г. Челябинск |
|
03 июня 2013 г. |
Дело N А47-623/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.03.2013 по делу N А47-623/201313 (судья Сиваракша В.И.).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.
Администрация муниципального образования Нижнекузлинский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) о признании недействительным содержащегося в сообщении от 11.12.2012 N 24/010/2012-448 отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, Нижнекузлинский сельсовет, в центральной части кадастрового квартала 56:24:0907001 с кадастровым номером 56:24:0907001:1, за Администрацией; обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок за Администрацией (с учетом уточнения заявителем предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (л.д. 6-8, 43).
Решением суда первой инстанции от 21.03.2013 (резолютивная часть объявлена 19.03.2013) заявленные Администрацией требования удовлетворены. Признан недействительным отказ Управления Росреестра, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 11.12.2012 N 24/010/2012-448, в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, Нижнекузлинский сельсовет, в центральной части кадастрового квартала 56:24:0907001 с кадастровым номером 56:24:0907001:1 за Администрацией; на Управление Росреестра возложена обязанность произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок за Администрацией в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 79-83).
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра (далее также - апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 21.03.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 89-92).
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также на то обстоятельство, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и является сельскохозяйственными угодьями, апеллянт указывает на недопустимость размещения на таком земельном участке объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, в том числе, на недопустимость использования его для целей складирования и хранения твердых бытовых отходов без перевода земельного участка в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Кроме того, ссылаясь на пункт 2 статьи 11 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", апеллянт указывает на отсутствие в материалах дела сведений о согласовании действий по управлению и распоряжению спорным земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Апеллянт считает, что Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.09.2010 N 445, приложение N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1003-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области", приложение N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.05.2012 N 440-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2012 год" не наделяют Администрацию муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области самостоятельно устанавливать вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для размещения свалки твердых бытовых отходов.
Также апеллянт отмечает, что из текста обжалуемого судебного акта не усматривается, что настоящий спор подведомствен арбитражному суду.
Кроме того, по мнению апеллянта, оспариваемые действия заинтересованного лица не могут быть признаны незаконными, поскольку не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Администрация в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представила.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления о вручении почтовых отправлений N N 99767, 99768. Указанные лица имели реальную возможность явиться в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 11.12.2012 Управлением Росреестра было отказано Администрации в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, Нижнекузлинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:24:0907001, - на основании абзацев 4, 6, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), поскольку документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, а также в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав (сообщение об отказе в государственной регистрации от 11.12.2012 N 24/010/2012-448 - л.д. 12-15).
Полагая, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный объект недвижимого имущества является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные Администрацией требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд пришел к выводу, что Администрация муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области является органом, к компетенции которого относится предоставление земельного участка с кадастровым номером 56:24:0907001:1 на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации.
Поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, классификатор видов разрешенного использования земельных участков не утвержден, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае подлежат применению виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, указанные в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.09.2010 N 445, приложении N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1003-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области", приложении N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.05.2012 N 440-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2012 год".
Проанализировав положения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", суд указал, что у Администрации Пономаревского района Оренбургской области отсутствовала обязанность согласования передачи земельного участка с кадастровым номером 56:24:0907001:1 на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что положения пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о необходимости получения разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами при создании объектов размещения отходов не применимы в настоящем случае, поскольку свалки (как санкционированные, так и несанкционированные) не являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным решения государственного органа необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Из материалов дела следует, что основаниями для отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, Нижнекузлинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:24:0907001, - явилось то, что документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, и не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав,
Проведя правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, в том числе, правоустанавливающего документа - постановления Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.09.2012 N 697-п "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации муниципального образования Нижнекузлинский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области", Управление Росреесра посчитало, что размещение на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения каких-либо объектов (сооружений), не связанных с сельскохозяйственным производством, является недопустимым, указало на не представление документов, свидетельствующих о согласовании предоставления спорного земельного участка с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, а также на не представление разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на создание объекта размещения отходов (л.д. 12-15).
В силу статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за
исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
В соответствии с абзацами 4, 6, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Как следует из текста оспариваемого отказа, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 11.12.2012 N 24/010/2012-448, и не оспаривается сторонами Администрацией в Управление Росреестра с целью государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок представлены следующие документы: постановление Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.09.2012 N 697-п "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области" (л.д. 26); акт обследования и выбора земельного участка от 14.05.2009 (л.д. 20); постановление Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 03.04.2012 N 243-п "О предварительном согласовании места для размещения свалки бытовых отходов с. Нижние Кузлы, утверждении акта обследования и схемы расположения земельного участка" (л.д. 24), кадастровый паспорт земельного участка от 28.04.2012 N 56/12-64565 (л.д. 21, 22), карта-схема свалки от 14.05.2010 (л.д. 19), постановление Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.09.2012 N 694-п "О внесении дополнений в постановление N 243-п от 03.04.2012 (л.д. 25); постановление Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 30.03.2012 N 233-п "Об изменении характеристик земельного участка по ходатайству МО Нижнекузлинский сельсовет" (л.д. 23).
Из материалов дела усматривается также следующее.
