г. Москва |
|
07 марта 2013 г. |
Дело N А40-107068/12-92-986 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.Р. Валиева, Е.Б. Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Е. Чернышевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2012 года по делу N А40-107068/12-92-986, принятое судьей И.Н. Уточкина, по иску ОАО "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве" (ОГРН 1067746359086, 105187, г. Москва, Окружной пр., 18) к Государственному природоохранному бюджетному учреждению "Мосэкомониторинг" (ОГРН 1037704013489, 119019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1, офис 1514), ОАО "Геоцентр-Москва" (ОГРН 1077763582544, 109316, г. Москва, Волгоградский пр., д. 45) об оспаривании
при участии в судебном заседании:
от истца: Николаев А.В. - доверенность от 13.12.2012
от ответчика: от ГПБУ "Мосэкомониторинг": Никитич Е.В. - доверенность от 24.09.2012,
Марченкова Т.В. - доверенность от 24.09.2012, Коваленко Н.Н. - доверенность от 18.02.2013
В судебное заседание не явились представители ОАО "Геоцентр-Москва", извещено.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве" (далее - ОАО "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве", истец) обратилось в арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ответчикам: Государственному природоохранному бюджетному учреждению "Мосэкомониторинг" и Открытому акционерному обществу "Геоцентр-Москва" (далее - ОАО "Геоцентр-Москва") об оспаривании действий конкурсной комиссии, выраженных в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 10.07.2012 N 0373200218412000025-3, и открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по ведению мониторинга геоэкологических процессов в г. Москве, реестровый номер торгов N 0373200218412000025.
Решением суда первой инстанции от 10.12.2012 в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что не был допущен на процедуру вскрытия конвертов и был лишен возможности убедиться в целостности конвертов с заявками; что конкурсная комиссия допустила нарушения при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок.
Представитель истца апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней.
Представители ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы жалобы, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, на официальном Интернет-сайте www.zakupki.gov.ru 31.05.2012 было опубликовано извещение N 0373200218412000025 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ведению мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве.
Государственным заказчиком выступило Государственное природоохранное бюджетное учреждение "Мосэкономмониторинг".
На участие в открытом конкурсе было подано три заявки.
Все поступившие заявки были зарегистрированы в Журнале регистрации поступления заявок на участие в открытом конкурсе в порядке их поступления, с присвоением им следующих регистрационных номеров: N 1 - Открытое акционерное общество "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве";
N 2 - Унитарное предприятие Федеральное государственное унитарное предприятие "Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов";
N 3 - Открытое акционерное общество Московский научно-производственный центр геолого-экологических исследований и использования недр "Геоцентр-Москва".
Процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе проведена 03.07.2012 в 08:40 (по местному времени) по адресу: ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1 с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
При вскрытии конвертов присутствовали представители Унитарного предприятия Федерального государственного унитарного предприятия "Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов" и ОАО "Геоцентр-Москва".
По результатам процедуры вскрытия конкурсной комиссией 03.07.2012 составлен Протокол N 0373200218412000025-1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, опубликованный 03.07.2012 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Конкурсной комиссией Государственного природоохранного бюджетного учреждения "Мосэкономмониторинг" 23.03.2012 была проведена процедура оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, по итогам ее проведения составлен протокол N 0373200218412000025-3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
Комиссия по проведению конкурса оценила и сопоставила заявки на участие в открытом конкурсе и приняла следующее решение:
по лоту N 1 "выполнение работ по ведению мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве":
- признать победителем и присвоить первый номер заявке (заявкам) N 3 ОАО "Геоцентр-Москва" с ценой государственного контракта 29 273 020 руб.;
- присвоить второй номер заявке (заявкам) N 1 ОАО "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве" с ценой государственного контракта 31 363 950 руб.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать лишь нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Порядок организации и проведения торгов в виде конкурса или аукциона регламентирован статьями 447, 448 ГК РФ.
В силу пункта 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия, в настоящем случае - наиболее низкую цену договора.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
При рассмотрении дела о признании недействительными итогов торгов суд вправе устанавливать лишь обстоятельства, касающиеся соблюдения формальных правил процедуры торгов, но не вопросы, связанные с существом решения, принятого конкурсной комиссией, мотивами, которыми руководствовалась комиссия при определении победителя конкурса.
Подобные вопросы входят в компетенцию специально созданного органа - конкурсной комиссии, включающей в себя специалистов в области, определяемой с учетом предмет а и специфики торгов.
Кроме того, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 28 Закона о размещении заказов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 утверждены "Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (далее - Правила), которые определяют порядок оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, содержание и значимость критериев оценки заявок в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых конкурсными комиссиями в целях выявления лучших условий исполнения контракта.
