город Москва |
|
3 июня 2013 г. |
N А40-146430/12-17-1442 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28.05.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Березиной Л.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГКУ "ИС Бабушкинского района"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.03.2013
по делу N А40-146430/12-17-1442, принятое судьей Поляковой А.Б.
по заявлению ГКУ "ИС Бабушкинского района" (ОГРН 1077760523048, 127486, Москва, ул. Дегунинская, д. 1, корп. 1)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (119019, Москва, а/а 210, ул. Новый Арбат, д. 11, корп. 1)
о признании незаконным и отмене постановления от 02.11.2012 N 0809-806/2012,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Седых И.А. по доверенности от 06.12.2012 N 05-08-4565/12; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.03.2013 в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды от 02.11.2012 N 0809-806/2012 о привлечении ГКУ "ИС Бабушкинского района" к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 4.36 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях", отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что законные основания для привлечения общества к административной ответственности, у административного органа имелись; вина общества в совершении административного правонарушения доказана; установленный порядок привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении соблюден; оспариваемое постановление принято до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, представитель в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ГКУ "Инженерная служба Бабушкинского района" является юридическим лицом, имеющим обособленное имущество и самостоятельный баланс, и осуществляет хозяйственную деятельность на территории г. Москвы согласно Уставу, в том числе: содержание дворовых территорий (включая расположенные на них объекты озеленения и благоустройства, контейнеры для мусора, переданные на баланс ГКУ ИС районов и контейнерные площадки), не включенных в установленном порядке в состав общего имущества многоквартирного дома; содержание и текущий ремонт общедомового оборудования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности с учетом услуг операторов по обслуживанию данного оборудования, а также внутриквартирного оборудования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, установленного за счет средств бюджета города Москвы; обеспечение эксплуатации и функционирования инженерно-технических центров районов, включая технический контроль за работой объектов инженерного и коммунального назначения жилых домов; эксплуатация и содержание помещений локальных центров мониторинга районов; ремонт жилых помещений, переходящих в порядке наследования по закону в собственность города Москвы, а также жилых помещений жилищного фонда города Москвы, освобожденных за выбытием в связи со смертью одиноко проживавших граждан; содержание и ремонт общедомового оборудования, входящего в систему автоматизированного учета ресурсов, установленного за счет средств городского бюджета и не включенного в состав общего имущества многоквартирного дома; содержание, техническое обслуживание и ремонт защитных сооружений гражданской обороны жилого сектора.
В рамках административного расследования вынесено определение от 03.10.2012 N 0809-806/2012 об истребовании сведений, необходимых для ведения сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы.
Необходимые сведения заявителем не представлены, в связи с чем 25.10.2012 уполномоченному представителю ГКУ "Инженерная служба Бабушкинского района" Елисеевой А.В., действовавшей по доверенности от 23.10.2013 N 48, на руки выдано уведомление N 0809-806/2012 о необходимости явки законного представителя учреждения 01.11.2012 к 11:00, на составление протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует отметка о получении.
В присутствии представителя Елисеевой А.В. 01.11.2012 административным органом составлен протокол об административном правонарушении и вынесено определение от 01.11.2012 N 0809-806/2012 о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, которое получено представителем по доверенности для передачи законному представителю.
При участии в рассмотрении дела руководителя ГКУ "ИС Бабушкинского района" 02.11.2012 вынесено постановление о назначении административного наказания N 0809-806/2012, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 4.36 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях за не выполнение экологических требований при обращении с отходами об обязательности предоставления сведений в Сводный кадастр отходов производства и потребления в г. Москве за отчетный период 2011 год с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Постановлением Правительства Москвы от 24.04.07 N 299-1111 "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в г. Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (п. 3.1.) ГУ ИС районов наделяются функциями, касающимися в том числе: комплексного содержания и текущего ремонта дворовых территорий, (включая расположенные на них объекты озеленения и благоустройства, контейнеры для мусора и контейнерные площадки), не включенных в установленном порядке в состав общего имущества многоквартирного дома; содержания и текущего ремонта общедомового оборудования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Пунктом 7.2. указанного постановления предписано "принять на баланс имущество (за исключением жилых помещений, находящихся в государственной собственности - города Москвы), подлежащее закреплению в имущественной казне города Москвы или передаче в оперативное управление ГУ ИС районов для выполнения функций (пп. 2.1.3, 3.1)".
