г. Киров |
|
10 июня 2013 г. |
Дело N А29-11027/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Малых Е.Г., Савельев А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Богатыревой Н.Н.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства муниципального образования городского округа "Воркута" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.03.2013 по делу N А29-11027/2012, принятое судом в составе судьи Марковой О.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Печора" (ОГРН 1121105000312; ИНН 1105022050)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН 1021100807716; ИНН 1103023523)
третье лицо: Управление городского хозяйства и благоустройства муниципального образования городского округа "Воркута"
о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Печора" (далее - ООО "УК "Печора", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрации МО ГО "Воркута", ответчик) о взыскании задолженности по договору управления многоквартирными жилыми домами N 1 от 01.07.2009 за январь - апрель 2010 года в размере 12 087 525 руб. 04 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 597 826 руб. 44 коп.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просит взыскать с администрации МОГО "Воркута" 2 578 249,33 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2010 по 24.12.2012.
К участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута" (далее - третье лицо, заявитель).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.03.2013 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что пустующие жилые и нежилые помещения являются муниципальной собственностью, бремя их содержания несет муниципальное образование, которое и обязано в данном случае оплатить оказанные истцом услуги, в том числе и коммунальные. Управление городского хозяйства и благоустройства муниципального образования городского округа "Воркута" не является собственником муниципального жилищного фонда, не является стороной договоров управления многоквартирными домами, и не брало на себя обязательства перед истцом по оплате, предоставленных услуг собственнику - муниципальному образованию городского округа "Воркута".
Третье лицо просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность обжалуемого решения проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, учитывая обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
ООО УК "Воргашорская" на основании договора от 01.07.2009 N 1 (с приложениями NN 1-7) на управление многоквартирными жилыми домами (МКД) является эксплуатирующей организацией, оказывающей в период действия договора с 01.07.2009 по 01.07.2012 услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества МКД, расположенных по адресам, указанным в приложении N 7 к договору, и предоставлению коммунальных услуг (т. 3 л.д. 7-18).
Муниципальному образованию городскому округу "Воркута" принадлежит часть помещений (приложение N 7 к договору), расположенных в обслуживаемых управляющей компанией объектах недвижимости.
В соответствии с пунктом 4.2. договора в состав оплаты оказываемых услуг входит плата за управление общим имуществом, за содержание общего имущества, за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг.
Пунктом 4.5. договора предусмотрено начисление пени за несвоевременную оплату оказанных услуг в размере, установленном жилищным законодательством.
Решением Арбитражного суда от 03.12.2010 по делу N А29-8336/2010 ООО "УК "Воргашорская" признан несостоятельным (банкротом). Конкурсное производство в отношении которого завершено 26.02.2013.
В ходе проведения процедуры конкурсного производства, конкурсным управляющим была реализована дебиторская задолженность в размере 12 087 525,04 руб., сложившаяся в связи с неоплатой спорных счетов-фактур, о чем на основании протоколов об итогах открытых торгов от 01.10.2012 N N 2-5 (т. 1 л.д. 24-32) между ООО УК "Воргашорская" (цедентом) и ООО УК "Печора" (цессионарием) заключены договоры уступки права требования от 10.10.2012 NN 3-6 (т. 1 л.д. 12-23).
Исковые требования заявлены вследствие неоплаты ответчиком (публично-правовым образованием) расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД и коммунальных услуг (отопления) пропорционально доле незаселенного (пустующего) жилого фонда, находящегося в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" за период с января по апрель 2010 года.
Исковые требования подтверждаются актами выполненных работ по содержанию и ремонту пустующих (незаселенных) жилых помещений: от 31.01.2010 N 1/01 (т. 1 л.д. 40-65); от 31.01.2010 N 2/01 (т. 1 л.д. 68-92); от 28.02.2010 N 1/02 (т. 1 л.д. 96-121); от 28.02.2010 N 2/02 (т. 1 л.д. 125-149); от 31.03.2010 N 1/03 (т. 2 л.д. 4-30); от 31.03.2010 N2/03 (т.2 л.д. 34-59); от 30.04.2010 N1/04 (т. 2 л.д. 63-89); от 30.04.2010 N 2/04 (т. 2 л.д. 93-119).
Сумма долга составляет 12 087 525 руб. 04 коп.
Проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования ЦБ РФ 8 % годовых, за общий период с 01.04.2010 по 24.12.2012, с учетом даты фактического вручения ответчику ежемесячных счетов на оплату ЖКУ, составляют 2 578 249,33 руб.
В силу статей 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Из содержания статей 153, 158 ЖК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (пункт 28) вытекают обязательства собственников жилья по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги, содержание общего имущества.
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
При заключении договоров на управление многоквартирными домами, в которых собственником помещений выступает публично-правовое образование и при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде от имени публично-правового образования выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пунктов 1.4., 3.1.10. Положения о об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО "Воркута", утвержденным решением Совета МОГО "Воркута" от 28.10.2011 N 90, Управление является главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа "Воркута"; осуществляет полномочия по представлению интересов собственника - муниципального образования городского округа "Воркута" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности. Управление самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета в финансовом управлении администрации МОГО "Воркута", Управлении Федерального казначейства для хранения денежных средств и осуществлении всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Источником финансирования Управления являются средства бюджета МОГО "Воркута" (п.п. 7.1., 7.2. Положения).
Согласно приложению N 3 "Ведомственная структура расходов бюджета МО ГО "Воркута на 2013 год" к решению Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 17.12.2012 N 203 "О бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов" денежные средства на цели компенсации выпадающих доходов организациям, осуществляющим расходы по содержанию пустующего муниципального жилого фонда предусмотрены Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута".
Таким образом, Управление является финансово-распорядительным органом (главным распорядителем) в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание пустующего муниципального жилого фонда, а также выступает как представитель публично-правового образования при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, в том числе, при заключении договоров управления.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку опровергаются материалами дела.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность по представлению в суд доказательств и доказыванию обстоятельств, обосновывающих требования и возражения стороны, возлагаются на эту сторону (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопреки указанным нормам права заявителем не представлено надлежащих и достоверных доказательств в обоснование своих доводов.
Кроме того, доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, у суда апелляционной инстанции нет оснований для их переоценки.
В связи с изложенным при совокупности указанных выше обстоятельств, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным этим судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.03.2013 по делу N А29-11027/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11027/2012
Истец: ООО "Управляющая компания "Печора"
Ответчик: Администрация муниципального образования городского округа "Воркута"
Третье лицо: Управление городского хозяйства и благоустройства МО ГО "Воркута"