г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2013 г. |
Дело N А56-4764/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ганичевой В.А.
при участии:
от истца (заявителя): Денисов А.М. - протокол N 29 от 29.11.2012
от ответчика (должника): Козырева С.А. - доверенность от 25.01.2013 N 03-20/00980
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8939/2013) ООО "АГАТ-III" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2013 по делу N А56-4764/2013 (судья Глумов Д.А.), принятое
по заявлению ООО "АГАТ-III"
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Ленинградской области
о признании незаконным решения налогового органа от 05.12.2012 N 2106 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агат-III", место нахождения: 188452, Ленинградская область, Кингисеппский район, промзона "Фосфорит", ОГРН 1024701423230 (далее - Общество, ООО "Агат-III"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 05.12.2012 N 2106 в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 1 171 505 руб., соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.
Решением суда от 07.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, а представитель Инспекции их отклонил.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе НДС за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, оформленная актом от 12.11.2012 N 88, на который заявителем были представлены возражения от 26.11.2012 N 1013.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом было принято оспариваемое решение, которым обществу среди прочего доначислен НДС в сумме 1171505 руб., пени по НДС в сумме 328323 руб. 58 коп., штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату НДС, в общей сумме 234301 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 22.01.2013 N 16-21-07/00758@, принятым по апелляционной жалобе общества от 19.12.2012 N 1022, решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Из материалов дела следует, что Общество для осуществления своей предпринимательской деятельности производило приобретение за наличный расчет горюче-смазочных материалов (бензина и дизельного топлива) через розничную сеть автозаправочных станций обществ с ограниченной ответственностью "КИРИШИАВТОСЕРВИС" и "Татнефть-АЗС-Запад"ООО "КДСК", в связи с чем налогоплательщик на основании кассовых чеков предъявил к вычету сумму налога на добавленную стоимость, включенную в стоимость нефтепродуктов.
Основанием для доначисления обществу указанных выше сумм НДС, пени и штрафа по НДС, явился вывод налогового органа о нарушении заявителем статей 169, 171, 172 НК РФ, повлекшим неправомерное предъявление к вычету сумм НДС по приобретенным за наличный расчет горюче-смазочным материалам на основании кассовых чеков автозаправочных станций в отсутствие соответствующих счетов-фактур.
Как указано в пункте 1 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 названного Кодекса, на установленные налоговые вычеты.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Представленные налогоплательщиком документы должны отвечать предъявляемым налоговым законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми связывается применение права на налоговый вычет.
В данном случае Общество предъявило к вычету налог на добавленную стоимость в отношении приобретенных за наличный расчет горюче-смазочных материалов на основании кассовых чеков автозаправочных станций, не имея соответствующих счетов-фактур. Налог на добавленную стоимость в кассовых чеках не выделен отдельной строкой.
С учетом сложившейся судебно-арбитражной практики и позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении его Президиума от 13.05.2008 N 17718/07, налогоплательщик при отсутствии счета-фактуры вправе применить налоговый вычет при наличии иных документов, подтверждающих сумму налогу на добавленную стоимость, предъявленную ему поставщиком к оплате при расчетах за поставленные товары (работы, услуги).
Однако в рассматриваемом случае у Общества нет документов, подтверждающих сумму налога на добавленную стоимость, предъявленную к оплате при расчетах за приобретенные горюче-смазочные материалы.
В представленных Обществом чеках контрольно-кассовых машин сведения об уплате налога на добавленную стоимость отсутствуют. Названные чеки являются единственным документом, подтверждающим приобретение горюче-смазочных материалов и их оплату.
То обстоятельство, что горюче-смазочные материалы приобретались работниками Общества, выступающими при их приобретении в качестве физических лиц, а в силу пункта 7 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) непосредственно населению продавцы считаются выполнившими требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, если ими выдан кассовый чек, не свидетельствует о наличии у Общества права на налоговый вычет.
Включение продавцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемых товаров (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость вытекает из положений пункта 1 статьи 168 НК РФ. В силу пункта 3 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В соответствии с пунктом 4 статьи 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Как указано в пункте 7 статьи 168 НК РФ, порядок предъявления сумм налога на добавленную стоимость продавцом покупателю (требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур), установленный пунктами 3 и 4 статьи 168 НК РФ, будет выполнен организациями и индивидуальными предпринимателями розничной торговли, если покупателю выдан кассовый чек или иной документ установленной формы.
Обязательное выделение в контрольно-кассовом чеке отдельной строкой налога на добавленную стоимость не предусмотрено нормами действующего законодательства.
Такое требование не установлено и нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что торговая организация или индивидуальный предприниматель могут осуществлять как розничную, так и оптовую торговлю и, следовательно, применять общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы и при этом не являться плательщиками налога на добавленную стоимость.
В то же время Налоговым кодексом Российской Федерации установлены определенные условия применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, при соблюдении которых налогоплательщик при исчислении налога на добавленную стоимость принимает к вычету налог, предъявленный ему продавцами товаров (работ, услуг). Выделение в кассовом чеке суммы налога на добавленную стоимость дает налогоплательщику возможность в случае отсутствия счета-фактуры подтвердить сумму предъявленного ему налога на добавленную стоимость и включить ее в состав налоговых вычетов.
Согласно постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 N 8686/07, от 09.11.2010 N 6961/10 и от 09.03.2011 N 14473/10 нормы статей 169 и 172 НК РФ во взаимосвязи указывают на то, что документальное обоснование права на налоговый вычет лежит на налогоплательщике. При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности использования расчетного метода при определении суммы налоговых вычетов.
Следовательно, налогоплательщик в отсутствие у него документов (счетов-фактур, кассовых чеков или иных), в которых была бы указана конкретная сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная продавцу, не вправе расчетным путем определить ее для последующего предъявления к вычету.
Поскольку на ООО "Агат-III" лежит обязанность представить предусмотренные главой 21 НК РФ документы, подтверждающие заявленную сумму налогового вычета, а Обществом такие документы представлены не были, налоговый орган обоснованно отказал налогоплательщику в принятии к вычету 1 171 505 руб. налога на добавленную стоимость.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2013 по делу N А56-4764/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4764/2013
Истец: ООО "АГАТ-III"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N3 по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8939/13
07.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-4764/13
04.02.2013 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-4764/13