенного животноводства; 4627,4 тыс. руб. - остаток субсидий, не использованных Кооперативом по целевому назначению, из них: 1476,1 тыс.руб. - совокупный остаток бюджетных субсидий, не использованных Кооперативом по целевому назначению; 3151,3 тыс. руб. - совокупный остаток бюджетных субсидий, не использованных Кооперативом по целевому назначению в 2009 году.
Комитету предписано принять безотлагательные меры по возмещению материального ущерба бюджету Мурманской области в общей сумме 9508,3 тыс.руб.
Указанное обстоятельство послужило основаниям для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции сторонами составлен Акт сверки позиций сторон и Сверка затрат Кооператива, связанных с ведением оленеводческой отрасли, и подтверждающих документов, предоставленных в Комитет в 2008, 2009 годах.
В результате спорными остались суммы за 2009 год - 846,3 тыс. руб. (субсидии, использованные не по целевому назначению), за 2010 год - 4880,9 тыс. руб. (субсидии, полученные в нарушение правил выплаты, установленных Правительством Мурманской области).
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта, поскольку суд первой инстанции, вынося оспариваемое решение, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с Правилами выплаты из областного бюджета субсидии на поддержку северного оленеводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2009 году, Правилами выплаты из областного бюджета субсидии на поддержку племенного животноводства в 2009 году, Правилами выплаты из областного бюджета на продукцию животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2009 году, утвержденными Постановлением Правительства Мурманской области от 26.12.2008 N 646-ПП/25), Кооперативом получены следующие субсидии: на поддержку северного оленеводства в сумме 9275,3 тыс.руб.; на продукцию животноводства в сумме 42,5 тыс.руб.; на поддержку племенного животноводства в сумме 3612,5 тыс.руб., всего - 12930,3 тыс.руб.
За 2009 год Кооперативом представлено в Комитет документы, подтверждающие фактические расходы кооператива, связанные с ведением оленеводческой отрасли на общую сумму 13 122 000 рублей, а также расчеты общехозяйственных расходов, приходящихся на оленеводство на сумму 3 079 000 рублей.
В акте сверки затрат, связанных с ведением оленеводческой отрасли, и подтверждающих документов, составленном в ходе рассмотрения дела, указаны наименование, подтверждающие документы и суммы (13122000 руб.).
В материалы дела Кооперативом представлены Отчеты о прибылях и убытках за 2008 год и 2009 год, Главные книги и журналы-ордера за 2008 и 2009 годы.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 20 "Основное производство" за 2009 год прямые расходы, связанные непосредственно с ведением оленеводческой деятельности (выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг), составили 18307090,40 рублей.
Истцом не доказан факт не использования субсидий, полученных ответчиком в 2008-2009 годах по целевому назначению.
В материалах дела, каких либо документов подтверждающих неиспользование, либо нецелевое использование предоставленных субсидий, не содержится (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
В полном соответствии с условиями правил выплаты из областного бюджета субсидий на продукцию животноводства, на поддержку северного оленеводства, на поддержку племенного животноводства, СХПК ОПХ МНС "Оленевод" в 2008-2009 годах, предоставлял в Комитет все необходимые для получения субсидии документы.
Данное обстоятельство подтверждается справками о фактических затратах Кооператива и приложенных к нему пакетом документов.
При этом истец ранее не заявлял о представлении Кооперативом неполного пакета документов, а равно представления документов, не соответствующих установленным требованиям, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидий.
Правила не предусматривают необходимости предоставления дополнительных, кроме установленных, документов, подтверждающих факт и целевое использование субсидий.
Документальным подтверждением использования субсидий, полученных ответчиком в 2008-2009 годах по целевому назначению, являются аудиторские отчеты аудиторской компании "Центр Аудит Плюс К" составленные по результатам проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, учетных регистров, первичных учетных и других документов, имеющих отношение к финансово-хозяйственной деятельности СХПК ОПХ МНС "Оленевод" за 2008, 2009 годы.
Комитет, осуществляя контроль за целевым использованием субсидий (п. 12 правил выплаты из областного бюджета субсидий на поддержку северного оленеводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2009 году, п. 11 правил выплаты из областного бюджета субсидий на поддержку племенного животноводства в 2009 году), после проверки предоставленных первичных документов подтверждающих целевое расходование средств (п. 5 Правил) каких-либо претензий по поводу не использования либо, не целевого использования субсидий, кооперативу не направлял.
Таким образом, доказательств превышения у Кооператива объема полученных субсидий над объемом затрат, связанных с ведением оленеводческой деятельности в 2009 году, истцом не представлено.
Договор от 09.03.2010 г. был заключен в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 03.03.2010 г. N 93-ПП "О государственной поддержке из областного бюджета сельскохозяйственных товаропроизводителей Мурманской области в 2010-2012 годах", которым утверждались правила выплаты из областного бюджета субсидии на продукцию животноводства, на компенсацию части затрат на выращивание овощей в защищенном грунте и на частичное возмещение стоимости электрической и тепловой энергии (п. 1.2. Договора).
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 12 Правил выплаты из областного бюджета субсидии на поддержку северного оленеводства и пункта 10 Правил выплаты из областного бюджета субсидии на поддержку племенного животноводства, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 22.07.2010 N 327-ПП, условием предоставления субсидии, является направление её сельскохозяйственными товаропроизводителями на - компенсацию расходов, связанных с ведением оленеводческой отрасли в хозяйствах, занимающихся разведением северных оленей, и с содержанием племенного поголовья.
Субсидии полученные кооперативом в 2010 году, использованы им в полном соответствии с вышеуказанными условиями предоставления, фактов нецелевого использования субсидий не выявлено.
Правилами предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям Мурманской области субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджету Мурманской области на поддержку сельскохозяйственного производства (утв. постановлением Правительства Мурманской области от 18 августа 2009 г. N 390-ПП), установлено что, субсидии подлежат возврату в областной бюджет лишь в случае использования не по целевому назначению. Иных оснований для возврата субсидий не установлено.
Поскольку кооператив не нарушил условий установленных при предоставлении субсидий, то законных оснований для возврата использованных по целевому назначению субсидий не имеется.
Истец при предоставлении кооперативу субсидий обязан был проверить предоставленные документы, в силу п. 5 Правил выплаты из областного бюджета субсидии на поддержку северного оленеводства и п. 4 Правил выплаты из областного бюджета субсидии на поддержку племенного животноводства, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 22.07.2010 N 327-ПП, однако, на момент выплаты субсидий никаких замечаний к предоставленным документам у истца не было.
Соответственно, не подлежат удовлетворению исковые требования и в части взыскания 4880,9 тыс. рублей за 2010 год.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случае, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Неосновательное обогащение ответчика за счет истца (бюджета) не возникло.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2013 г. по делу N А42-3898/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3898/2012
Истец: Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области
Ответчик: Сельскохозяйственный производственный кооператив оленеводческо-промысловое хозяйство малочисленных народов Севера "Оленевод", СХПК ОПХ МНС "Оленевод"
Третье лицо: Контрольно-счетная палата Мурманской области