город Омск |
|
03 июня 2013 г. |
Дело N А75-4992/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3327/2013) открытого акционерного общества "ТНК-Нягань" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.03.2013 по делу N А75-4992/2012 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "ТНК-Нягань" к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы в сфере природопользования, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 07.06.2011 N 07-217/2012,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "ТНК-Нягань" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы в сфере природопользования - представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество "ТНК-Нягань" (далее - заявитель, Общество, ОАО "ТНК-Нягань") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, административный орган) о назначении административного наказания от 07.06.2011 N 07-217/2012.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.03.2013 по делу N А75-4992/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой Октябрьского района и Октябрьским отделом Службы по контролю и надзору в сфере окружающей среды, объектов животного мира лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на производственном объекте ОАО "ТНК-Нягань", расположенном, на территории Октябрьского района, Талинской площади Красноленинского нефтеконденсатного месторождения, кадастровый номер земельного участка 86:07:0000000:0184, общей площадью 18737248,0 м., предоставленном ОАО "ТНК-Нягань" на основании договора аренды земельного участка N 256U3 от 11.03.2007 под нефтепромысловые объекты Талинской площади Красноленинского нефтеконденсатного месторождения.
На момент проверки 25.05.2012 установлено, что в результате прорыва трубопровода 219 мм. произошедшего по причине его внутренней коррозии и производства восстановительных работ нефтесодержащей жидкостью загрязнен участок земель, расположенных между кустовыми площадками N 157 бис и N 160 ЦДНГ - 3, в квартале N 160 Няганского урочища, Няганского участкового лесничества, Территориального отдела Октябрьское лесничество. Площадь загрязнения земель принадлежащих лесному фонду составила 0,01 га.
Факт загрязнения отражен в акте осмотра места обнаружения аварийных разливов нефтепродуктов N 07-111\2012 от 23.04.2012 (т. 1 л.д. 83-84).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения и.о. прокурора Октябрьского района ХМАО-Югры постановления от 25.05.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором действия Общества по загрязнению земельного участка квалифицированы по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам административного расследования административным органом 07.06.2012 вынесено постановление N 07-217/2012 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей (л.д.68-70).
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "ТНК-Нягань" обжаловало его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, руководствовался выводами о наличии в действиях Общества события и вины в допущении вменяемого правонарушения, а также отклонил доводы относительно отсутствия у Службы полномочий на вынесение спорного постановления и доводы о недостаточном описании в документах по делу об административном правонарушении обстоятельств административного проступка.
В апелляционной жалобе ОАО "ТНК-Нягань" просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Свою позицию заявитель обосновывает доводами о том, что спорное постановление не содержит сведений, относящихся к события административного правонарушения (заявителю не ясно, нарушение какой конкретно нормы пункта 39 раздела VI Правил пожарной безопасности в лесах ему было вменено в вину), а также доводами о неправильной квалификации допущенного проступка (административный орган в тексте своего постановления указал на нарушение правил санитарной безопасности в лесах, что влечет ответственность по части 1 статьи 8.31, а не части 2 статьи 8.32 КоАП РФ).
Службой представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложены возражения относительно доводов заявителя и констатирован вывод о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ.
Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба в сфере природопользования, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Судебное заседание апелляционного суда в соответствии с положениями части 3 статьи 156 и части 3 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество -вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьями 5, 6, 101 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе; леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий; к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли, недра, почвы и леса и иная растительность являются самостоятельными объектами охраны окружающей среды.
Соответственно этому нормами КоАП РФ предусматривается административная ответственность как за нарушения, связанные с использованием земель (статьи 8.6, 8.8 КоАП РФ), так и за нарушения, связанные с использованием лесов (статьи 8.25, 8.31 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в загрязнении лесов.
Как следует из материалов дела, в результате порыва трубопровода был загрязнен нефтесодержащей жидкостью участок земель, расположенный на землях лесного фонда.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, которые в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ отвечают признакам доказательств, а именно: актом проверки N 07-111/2012 от 23.04.2012, проколами биотестирования, актами отбора проб, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, постановлением о назначении административного наказания. Факт загрязнения лесного участка Обществом по существу не оспаривается и не опровергается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что постановление не содержит сведений, относящихся к событию административного правонарушения, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку событие вменяемого правонарушения установлено и следует из перечисленных выше доказательств и заключается в загрязнении лесного участка.
Следует отметить на наличие в тексте постановления административного органа указания на нарушение ОАО "ТНК-Нягань" пункта 39 раздела VI Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.06.2007 N 414, согласно которому при использовании лесов не соблюдается:
а) загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;
в) выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи;
г) уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;
д) уничтожение либо повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах;
е) загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами;
ж) иные действия, способные нанести вред лесам.
Также следует отметить, что, перечислив указанные нормы, административный орган не указал конкретного пункта, который был нарушен Обществом.
Вместе с тем, поскольку событие вменяемого административного правонарушения (загрязнение лесного участка), установлено, постольку указанное обстоятельство, как не влияющее на законность и обоснованности спорного постановления (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"), не может служить основанием для удовлетворения требований заявителя.
Также подлежат отклонению доводы Общества о неверной квалификации.
Заявитель полагает, что, так как ему было вменено в вину нарушение пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, он должен быть привлечен к ответственности не по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ, а по части 1 этой же статьи.
Между тем, Общество не учитывает, что статья 8.31 КоАП РФ озаглавлена как "Нарушение правил санитарной безопасности в лесах", в связи с чем все составы данной статьи, предусмотренные частями 1, 2, 3, предусматривают в качестве события правонарушения "нарушение правил санитарной безопасности в лесах". При этом часть вторая, в отличие от части первой, статьи 8.31 КоАП РФ предусматривает квалифицирующий признак правонарушения "загрязнение лесов_ и (или) иное негативное воздействие на леса".
Поскольку указанный квалифицирующий признак установлен в действиях заявителя, постольку следует признать, что квалификация административным органом проступка, допущенного ОАО "ТНК-Нягань", является верной.
Учитывая изложенные выводы, апелляционный суд считает установленным событие правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия Обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения действующего законодательства и недопущения загрязнения лесного участка в материалах дела отсутствуют и в ходе судебного разбирательства не представлены.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "ТНК-Нягань" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа, а также срока привлечения к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем не оспаривается.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 269, 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ТНК-Нягань" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.03.2013 по делу N А75-4992/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4992/2012
Истец: ОАО "ТНК-Нягань"
Ответчик: Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, Октябрьский отдел
Третье лицо: Федеральная служба в сфере природопользования, Федеральное агенство лесного хозяйства, Федеральное агентство лесного хозяйства