Комиссия в составе заместителя главы муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области, начальника отдела по управлению имуществом, заведующего отделом архитектуры, главного специалиста-эксперта ТО N 6 Управления Роснедвижимости по Оренбургской области, начальника отдела ГОЧС Пономаревского района Оренбургской области, госинпектора по охране природы, представителя Роспотребнадзора и главы Администрации муниципального образования Нижнекузлинский сельсовет произвела в натуре выбор земельного участка, расположенного в кадастровом квартале N 56:24:0907001, для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Нижние Кузлы Пономаревского района Оренбургской области, о чем составлен акт обследования и выбора земельного участка от 14.05.2009 (л.д. 20).
В данном акте обследования и выбора земельного участка от 14.05.2009 указано, что комиссия считает возможным рекомендовать к утверждению размещение земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Нижние Кузлы при условии:
-перевода земель из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов;
-составление проекта обустройства выбранного земельного участка.
Постановлением Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 30.03.2012 N 233-п для земельного участка с кадастровым номером 56:24:0907001:1 установлена категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, изменен вид разрешенного использования - для размещения свалки твердых бытовых отходов (л.д. 23).
Постановлением Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 03.04.2012 N 243-п (в редакции постановления Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.09.2012 N 694-п) согласовано место для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Нижние Кузлы, утвержден акт выбора земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственной собственности, для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Нижние Кузлы общей площадью примерно 1 га, утверждена схема расположения земельного участка с местоположением - Оренбургская область, Пономаревский район, Нижнекузлинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:24:0907001 (л.д. 24, 25).
Постановлением Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.09.2012 N 697-п Администрации в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером 56:24:0907001:1, с местоположением: Оренбургская область, Пономаревский район, Нижнекузлинский сельсовет, в центральной части кадастрового квартала 56:24:0907001, с разрешенным использованием: для размещения свалки твердых бытовых отходов, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 10000 кв. м (л.д. 26).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:24:0907001:1 внесены в государственный кадастр недвижимости 30.01.2012, местоположение: Оренбургская область, Пономаревский район, Нижнекузлинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:24:0907001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (весь), разрешенное использование: для размещения свалки твердых бытовых отходов (группа 6), площадь: 10000+/-875 кв. м, сведения о правах отсутствуют (л.д. 21-22).
Согласно пояснениям заявителя в суде первой инстанции на спорном земельном участке находится свалка твердых бытовых отходов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулирует Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 12 названного Федерального закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 1), определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Делая вывод о неприменимости в рассматриваемом случае положений пункта 1 статьи 12 указанного Федерального закона, суд первой инстанции указал, что свалки (как санкционированные, так и несанкционированные) не являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов.
Однако суд первой инстанции не учел следующего.
По смыслу статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В приложении N 1 к Временным правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994 (являются действующими), дано конкретное определение термина "объекты для размещения отходов". В соответствии с данным определением под объектами размещения отходов понимаются: полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами; санкционированные свалки, то есть разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП.
Таким образом, ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что свалка твердых бытовых отходов, для размещения которой заявителю был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования спорный земельный участок, не является объектом размещения отходов, со ссылкой на Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993. Соответственно, ошибочным является и вывод суда первой инстанции о неприменимости в рассматриваемом случае положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о необходимости получения разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами при создании объектов размещения отходов.
Доказательств того, что для создания указанной свалки было получено разрешение в порядке статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и такое разрешение было представлено заявителем на государственную регистрацию в Управление Росреестра, в материалах дела не имеется.
Между тем выяснение вопроса о наличии указанного разрешения необходимо для проверки представленного на государственную регистрацию правоустанавливающего документа - постановления Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.09.2012 N 697-п "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области" - на предмет соответствия закону.
При таких обстоятельствах отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, Нижнекузлинский сельсовет, в центральной части кадастрового квартала 56:24:0907001 с кадастровым номером 56:24:0907001:1, соответствует статье 20 Закона о регистрации, и как законный не может нарушать права и интересы заявителя.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 21.03.2013 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права, по делу надлежит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Администрацией требований.
Ссылка апеллянта на неподведомственность настоящего спора арбитражному суду ввиду того, что предмет спора никаким образом не связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью Администрации, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
При решении вопроса об отнесении того или иного спора к подведомственности суд должен исходить из принципа недопустимости необоснованного отказа в судебной защите (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, единственным доказательством зарегистрированного права.
Таким образом, акт государственной регистрации прав является юридическим фактом, с которым Закон связывает возникновение определенного круга правомочий по распоряжению объектом недвижимости, опосредованным определенным порядком проведения регистрации и закреплением прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствие со статьями 13-20 Закона о регистрации в компетенцию органов, производящих указанную регистрацию входит проверка достоверности документов подтверждающих право заявителя на объект собственности, соответственно Законом предусмотрена и возможность органа как провести регистрацию прав, так и отказать в государственной регистрации. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии в компетенции органа регистрации властных полномочий по отношению к участникам данных правоотношений, которые должны рассматриваться как акты (действия или бездействия) государственного органа.
Таким образом, требование заявителя о признании недействительным отказа в государственной регистрации права на объект недвижимости как ненормативного акта государственного органа, затрагивающего права муниципального образования, полностью соотносится с положениями статей 28 и 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о подведомственности данного спора арбитражному суду как по субъектному составу, так и по экономическому характеру спора и подлежит рассмотрению судом по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра и Администрация освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.03.2013 по делу N А47-623/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных Администрацией муниципального образования Нижнекузлинский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-623/2013
Истец: Администрация муниципального образования Нижнекузлинский сельсовет Оренбургской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ( государственный регистратор Докучаева Нина Алексеевна), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (РОСРЕЕСТР)