г. Томск |
|
05 апреля 2011 г. |
Дело N А27-10986/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2011 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудряшевой А.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Ляпина Е.А. по доверенности от 19.11.2010 г. (на 6 месяцев)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьего лица: Намаконова Е.Г. по доверенности от 09.09.2010 г. (по 20.06.2011 г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 17 декабря 2010 года по делу N А27-10986/2010 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (г.Кемерово)
третье лицо: открытое акционерное общество "Кузбассэнерго"
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее Комитет, КУГИ КО, заявитель) обратился в Арбитражным судом Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ о признании незаконным акта Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее Управление Росреестра, Росреестр) определения кадастровой стоимости земельных участков от 21.07.2009 в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277, и об обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 в размере 548 391 866 руб. 76 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562,68 рублей за кв. м., и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 в размере 1 854 755 089 руб. 56 коп., и удельном показателе 1 903 руб. 08 коп. за кв.м. с участием третьего лица открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" (далее ОАО "Кузбассэнерго").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.12.2010 в удовлетворении заявленных требований Комитету отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям неправильного применения норм материального права; такой вид разрешенного использования как земельные участки гидротехнических сооружений является общим, при этом специальные гидротехнические сооружения могут быть отнесены к другим группам видов разрешенного использования; исходя из положений ст.ст. 37, 39 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, ст.ст. 16,22, 23 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (пункт 70) изменением вида разрешенного использования, а, следовательно, основанием для перерасчета кадастровой стоимости, является внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о новом виде разрешенного использования, предусмотренном градостроительным регламентом территориальной зоны, а не изменение группы видов с 9 на 13, в данном случае вид разрешенного использования с "другие промышленные объекты" (золошлакоотвал") на какой-то другой вид изменен не был, таким образом, отсутствовали основания для переоценки земельного участка.
Третье лицо ОАО "Кузбассэнеро" в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав на то, что земельный участок под золошлакоотвалом имеет самостоятельный кадастровый номер, соответственно, должен быть квалифицирован отдельно от иных земельных участков в соответствии с расшифровкой содержания видов разрешенного использования (приложение N 2 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утверждены Приказом Роснедвижимости N П/0152 от 29.06.2007 г.)); в типовом перечне видов разрешенного использования, законодатель выделяет земельные участки под гидротехническими сооружениями отдельно в вид разрешенного использования N 13; в материалы дела представлены документы, безусловно, свидетельствующие о том, что земельный участок относится к 13-й группе видов разрешенного использования, в государственной кадастре содержалась информация о кадастровой стоимости, рассчитанной исходя из 9-й группы видов разрешенного использования; поскольку решением от 30.06.2009 г. по исправлению группы видов разрешенного использования земельного участка в кадастре объектов недвижимости фактически были устранены недостоверные сведения относительно группы видов разрешенного использования, решение не может быть признано незаконным; в связи с изменением группы видов разрешенного использования у органа кадастрового учета возникла обязанность пересчитать кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с п. 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков (утверждены Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006. N 222); кроме того, Комитетом пропущен срок на обжалование актов Управления Росреестра.
Управление Росреестра, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, не представили, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Определив в соответствии с ч. 1 ст. 266, ч.1, ч.3 ст.156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей Управления Росреестра по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области при имеющихся явке и материалах дела; проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьей 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва ОАО "Кузбассэнеро" на нее, заслушав представителей заявителя, третьего лица, апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, и подтверждено материалами дела ОАО "Кузбассэнерго" на основании договора аренды земельного участка от 01.07.2003 г. N 13-0650, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово (в редакции дополнений- КУГИ Кемеровской области является правопреемником арендодателя), арендует земельный участок с кадастровым номером
42:24:011901:02 (предыдущий номер земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277) для размещения золошлакоотвала N 2, площадью 943 378,92 кв.м., находящийся по адресу : г. Кемерово, Заводский район.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 в размере 1 854 755 089 руб. 56 коп., утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", рассчитанной по 9-й группе вида разрешенного использования земельного участка (далее ВРИ) как "земли для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Полагая, что при формировании перечня земельных участков в целях проведения кадастровой оценки, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277, при указании вида разрешенного использования было ошибочно указано "9", вместо 13 ВРИ, землепользователь - ОАО "Кузбассэнерго", обратился в Управление Росреестра с заявлением от 18.02.2009 N 70-002/1139 об устранении в кадастровом учете ошибки.
По результатам рассмотрения заявления Общества Управлением Росреестра 30.06.2009 принято решение N 2007 об исправлении технической ошибки, которым, со ссылкой на протокол выявления технической ошибки от 30.06.2009, установлено, несоответствие в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 виду разрешенного использования.
На основании данного решения вид разрешенного использования спорного земельного участка был определен как 13 ВРИ.
В связи с изменением вида разрешенного использования, актом от 21.07.2009 г. определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 в размере 548 391 866 руб. 76 коп., с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 562 руб.68 коп. за кв.м. с внесением соответствующих изменений в государственный кадастровый учет.