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы N 606-РП от 09.08.2011 "Об организации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы" основными целями деятельности ГКУ ИС районов, как получателей казенных средств, является содержание, эксплуатации и ремонт имущественных объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства; содержание и ремонт дворовых территорий.
Частью 1 ст. 4.36 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами г. Москвы направлять такие данные, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере сто тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; при этом обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Накопление отходов в свою очередь представляет собой временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствие со ст. 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов лицензируется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Отсюда следует, что один из видов деятельности по обращению с отходами - накопление, не является лицензируемым.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Статьей 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, вследствие чего субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ст. 19 Федерального закона).
В соответствие с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органам местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 18 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в г. Москве" предусматривает ведение органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющего государственное управление в области окружающей среды (Департамент природопользования и охраны окружающей среды) Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы. Производители отходов - субъекты хозяйственной и иной деятельности при осуществлении деятельности по обращению с отходами обязаны в силу ст. 7 указанного Закона г. Москвы соблюдать требования к обращению с отходами, установленные Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы, обеспечивать раздельный сбор, сортировку, обезвреживание, транспортирование отходов, вести учет образуемых, накапливаемых, перерабатываемых, обезвреживаемых, уничтожаемых и вывозимых для захоронения отходов, предоставлять уполномоченному органу исполнительной власти г. Москвы, осуществляющему государственное управление в области охраны окружающей среды, информацию об обращении с отходами, в том числе информацию для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы.
Порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы утвержден постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП, в соответствии с приложением 2 которого индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, предоставляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охране окружающей среду" данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм. После предоставления и ввода информации в соответствующие разделы кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период.
Кадастр, представляющий собой периодически пополняемый систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования, и обезвреживания отходов, включает в себя: классификационный каталог отходов производства и потребления г. Москвы; банк данных об отходах производства и потребления; банк данных о технологиях использования и обезвреживания и реестр объектов размещения.
Согласно п. 2.9, 2.10 приложения 2 постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы", поставщиками информации для кадастрового учета отходов являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления.
В нарушение указанных требований закона ГКУ "Инженерная служба Бабушкинского района" не предоставило в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы данные об отходах производства и потребления за 2011 год для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы, и талон, подтверждающий факт регистрации юридического лица в Кадастре за соответствующий период, что влечет за собой административную ответственность, предусмотренной ч. 1 ст. 4.36. Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
Факт образования отходов у заявителя подтверждается протоколом об административном правонарушении, договором на организацию сбора люминесцентных ламп, их транспортировку и переработку от 26.01.2011, из которого следует что ГКУ г. Москвы "ИС Бабушкинского района" принимает на себя обязательства назначить ответственных лиц за сбор, хранение и сдачу люминесцентных ламп (п. 2.2), актами выполненных работ по нему; договором услуг по вывозу ТБО от 01.01.2011 N 0505-225/12 с актами выполненных работ за каждый месяц, то есть при эксплуатации ГКУ "ИС Бабушкинского района" помещений, а также выполнении работ по содержанию и ремонту, принятых на обслуживание, нежилых помещений и жилищного фонда образуются отходы, для утилизации которых заявителем заключаются договоры.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих, что им предпринимались меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Обстоятельства, на которые указывает заявитель жалобы, не подтверждены материалами дела и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи, с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта. Нарушений судом норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Пунктом 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что судебное решение по делу о привлечении к административной ответственности или по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение фактически не превышает для юридических лиц ста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пяти тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Кодекса (ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы 18.03.2013 по делу N А40-146430/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146430/2012
Истец: ГКУ г. Москвы Инженерная служба Бабушкинского района, Государственное казенное учреждение города Москвы "Инженерная служба Бабушкинского района"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Управление Государственного экологического контроля в лице государственного инспектора г. Москвы
Третье лицо: Отдела экологического контроля ВАО и СВАО