г. Пермь |
|
11 июня 2013 г. |
Дело N А60-2304/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Ясиковой Е.Ю., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "М5") (ОГРН 1096670015397, ИНН 6670256545): не явились;
от заинтересованного лица (Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе города Екатеринбурга) (ОГРН 1056603481428, ИНН 6670074344): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2013 года
по делу N А60-2304/2013,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "М5"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе города Екатеринбурга
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "М5" (далее - ООО "М5", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе города Екатеринбурга (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 13.11.2012 N 01-16-14-12-01 в части обязания в срок до 28.12.2012 обеспечить загрузку продовольственного сырья и пищевых продуктов в магазин "Алкомаркет Магнум" общества с ограниченной ответственностью "М5" по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 5 со стороны магистрали или из подземного тоннеля.
Решением арбитражного суда от 20.03.2013 (резолютивная часть решения объявлена 15.03.2013) требования удовлетворены, предписание в обжалуемой части признано недействительным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, административный орган обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит отменить решение суда, ссылаясь на несоответствие изложенных в решении выводов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее податель указывает на несоответствие выводов суда п. 1.2, 1.4, 3.7 СаНПиН 2.1.2.2645-10, решению Верховного суда Российской Федерации по делу N АПЛ12-638, предметом рассмотрения которого был п. 3.7 СаНПиН 2.1.2.2645-10. В жалобе приведен довод о том, что вступившим в законную силу постановлением Октябрьского районного суда города Екатеринбурга по делу N 5-267/2012 общество признано нарушившим п. 3.7 СаНПиН 2.1.2.2645-10, в удовлетворении требований о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ судом отказано. Оспаривая выводы арбитражного суда о недоказанности отрицательного влияния на условия проживания граждан в жилом доме Управление Роспотребнадзора указывает, что нарушение санитарных правил объективно влечет угрозу для жизни и здоровья граждан и данный факт не подлежит доказыванию в каждом конкретном случае.
Общество представило письменный отзыв с возражениями на доводы жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, от заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращений граждан Управлением Роспотребнадзора определением от 19.10.2012 в отношении ООО "М5" возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по вопросу о соблюдении обществом требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе административного расследования в действиях общества установлены нарушения требований санитарного законодательства, в целях устранения которых вынесено предписание N 01-16-14-12-01 от 13.11.2012. Пунктом 1 предписания обществу предложено в срок в срок до 28.12.2012 в соответствии с п. 3.7 СаНПиН 2.1.2.2645-10 обеспечить загрузку продовольственного сырья и пищевых продуктов в магазин "Алкомаркет Магнум" по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 5 со стороны магистрали или из подземного тоннеля (л.д. 9).
Полагая, что предписание в указанной части не соответствует требованиям законодательства, возлагает на заявителя не соответствующие требованиям нормативных актов обязанности, тем самым нарушает его права и законные интересы, общество обжаловало предписание в арбитражный суд.
При рассмотрении дела арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества нарушений вновь принятых и действующих на настоящий период санитарных правил, послуживший основанием для удовлетворения требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по представленным доказательствам, обсудив изложенные сторонами в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, проверив правильность применения судом положений действующего законодательства полагает, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При рассмотрении судом дел о признании недействительными предписаний государственных органов в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, издавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания положениям законодательных и иных нормативных актов, нарушение прав заявителя оспариваемым предписанием.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора Роспотребнадзор руководствуется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Закон N 52-ФЗ) и санитарными правилами, утвержденными и введенными в действие в установленном законом порядке.
Пунктом 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ предусмотрено право должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, выдавать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
Таким образом оспариваемое предписание выдано Управлением Роспотребнадзора в пределах установленной законом компетенции.
Согласно п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания установлены Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (п. 1.2) (далее - СанПин 2.1.2.2645-10, Санитарные правила).
Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.4 СанПин 2.1.2.2645-10).
Согласно п. 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10 помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории.
Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
Загрузочные помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до 150 м2.
Таким образом в абз. 2 указанного пункта СанПин 2.1.2.2645-10 закреплено два обязательных для соблюдения в совокупности правила при осуществлении загрузки для помещений общественного назначения. Во-первых, запрещена загрузка продукции со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры; во-вторых, определены разрешенные способы загрузки продукции: 1) с торцов жилых зданий, не имеющих окон; 2) из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; 3) со стороны магистралей.
Абзац второй п. 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10 определяет правила выполнения работ по загрузке материалов, продукции для помещений общественного назначения, оказывающих шумовое и иное воздействие (загрязнение атмосферного воздуха и др.) на человека и окружающую среду и тем самым непосредственно влияющих на условия проживания в жилых зданиях, в которых расположены эти помещения.
Такие требования к эксплуатации помещений общественного назначения, расположенных в жилых зданиях, направлены на обеспечение безопасных для человека условий быта и отдыха, утверждены и введены в действие в рамках компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, основанной на положениях Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 1, 24, 38).
