г. Киров |
|
10 июня 2013 г. |
Дело N А28-11528/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Буториной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.03.2013 по делу N А28-11528/2012, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по заявлению муниципального автономного учреждения культуры "Центр культуры и досуга" города Кирово-Чепецка Кировской области (ИНН: 4341009850, ОГРН: 1034313502794)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области (ИНН: 4312124087, ОГРН: 1024300752442),
о признании недействительным решения,
установил:
муниципальное автономное учреждение культуры "Центр культуры и досуга" города Кирово-Чепецка Кировской области (далее - МАУК "ЦКиД", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) от 10.09.2012 N 65 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.03.2013 требования, заявленные МАУК "ЦКиД", удовлетворены частично. Решение Пенсионного фонда от 10.09.2012 N 65 признано недействительным в части штрафа в сумме 20 773 рубля 19 копеек.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 22.03.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что совершение Учреждением правонарушения впервые, отсутствие ущерба для бюджета Пенсионного фонда, отсутствие умысла в совершении правонарушения не являются смягчающими ответственность обстоятельствами. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу МАУК "ЦКиД" указало, что с жалобой Управления не согласно, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом было установлено нарушение, выразившееся в непредставлении МАУК "ЦКиД" сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2012 года в сроки, установленные законодательством, о чем составлен акт от 03.08.2012 N 70 (т. 1 л.д. 68-71).
10.09.2012 заместителем начальника Управления Пенсионного фонда вынесено решение N 65 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за несвоевременное представление сведений за 1 квартал 2012 года в виде штрафа в сумме 23 081 рубль 19 копеек (т. 1 л.д. 10-12).
МАУК "ЦКиД" с решением Управления не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Кировской области, частично удовлетворяя требования Учреждения, руководствовался Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ, статьями 39, 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. При этом суд пришел к выводу, что Учреждение правомерно привлечено к ответственности за нарушение срока представления сведений. Однако при принятии решения Управлением обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, учтены не были.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
МАУК "ЦКиД" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию как лицо, производящее выплаты физическим лицам. Согласно статьям 6, 11 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ, МАУК "ЦКиД" зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2011 N 167-ФЗ МАУК "ЦКиД" обязано представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым, в соответствии с законодательством Российской Федерации, начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах подтверждается статьей 15 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, перечень которых определен данной статьей.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Производство по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Пунктом 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Как следует из материалов дела, МАУК "ЦКиД" были представлены индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 1 квартал 2012 года в Пенсионный фонд 20.07.2012, тогда как установленный срок для представления таких сведений - не позднее 15.05.2012.
Факт совершенного Обществом правонарушения зафиксирован в акте от 03.08.2012.
Общая сумма взносов, начисленная к уплате за отчетный период 1 квартал 2012 года, на основании данных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования составила 230 811 рублей 93 копейки.
10.09.2012 Управлением принято решение N 65 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ в виде штрафа в сумме 23 081 рубль 19 копеек.
В данном случае, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что Учреждение своевременно свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнило, и, соответственно, к нему обоснованно были применены финансовые санкции.
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что правонарушение МАУК "ЦКиД" совершено впервые, несвоевременным представлением сведений по страховым взносам реального ущерба Пенсионному Фонду Российской Федерации причинено не было, заявитель является некоммерческой организацией, финансируемой из бюджета, характер деятельности заявителя - создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры, для развития местного народного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов, создание условий для массового отдыха жителей (статья 2.1. Устава) и обоснованно расценил названные обстоятельства в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность.
Кроме того, судом первой инстанции учтен факт изъятия системных блоков и бухгалтерских документов, подтвержденный показаниями главного бухгалтера в судебном заседании от 18.03.2013.
Таким образом, признание судом первой инстанции перечисленных выше обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа до 2 308 рублей является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит.
Согласно части 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из приведенных норм следует, что в силу прямого указания закона Пенсионный фонд должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность страхователя обстоятельства при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и принятии решения по результатам выездной (камеральной) проверки, определяя размер штрафа с учетом требований статьи 44 Закона N 212-ФЗ.
В этой связи формальный подход к наложению штрафа недопустим.
В данном случае из решения Пенсионного фонда усматривается, что при его вынесении заместитель начальника Управления не установил обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя за совершение правонарушения.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод Управления о том, что учтенные судом первой инстанции при вынесении решения обстоятельства, не являются обстоятельствами смягчающими ответственность, поскольку приведенный в части 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, любые иные обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими ответственность лица в совершении правонарушения.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кировской области от 22.03.2013 по делу N А28-11528/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-11528/2012
Истец: Муниципальное автономное учреждение культуры "Центр культуры и досуга" города Кирово-Чепецка Кировской области
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области
Третье лицо: главный бухгалтер МАУК "Центр культуры и досуга" г. Кирово-Чепецка Кировской области Шубина Л. И., директор ООО "Бест-Сервис" Тараканова Л. А., представитель заявителя Филонова Инна Владимировна, Филонова Инна Владимировна