Полагая, что в результате изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка снизился размер арендной платы данного земельного участка, КУГИ Кемеровской области, реализующий полномочия собственника земельного участка, обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных Комитетом требований, суд первой инстанции, признавая отсутствие в законодательного урегулирования порядка устранения подобной ошибки, между тем, пришел к выводу о том, что действия Росреестра по внесению в кадастровый учет достоверных сведений о группе вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 были направлены на устранение противоречий, имеющихся в кадастровом учете и соответствуют требованиям ст.ст.1,2,4,16, пункта 9 части 1 статьи 22 Федерального Закона "О государственной кадастре недвижимости" и как следствие, правомерности определение кадастровой стоимости в соответствии с Методическими указаниями N 222.
Статьей 3 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ, Закон о кадастре) предусмотрено осуществление кадастрового учета и ведение государственного кадастрового учета федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным Законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
В силу статьи 4 названного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, предусмотрена статьей 28 Закона о кадастре путем исправления технической и кадастровой ошибки.
Следуя материалам дела, номер группы вида разрешенного использования спорного земельного участка Управлением Росреестра был изменен путем принятия решения об исправлении технической ошибки от 30.06.2009 г. N 2007.
Суд первой инстанции согласился с доводами КУГИ КО о том, что ошибка, исправленная путем принятия решения об исправлении технической ошибки, не является технической.
Поддерживая вывод суда первой инстанций об отсутствии в рассматриваемом случае технической ошибки в данных государственного кадастра недвижимости, апелляционный суд, вместе с тем, считает ошибочным вывод арбитражного суда о совершении оспариваемых действий в целях приведения данных государственного кадастра недвижимости в соответствие с требованиями закона.
Судом установлено, что Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" разрешенное использование спорного земельного участка отнесено к 9 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", согласно Приказу Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
В соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" от 27.11.2008 N 519, удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков данной группы (9 ВРИ) в кадастровом квартале 42:24:0101026 составляет 2 269, 16 руб. за кв.м., 13 ВРИ - 562, 68 руб. за кв.м. (л.д.16, 17 т.1).
Положениями Федерального Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено внесение в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о разрешенном использовании земельного участка (пункт 14 части 2 статьи 7).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.
При этом, разрешенное использование определяется не собственником и не землепользователем земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Земельного Кодекса Российской Федерации).
В данном случае, земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101026:277 является ранее учтенным, сведения о земельном участке были внесены в Единый государственный реестр земель 24.11.2005 г. на основании оценочных описей земельных участков, в соответствии с объемом, содержащихся в них сведений согласно п. 2.3. Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденным Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.05.2001 N П/119 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 20.06.2001 г. N 2753) (отзыв ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, л.д. 84- 86, т.1).
В силу пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316), при проведении кадастрового учета вновь образуемых участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основании результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены Приказ Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222), в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с пунктами 1.2.-1.4 указанных Методических указаний, последние применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи (далее - ранее учтенных земельных участков).
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей.
По смыслу изложенных норм, кадастровая стоимость земельного участка поставлена в зависимость от вида разрешенного использования земельного участка, и в случае его изменения в установленном порядке, подлежит перерасчету с оформлением Акта определения кадастровой стоимости.
Порядок изменения вида разрешенного использования установлен статьей 37 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ), статьей 22 Закона о кадастре.
Согласно статье 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1). Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим законом для осуществления такого учета документов (часть 2).
В силу статьи 37 ГрК РФ, статье 7 ЗК РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Частью 3 статьи 37 ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Фактическое осуществление или неосуществление вида деятельности, для которого предоставлен земельный участок, не свидетельствует об изменении вида разрешенного использования.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с решением Управления Роснедвижимости по Кемеровской области от 21.07.2009 г. N 770 "О проведении верификации и нормализации кадастровых сведений", Актом определения кадастровой стоимости земельного участка от 21.07.2009 г. кадастровая стоимость земельного участка пересчитана исходя из отнесения земельного участка к 13 группе видов разрешенного использования, установленной Приказом NП/0152, средний показатель кадастровой стоимости для которой в кадастровом квартале 42:24:0101026 составляет 526,68 рублей за кв.м, с внесением соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, фактически указанными действиями Управление Росреестра произведено изменение установленного вида разрешенного использования земельного участка (с 9 группы на 13 ВРИ) с осуществлением перерасчета кадастровой стоимости земельного участка, оформленного Актом от 21.07.2009 г., без соблюдения установленного порядка учета изменений объекта недвижимости, установленного статьей 22 Закона о кадастре, статьями 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, статьей 7 Земельного кодекса РФ.
Вопрос о соответствии изменяемого вида разрешённого использования земельного участка градостроительному регламенту Управлением не рассматривался.
При этом, действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения вида разрешенного использования земельных участков путем "верификации и нормализации кадастровых сведений", либо путем исправления технической ошибки.
Доказательств соблюдения установленного статьей 22 Закона о кадастре порядка учета изменений объекта недвижимости (в части изменения вида разрешенного использования земельного участка) из материалов дела не усматривается.