Как установлено судом на основании представленных в материалы дела доказательств, ООО "М5" арендует помещения на первом этаже жилого дома по адресу г. Екатеринбург, ул. Ленина, 5 (бывшие квартиры, выкупленные и переведенные в разряд нежилого помещения) для размещения магазина "Алкомаркет Магнум", осуществляющего деятельность круглосуточно.
При проведении осмотра 23.10.2012 установлено и отражено в протоколе осмотра (стр. 4), что загрузка продовольственного сырья и пищевых продуктов в магазин "Алкомаркет Магнум" осуществляется со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры в нарушение требований СанПин 2.1.2.2645-10 (л.д. 78-82).
Суд первой инстанции, сославшись на имеющиеся в материалах дела фотографии, указал, что загрузка продуктов в магазин производится со двора в торце жилого дома из закрытого дебаркадера, специально обустроенного для этих целей.
Сославшись на отказ Управления ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области от согласования организации загрузки со стороны магистрали, заключение ООО "Вариант I" от 26.02.2013 о невозможности строительства подземного тоннеля, письмо ЗАО "Управляющая компания "Верх-Исетская" с информацией о расположении сетей жилого дома, суд первой инстанции указал на невозможность исполнения обществом требований п. 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда.
Представленные обществом в материалы дела фотографии (л.д. 70) не отвечают принципу относимости доказательств (ст. 67 АПК РФ) и не позволяют с достоверностью и достаточной определенностью установить способ загрузки продукции в магазин, а также проверить соблюдение обществом требований санитарных правил при загрузке продукции в магазин.
На фотографиях отсутствует дата съемки, что не позволяет отнести данные фотографии к периоду проверки; по фотографиям невозможно определить, какой-объект указан на фото, какое помещение используется для загрузки продукции в магазин; является ли помещение, через которое осуществляется загрузка закрытым дебаркадером (закрытая платформа) и как располагается данное помещение относительно входа в жилой дом и окон квартир, выходящих во двор.
Управление Роспотребнадзора в апелляционной жалобе опровергает тот факт, что загрузка помещений производится в торце жилого дома, который примыкает к нежилому помещению.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции руководствуется сведениями, установленными при осмотре с участием представителя общества и понятых, отраженными в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территории от 23.10.2012. В протоколе указано, что загрузка в магазин "Алкомаркет Магнум" осуществляется со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не более того.
Обществом не опровергнуто, что загрузка (независимо от характеристики помещения, через которое осуществляется загрузка) осуществляется со стороны двора, куда выходят окна жилых квартир и вход в жилое помещение в нарушение требований, предусмотренных абз. 2 п. 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10.
Согласно пункту 2 СанПиН 2.1.2.2645-10 требования данных санитарных правил введены в действие с 15.08.2010 и с этой даты подлежат применению независимо от даты строительства и ввода в эксплуатацию жилого дома.
Несоблюдение этих требований при эксплуатации помещений общественного назначения в жилых зданиях, возведенных до их введения в действие, лишило бы жильцов, проживающих в жилых домах, где расположены эти помещения, равного с другими гражданами права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в решении от 20.08.2012 N АКПИ12-1053 и определении от 06.11.2012 NАПЛ12-636 при рассмотрении дела, предметом рассмотрения которого был п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Положенные в основу решения суда первой инстанции выводы мотивированы сугубо позицией заявителя об отсутствии технической возможности в части организации загрузки продукции со стороны магистралей или из подземного тоннеля.
Между тем, требование Управления Роспотребнадзора об обеспечении загрузки продовольственного сырья и пищевых продуктов в магазин "Алкомаркет Магнум" по указанному адресу со стороны магистрали или из подземного тоннеля соответствует положениям п. 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10. Заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и обязан обеспечить санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Суд апелляционной инстанции полагает, что для рассмотрения настоящего дела имеет значение и тот факт, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 21.11.2012 по делу N 5-267/2012 постановление Управления Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, которым обществу вменяется нарушение п. 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10 признано законным.
Выводы суда о недоказанности отрицательного влияния на благоприятные условия жизнедеятельности граждан опровергаются представленными в материалы дела жалобами граждан (л.д. 75, 87, 88). То обстоятельство, что часть жалоб датирована после вынесения предписания, по мнению апелляционного суда, не имеет значения для рассмотрения дела.
Поскольку нарушение санитарных правил само по себе объективно влечет угрозу для жизни и здоровья человека, в случае выявления факта нарушения санитарных правил компетентный государственный орган вправе вынести в адрес нарушителя предписание об устранении нарушений.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что предписание Управления Роспотребнадзора в оспариваемой обществом части соответствует требованиям санитарного законодательства. Вынесенное в соответствии с требованиями закона предписание не может нарушать прав и охраняемых интересов заявителя.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования о признании предписания недействительным удовлетворению не подлежат.
Таким образом решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора следует удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2013 года по делу N А60-2304/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "М5" требований о признании недействительным частично предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе города Екатеринбурга от 13.11.2012 N 01-16-14-12-01 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2304/2013
Истец: ООО "М5"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском и Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга