г. Челябинск |
|
07 июня 2013 г. |
Дело N А76-1062/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 июня 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 2 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27 марта 2013 года по делу N А76-1062/2013 (судья Котляров Н.Е.), участвуют представители: от общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Картель "Промснаб" Уварова Ю.Г. (доверенность от 01.06.2013), от государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 2 Васильева Л.С. (доверенность N 101 от 24.04.2013)
УСТАНОВИЛ:
28.01.2013 общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Картель "Промснаб" (далее - заявитель, общество, ООО "ТД "Картель "Промснаб") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Челябинский филиал N 2) (далее - учреждение, Фонд) о признании недействительным решения N 6018/п от 02.11.2012 о привлечении к ответственности по п.1 ст. 47, ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ) и начисления штрафов - 101,51 руб., пени - 86,12 руб., страховых взносов - 3052,56 руб.
Ответственность применена по результатам камеральной проверки за неправильное исчисление страховых взносов - применения пониженного тарифа для отдельных работников аптеки и за непредставление документов по запросу фонда.
Решение незаконно, поскольку пониженный тариф страховых взносов установленный для аптечных организаций, которой является ООО "ТД "Картель "Промснаб", распространяется на всех сотрудников аптеки, выделение из их числа лиц, для которых применяются другие тарифы, незаконно (т. 1 л.д. 2-5).
Фонд возражает против требований заявителя, указывает, что общество необоснованно применило пониженный тариф страховых взносов, установленный для аптечных организаций в отношении лиц, не имеющих право на занятие фармацевтической деятельностью и соответствующего образования (т.1, л.д.62-63).
Решением суда от 27.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу, что по смыслу части 1 статьи Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) аптечная деятельность осуществляется аптечной организацией, следовательно, именно общество является плательщиком страховых взносов и имеет право применять единые тарифы страховых взносов в отношении всех своих работников.
07.05.2013 от Фонда поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения, в связи с неправильным применением закона.
По мнению фонда, пониженный тариф страховых взносов применяется только в отношении категории работников имеющих право на занятие фармацевтической деятельностью. Суд произвольно расширил действие льготы, распространив его на лиц, не имеющих высшего и среднего фармацевтического образования и не работающих специалистами в этой области (т.1, л.д.97-98).
Общество возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным решением.
При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах определенных апелляционной жалобой.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующие обстоятельства.
ООО "ТД "Картель "Промснаб" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.09.1997, состоит на учете в региональном отделении фонда социального страхования, является плательщиком страховых взносов (т. 1, л.д. 44-51).
Фондом проведена камеральная проверка правильности исчисления полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на основании представленного ООО "ТД "Картель "Промснаб" расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по форме 4-ФСС РФ за полугодие 2012 года, составлен акт камеральной проверки от 25.09.2012 N 6018/п (т. 1, л.д. 8-10).
По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение 6018/п от 02.11.2012, где обществу предложено уплатить в бюджет недоимку по страховым взносам в сумме 6052,56 руб., пени - 86,12 руб., и штраф по п.1 ст. 47 в сумме 610,51 руб. и по ст. 48 - 400 руб. (т.1, л.д.20-27).
Установлено необоснованное применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат работникам, не имеющим в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) сертификатов на занятие фармацевтической деятельностью.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело, приходит к следующим выводам.
По мнению подателя апелляционной жалобы - фонда, общество необоснованно применяло пониженные страховые тарифы в отношении всех работников общества, не представило документы по запросу проверяющих.
Суд пришел к выводу, что общество имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в деятельности аптеки.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В ст. 58 указанного закона установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество является фармацевтической организацией, осуществляет деятельность на основании соответствующей лицензии, уплачивает ЕНВД (т.1, л.д.31-33).
Из пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ следует, что аптечные организации отнесены к категории плательщиков страховых взносов, для которых установлены пониженные тарифы.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов.
Из пункта 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" следует, что фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Поскольку общество является аптечной организацией, действующей на основании лицензии, то право применять пониженные тарифы страховых взносов ему предоставлено пунктом 10 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ фармацевтическую деятельность осуществляет именно общество, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Кроме того, согласно приведенному выше определению, фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование и лицензию, участвуют и иные работники аптечной организации.
Следовательно, общество имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в деятельности Общества.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ определено, что право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Следует отметить, что п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ содержит отсылочные нормы на положения Закона N 61-ФЗ в части признания организаций аптечными, но не указывает на необходимость соответствия физического лица, трудоустроенного в аптечной организации, в пользу которого осуществляются выплаты и вознаграждения применительно к называемым критериям: имеющих соответствующее образование и сертификат специалиста. Отсылочные нормы на положение Закона N 323-ФЗ, п. 10 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, не содержат.
Приведенная норма п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ определяет понятие аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Законом N 61-ФЗ, но не содержит какого-либо ограничения применительно к физическим лицам, к заработной плате или к иному доходу которых подлежит применению понижающий тариф страховых взносов. Выводы суда первой инстанции в этой части являются правильными.
В решении фонд пришел к выводу об отсутствии у отдельных работников сертификатов и дипломов специалистов, но привлек к ответственности за непредставление этих документов. По ст. 40 Закона N 212 - ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность. При отсутствии запрашиваемых документов общество объективно не могло их представить проверяющим, что указывает на отсутствие состава правонарушения и незаконность привлечения в этой части к ответственности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного решения отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в ч. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27 марта 2013 года по делу N А76-1062/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-1062/2013
Истец: ООО "Торговый дом "Картель "Промснаб"
Ответчик: ГУ - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 2, Челябинский филиал N2 ГУ Челябинского регионального отделения фонда социального страхования РФ