Правилами установлено, что оценка заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" может производиться в случае, если предметом конкурса является выполнение работ, оказание услуг, а содержание указанного критерия, в том числе его показатели, определяется в конкурсной документации в соответствии с ч. 4.1 ст. 28 Закона о размещении заказов (п. 26 Правил).
В Приложении 1 к части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА" конкурсной документации в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, их содержание, значимость и порядок оценки:
а) Цена государственного контракта. Значимость критерия: 70%.
в) Качество работ, услуг (и) или квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг. Значимость критерия: 20%.
Предмет оценки: рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Качество работ и квалификация участника конкурса" при размещении заказа на выполнение работ, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. Оценка качества выполнения работ осуществляется на основании Предложения о качестве выполнения работ (форма 4 части IV), содержащего сведения об описании выполняемых работ (методов, способов). Оценка квалификации участников (форма 5 части IV), осуществляется членами конкурсной комиссии на основании исследования данных об опыте выполнения аналогичных работ, квалификации сотрудников участника размещения заказа, имеющих опыт выполнения аналогичных работ, наличии необходимых материалов и оборудования для выполнения работ.
Сумма максимальных значений всех показателей критерия - 100 баллов.
Показатель: Качество выполнения работ.
Максимальное значение показателя составляет 35 баллов.
Показатель: Сведения о материалах и оборудовании, используемых для выполнения работ.
Максимальное значение показателя составляет 15 баллов.
Показатель: Наличие специалистов, обладающих необходимыми знаниями и имеющих опыт работ по предмету конкурса.
Максимальное значение показателя составляет 15 баллов.
Показатель: Наличие опыта выполнения работ по предмету конкурса.
Максимальное значение показателя составляет 35 баллов.
з) Объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг. Значимость критерия: 10%.
Таким образом, составление конкурсной документации заказчиком (ГПБУ "Мосэкомониторинг") проводилось с соблюдением Правил, утвержденных Постановлением Правительства России от 10.09.2009 N 722.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что конкурсная комиссия допустила нарушения при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок отклоняется судебной коллегией, поскольку в материалы дела истцом не представлены доказательства этого нарушения.
Довод жалобы истца о том, что представитель ОАО "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве" не был допущен на процедуру вскрытия конвертов отклоняется апелляционным судом, поскольку истцом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии его представителя при вскрытии конвертов по вине заказчика.
Таким образом, действия конкурсной комиссии, выраженные в протоколе N 0373200218412000025-3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 10.07.2012, совершены в установленном статьей 7 Закона о размещении заказов порядке конкурсной комиссией заказчика, в соответствии со статьей 28 Закона о размещении заказов и Правилами.
Пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 разъяснено, что споры о признании недействительными торгов, проведенных с нарушением правил, установленных законом, рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Основания недействительности оспоримых сделок приведены в статьях 169-179 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Победителем конкурса было признано ОАО "Геоцентр-Москва" с суммарным количеством баллов 39,0, с которым заказчиком заключен договор от 27.07.2012 N 27 на выполнение работ по ведению мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве.
По состоянию на 20.10.2012 ОАО "Геоцентр-Москва" на 75% выполнило работы по указанному договору.
За период с 27.07.2012 по 31.07.2012 ОАО "Геоцентр-Москва" выполнило работы по ведению мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве в 2012 году. Стоимость работ в соответствии с договором от 27.07.2012 N 27 на выполнение работ по ведению мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве составила 5 854 604 рублей. Работы оплачены.
За период с 01.08.2012 по 15.09.2012 ОАО "Геоцентр-Москва" выполнило работы по ведению мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве в 2012 году. Стоимость работ в соответствии с договором от 27.07.2012 N 27 составила 8 781 906 рублей.
Работы оплачены, в связи с чем приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно, при этом избранный истцом способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
В нарушение статьи 65 АПК РФ, истец не представил доказательств, которые бы объективно свидетельствовали о нарушении действующего законодательства при проведении спорных торгов и заключении договора по итогам его проведения, а также доказательств несоответствия победителя конкурса установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных предметом торгов.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2012 года по делу N А40-107068/12-92-986 оставить без изменении, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107068/2012
Истец: ОАО "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве", ОАО "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в стротельстве", ОАО "Производственный и научно-исследовательский институт по инжинерным изысканиям в строительстве"(ОАО"ПНИИИС")
Ответчик: Государтсвенное природоохранное бюджетное учреждение "Мосэкомониторинг", ГПБУ Мосэкомониторинг, ГПУ "МОСЭКОМОНИТОРИНГ", ОАО "Геоцентр-Москва", ОАО "МНПЦГИиИН "Геоцентр-Москва"