город Ростов-на-Дону |
|
05 июня 2013 г. |
дело N А32-37398/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился;
от заинтересованного лица: главного специалиста-эксперта Пода Е.Н. (доверенность от 25.12.12 N 07/6708, сроком до 31.12.13, удостоверение N 102 от 25.01.12);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2013 по делу N А32-37398/2012 по заявлению Федерального Государственного учреждения "Объединенный санаторий "Русь" Управления делами Президента РФ к заинтересованному лицу Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу об оспаривании постановления, принятое в составе судьи Шкира Д.М.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное Государственное учреждение "Объединенный санаторий "Русь" Управления делами Президента РФ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 19.10.12 N 0459/4/111/2012 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 7500 руб.
Дело рассматривалось судом первой инстанции в порядке упрощённого производства.
Решением суда от 28.02.13 заявленные учреждением требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях учреждения отсутствует состав вменённого ему в вину административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что доступ граждан к береговой полосе водного объекта и водному объекту Черное море, в пределах береговой полосы - отсутствует.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства.
Учреждение своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя учреждения.
Представители департамента в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя департамента, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, "Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу", утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.06.2011 N 502, а также во исполнение Распоряжения N 111 от 14.09.2012 "О проверке доводов указанных в обращении гр. Бушова А.В. (вх. N 4777 от 12.09.2012)" с выездом на место 05 октября 2012 года в период времени с 15 часов 40 минут до 16 часов 05 минут государственным инспектором департамента, Сердечным Александром Анатольевичем, в присутствии начальника отдела режима охраны учреждения Мезенцева Олега Станиславовича, сот. 237-69-31 проведена проверка доводов изложенных в обращении гр. Бушова А.В. о воспрепятствовании учреждением к свободному доступу граждан к водному объекту общего пользования Черное море.
В ходе проверки установлено, территория пляжа учреждения отгорожена забором. Доступ граждан к береговой полосе водного объекта и к водному объекту Черное море, в пределах береговой полосы - отсутствует.
Согласно договору водопользования N ВО-00.00.00.000-Ь-ДРБВ-Т-2011-00960/00 от 28.01.2011, заключенного с "Кубанским БВУ" учреждение является водопользователем. Условием данного договора являются обеспечение беспрепятственного доступа граждан к водному объекту, находящегося в государственной собственности, который является общедоступным водным объектом. Ширина береговой полосы моря общего пользования составляет 20 метров.
Таким образом, учреждение, своими действиями (бездействием) допустило самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
05.10.12 по результатам проверки административным органом был составлен акт обследования территории, протокол об административном правонарушении N 0459/4/111/2012.
15.10.12 определением административного органа назначена дата и время рассмотрения материалов проверки на 19.10.12.
19.10.12 рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания N 0459/4/111/2012, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 7 500 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением учреждение обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях учреждения отсутствует состав вменённого правонарушения ввиду следующего.
В соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц -от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Согласно статье 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации,
собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;
5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
6) разведки и добычи полезных ископаемых;
7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
8) подъема затонувших судов;
9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:
1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
7) воспроизводства водных биологических ресурсов;
8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
10) рыболовства, рыбоводства, охоты;
11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
12) санитарного, карантинного и другого контроля;
13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
14) научных, учебных целей;
15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;
18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;
19) создания искусственных земельных участков в морском или речном порту.
На основании части 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Как верно установлено судом первой инстанции, учреждение является санаторно-курортной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в соответствии с лицензиями на осуществление медицинской деятельности от 18.03.2010 N ФС-23-01-002939, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
На основании Свидетельства о государственной регистрации права от 04.07.12 серии 23-АК N 571227 учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок для размещения санаторно-курортного комплекса, площадью 193038 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Политехническая, 22.
На основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, "Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу", утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.06.2011 N 502, а также во исполнение Распоряжения N 111 от 14.09.2012 "О проверке доводов указанных в обращении гр. Бушова А.В. (вх. N 4777 от 12.09.2012)" с выездом на место 05 октября 2012 года в период времени с 15 часов 40 минут до 16 часов 05 минут государственным инспектором Департамента, Сердечным Александром Анатольевичем, в присутствии начальника отдела режима охраны учреждения Мезенцева Олега Станиславовича, сот. 237-69-31 проведена проверка доводов изложенных в обращении гр. Бушова А.В. о воспрепятствовании учреждением к свободному доступу граждан к водному объекту общего пользования Черное море.
В ходе проверки установлено, территория пляжа учреждения отгорожена забором. Доступ граждан к береговой полосе водного объекта и к водному объекту Черное море, в пределах береговой полосы - отсутствует.
Согласно договору водопользования N ВО-00.00.00.000-Ь-ДРБВ-Т-2011-00960/00 от 28.01.2011, заключенного с "Кубанским БВУ" учреждение является водопользователем. Условием данного договора являются обеспечение беспрепятственного доступа граждан к водному объекту, находящегося в государственной собственности, который является общедоступным водным объектом. Ширина береговой полосы моря общего пользования составляет 20 метров.
В соответствии со статьей 49 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Судом первой инстанции правильно установлено, что учреждение является санаторно-курортной организацией и осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности. Береговая полоса, расположенная по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Политехническая, 22 является лечебным пляжем.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 39.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Суд первой инстанции правильно установлено, что исходя из того, что положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарных правил СанПиН 4060-85 "Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации" установлены обязательные требования к лечебным пляжам и их использованию, введено ограничение на их посещение и использование.
Санаторию при использовании лечебного пляжа, оборудованного для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала, необходимо организовать ограждение и пропускной режим с целью, в том числе организации сохранности оборудования пляжа.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что полагает в действиях учреждения отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, что подтверждается судебной практикой, а именно Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.04.2010 по делу N А32-38708/2009.
Порядок привлечения учреждения к административной ответственности административным органом не нарушен.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что постановление административного органа от 19.10.12 N 0459/4/111/2012 является незаконным и подлежащим отмене.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы департамента и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37398/2012
Истец: ФГУ "Объединенный санаторий "Русь", ФГУ "Объединенный санаторий "Русь" Управления делами Президента РФ
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу
Третье лицо: ДФС по надзору в сфере природопльзования по Южному Федеральному округу