г. Москва |
|
5 июня 2013 г. |
N А40-130173/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Березиной Л.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Спорт Центр Резерв", Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2013
по делу N А40-130173/12, принятое судьей Андрияновой С.М.,
по заявлению ООО"Спорт Центр Резерв" (ОГРН 1047796039323, 101000, г. Москва, Чистопрдуный бульвар, д. 12, стр.1)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, г.Москва, ул.Бахрушина, д. 20)
третьи лица: 1) Москомархитектура (ОГРН 1027739900836, 125047, г. Москва, Триумфальная пл., д.1), 2) Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (ОГРН 1037704036974, 121019, г.Москва, ул. Новый Арбат, д.11, стр. 1, офис.1205) о признании незаконным отказа, обязании предоставить земельный участок в собственность,
при участии:
от заявителя: |
Кузьмин П.Н. по доверенности от 15.11.2012; |
от ответчика: |
Важина А.Н. по доверенности от 27.02.2013 N ДГИ-Д-134/13; |
от третьего лица: |
1. не явился, извещен; 2. Седых И.А. по доверенности от 06.12.2012 N 05-08-4565/12; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Спорт Центр Резерв" с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленного письмом от 03.07.2012 N 33-5-10045/12/0/1, в предоставлении в собственность ООО "Спорт Центр Резерв" земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью 859 кв.м, расположенного по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, вл.12, стр.1, а также об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы предоставить земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью 859 кв.м, расположенного по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, вл.12, стр.1 в собственность ООО "СпортЦентрРезерв" по цене в размере 12 121 453 руб. 80 коп. и направить договор купли-продажи земельного участка.
В качестве третьих лиц привлечены Москомархитектура и Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Решением суда от 28.02.2013 г. признан незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленный письмом от 03.07.2012 N 33-5-10045/12/0/1, в предоставлении в собственность ООО "Спорт Центр Резерв" земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью 859 кв.м, расположенного по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, вл.12, стр.1. Суд обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы подготовить и направить ООО "Спорт Центр Резерв" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью 859 кв.м, расположенного по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, вл.12, стр.1 с установлением цены в размере двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу. При этом суд исходил из того, что отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы в оформлении договора купли-продажи ООО "Спорт Центр Резерв" земельного участка по адресу: г. Москва, Чистопрудный бульвар, вл. 12, стр. 1859, площадью 131 кв. м, с кадастровым номером 77:01:0001100:6 нарушил права и охраняемые законом интересы заявителя, имеющего исключительное право в силу ст. 36 ЗК РФ на обращение с приватизацией (выкупом) вышеуказанного земельного участка.
С решением суда не согласились заявитель - ООО "Спорт Центр Резерв" и ответчик - Департамент земельных ресурсов города Москвы и обратились с апелляционными жалобами.
Заявитель просит изменить резолютивную часть решения суда и обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы предоставить земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью 859 кв.м., расположенный по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, вл.12, стр.1 в собственность ООО "СпортЦентрРезерв" по цене в размере 12 121 453 руб. 80 коп. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что отсутствие в решении суда указания на выкупную стоимость, устанавливаемую на дату обращения (28.06.2012 г.) не позволяет в полной мере восстановить нарушенные права заявителя на приватизацию земельного участка и приводит к нарушению его законных интересов в предпринимательской сфере.
Ответчик просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что в результате правовой экспертизы было установлено, что функциональное назначение зданий, расположенных на спорном земельном участке, не соответствует сведениям, внесенным в кадастр. Также ответчик указывает на то, что спорный земельный участок полностью находится в зоне охраны памятников истории и культуры.
Заявителем представлены письменные пояснения, в которых просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика, поскольку считает, что оспариваемый отказ противоречит законодательству.
Третье лицо (Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы) поддерживает позицию ответчика. Отзыв на апелляционные жалобы не представлен.
Представитель третьего лица (Москомархитектура), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 28.06.2012 г. заявителем в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" было направлено Заинтересованному лицу заявление (N 33-5-10045/12 от 28.06.12 г.) и полный пакет документов в соответствии с Приказом Министерства Экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 г. N 370, необходимых для принятия решения по вопросу выкупа - оформления договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью 859 кв. м, находящегося по адресу: г. Москва, Чистопрудный бульвар, вл. 12, стр.1. Общество, обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением об оформлении долгосрочного договора аренды земельного участка сроком на 49 лет с целью эксплуатации здания.
Данный земельный участок находится в пользовании заявителя на основании договора долгосрочной аренды земельного участка N М-01-028787 от 23.05.2005 г., заключенного ООО "Спорт Центр Резерв" и Департаментом земельных ресурсов г. Москвы (сроком действия на 25 лет). Право собственности заявителя на недвижимое имущество, расположенное на указанном земельном участке подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.04.2008 г. серия 77 АЖ 495956.
Письмом от 03 июля 2012 года (вх. номер 33-5-10045/12/0/1) Департамент отказал Обществу в оформлении договора купли-продажи в связи с тем, что в кадастровом паспорте на земельный участок установлен вид разрешенного использования: эксплуатация здания под административные цели, согласно данным кадастрового паспорта на здание: оздоровительный комплекс, а по выписке из ЕГРП на здание: ресторан.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка в собственность по иным основаниям (в том числе по причине расхождения вида разрешенного использования земельного участка) не допускается.
Кроме того, с учетом обращения заявителя в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в период действия нормы о льготном выкупе земельного участка по цене равной 20 процентам от его кадастровой стоимости (п. ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ"), при последующем обращении в ДЗР, после устранения незаконных требований уполномоченного органа, ООО "Спорт Центр Резерв" утратило бы право на получение такой льготы, что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской сфере.
Доводы ответчика о невозможности заключения договора купли-продажи земельного участка в виду отсутствия установленной кадастровой стоимости земельного участка и невозможности определения цены земельного участка обоснованно отклонены судом первой инстанции, так как п. 5. ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 не может применяться, как основание для отказа в приватизации земельного участка, поскольку такие основания могут быть предусмотрены только федеральным законом. Кроме того, из данной нормы следует, что уполномоченный орган в решении о предоставлении земельного участка определяет вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию следовательно, препятствий для определения ДЗР вида разрешенного использования земельного участка по его фактическому использованию не было, поскольку заявителем были предоставлены свидетельство о государственной регистрации права собственности и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию здания как оздоровительного центра.
Кроме того, как пояснил заявитель, начиная с 18 сентября 2009 года ООО "Спорт Центр Резерв" неоднократно обращался в ДЗР по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, однако в течение более чем четырех лет, решение по существу данного вопроса ДЗР не принято. В связи с этими обстоятельствами и поскольку срок для льготного выкупа земли истекал 01.07.2012 года, Общество было вынуждено обратиться в ДЗР с заявлением на выкуп земельного участка без изменения вида разрешенного использования земельного участка.
При этом кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка установлена в кадастровом паспорте земельного участка, в связи с этим у уполномоченного органа имеются все необходимые данные для определения выкупной цены.
Доводы ответчика о том, что спорный земельный участок ограничен в обороте, поскольку он находится в охранной зоне памятника архитектуры и входит в состав особо охраняемой природной территории N 237, что нашло отражение в договоре аренды земельного участка (п. 4.5.) являются необоснованными
В соответствии с п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий, а также, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона РФ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, установлен ст. 70.1 Земельного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561, которым утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, согласно которому для резервирования земель необходимо: принятие решения о резервировании земель; наличие схемы резервируемых земель, а также перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, которые в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании; государственная регистрация ограничений прав на земельные участки полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель в ЕГРП.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка площадью 859 кв. м с кадастровым номером 77:01:0001100:6, расположенного по адресу: г. Москва, Чистопрудный бульвар, вл. 12, стр. 1, разрешенным использованием данного земельного участка является эксплуатация здания под административные цели.
В соответствии с п. п. 8.1, 8.2 кадастрового паспорта земельного участка, он не относится к категории земель водного фонда, таким образом, доказательств ограничения в обороте спорного земельного участка ответчиком не представлено.
При этом представленные ответчиком схемы расположения спорного земельного участка с указанием на то, что спорный земельный участок включен в береговую полосу водного объекта не принимаются судом во внимание, поскольку указанные схемы не содержат данные о нахождении земельного участка в границах береговой полосы и о включении земельного участка в состав земель водного фонда. Схемы не содержат сведений о дате, месте составления, наименования органа их составившего, к какому периоду времени относятся представленные сведения, схемы не подписаны уполномоченным должностным лицом, отсутствует печать. Также ответчиком не представлены доказательства регистрации соответствующего права собственности на пруд, расположенный в районе здания по Чистопрудному бульвару, д. 12 стр. 1.
Кроме того, в материалах дела имеется схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой спорный земельный участок не находится в пределах красных линий и, следовательно, к территориям общего пользования не относится.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса России в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, судом установлено, что указанные ответчиком основания в отказе в предоставлении в собственность ООО "Спорт Центр Резерв" земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью 859 кв.м, расположенного по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, вл.12, стр.1. не основаны на законе.
Удовлетворяя требование суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что, что спорный земельный участок из оборота не изъят; какие-либо ограничения в приватизации спорного земельного участка отсутствовали; доказательств запрета на приватизацию не представлено; доказательств наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном ст. 70.1 Земельного кодекса РФ и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561, ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы в оформлении договора купли-продажи ООО "Спорт Центр Резерв" земельного участка по адресу: г. Москва, Чистопрудный бульвар, вл. 12, стр. 1859, площадью 131 кв. м, с кадастровым номером 77:01:0001100:6 противоречит закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, что в соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ является основанием для признания указанного отказа незаконным.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции правомерно обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы подготовить и направить ООО "Спорт Центр Резерв" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001100:6 площадью 859 кв.м, расположенного по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, вл.12, стр.1 с установлением цены в размере двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу с учетом того, что указанный способ устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
В связи с этим не принимаются судом доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Ответчиком заявлено письменное ходатайство о замене Департамента земельных ресурсов города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы в порядке процессуального правопреемства. В обоснование ходатайства представлены копии: свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.02.2013 г.
Заявитель и третье лицо не возражают против заявленного ходатайства.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, считает его подлежащим удовлетворению в соответствии со ст. 48 АПК РФ.
В соответствии со ст. ст. 104, 110 АПК РФ ООО "Спорт Центр Резерв" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 48, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену Департамента земельных ресурсов города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы в порядке процессуального правопреемства.
решение Арбитражного суда г. Москвы 28.02.2013 по делу N А40-130173/12 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Спорт Центр Резерв" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-130173/2012
Истец: ООО "Спорт Центр Резерв"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы
Третье лицо: Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, Москомархитектура