Кроме того, принимая во внимание, что сведения об отнесении земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования внесены в государственный кадастр недвижимости на основании действующего нормативного правового акта уполномоченного органа государственной власти субъекта, оснований для исправления технической ошибки, либо верификации сведений у Управления не имелось.
Учитывая, что Управление Росреестра уполномочено на внесение в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости на основании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ, либо на осуществление учета изменений объекта недвижимости в порядке статьи 22 Закона о кадастре, то факт нахождения на земельном участке гидротехнического сооружения сам по себе, без соблюдения установленной процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка с учетом требований градостроительного зонирования, не может являться основанием для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка.
Общество, считая, что находящийся у него в аренде земельный участок относится к другому виду разрешенного использования, а равно неправомерным утверждение Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области кадастровой стоимости земельного участка в составе 9 группы видов разрешенного использования, в связи с необходимостью отнесения находящегося на земельном участке гидротехнического сооружения к 13 виду разрешенного использования, не лишено права оспаривания указанного нормативного правового акта в установленном порядке в данной части, а также изменения вида разрешенного использования земельного участка в порядке, установленном статьей 22 Закона о кадастре.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о приведении путем совершения оспариваемых действий Управления данных государственного кадастра недвижимости в соответствие с требованиями закона, признается апелляционным судом, не основанным на нормах права.
Ссылка суда на судебные акты Арбитражного Суда Кемеровской области от 01.08.2008 г. по делу N А27-3730/2008-7, от 30.09.2009 г. по делу N А27-16336/2008-7, как устанавливающих факт отнесения золошлакоотвалов ОАО "Кузбассэнерго" к гидротехническим сооружениям, не свидетельствует о соблюдении установленного законом порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка, а равно о правомерности действий Управления Росреестра по внесению в кадастровый учет достоверных сведений о группе вида разрешенного использования спорного земельного участка; в силу пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2001 г. N 42 основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки; указанные судебные акты к таковым судебным актам не относятся, на момент внесения сведений в Единый государственный реестр земель (24.11.2005 г.), а также формирования Росреестром (Роснедвижимостью) Перечня земельных участков, подлежащих оценке, не были приняты; а равно с учетом признания судом отсутствия какой-либо ошибки в ходе составления Перечня земельных участков для проведения кадастровой оценки.
Кроме того, апелляционный суд усматривает нарушение оспариваемыми действиями Управления прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, земельный участок принадлежит обществу на основании договора аренды N 13-0650 от 01.07.2003 г.
Соглашением от 19.02.2010 г. к указанному договору (л.д. 46, 47, т. 1) права и обязанности арендодателя по договору переданы от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Земельного кодекса РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Согласно абзацу 3 части 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 1 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 108-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области" установлено, что Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области - городе Кемерово осуществляется специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.
Указанным органом, в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.03.2008 N 92 "Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом Кемеровской области", является Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - КУГИ).
В соответствии с пунктами 3.10, 3.11, 3.16, 3.45 указанного Положения, КУГИ выступает арендодателем объектов государственной собственности Кемеровской области, в соответствии с действующим законодательством проводит конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды объектов государственной собственности Кемеровской области, осуществляет контроль за поступлениями денежных средств от сдачи имущества, находящегося в собственности Кемеровской области, в аренду, осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области - городе Кемерово, выступает в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением объектами государственной собственности Кемеровской области.
Поскольку в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 г. N 62 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово", размер арендной платы рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельных участков, снижение последней не только затрагивает указанные публично-правовые полномочия КУГИ, но и нарушает права заявителя как арендодателя земельного участка.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требований Комитета.
По указанным основаниям доводы отзыва третьего лица, отклоняются за необоснованностью.
Ссылка ОАО "Кузбассэнерго" на пропуск КУГИ процессуального срока для обжалования актов Росреестра, с учетом того, что об изменении разрешенного вида использования спорного земельного участка и изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка Комитету было известно при подписании дополнительного соглашения договору от 19.02.2010 г., не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, следует, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч.4 ст.198 АПК РФ).
Судом первой инстанции в качестве состоятельного и документально подтвержденного принят довод заявителя о том, что КУГИ Кемеровской области о факте изменения вида разрешенного использования земельных участков, арендованных ОАО "Кузбассэнерго" стало известно из письма Администрации города Кемерово от 30.04.2010 г., в связи с чем, признано обращение в арбитражный суд в пределах установленного законом 3-х месячного срока (27.07.2010 г.).
Оснований для переоценки указанного вывода суда, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о совершении Управлением Росреестра действий по внесению в кадастровый учет сведений, направленных на устранение противоречий, имеющихся в кадастровом учете, не соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, основаны на неправильном применение норм материального права, что является основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 декабря 2010 года по делу N А27-10986/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области требования удовлетворить.
Признать недействительным Акт определения кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 21.07.2009 г. в части касающейся земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277.
Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 в размере 548 391 866, 76 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562, 68 руб. за кв.м. и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 в размере 1 854 755 089, 56 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 1 903, 08 руб. за кв.м.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10986/2010
Истец: Администрация г. Кемерово, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
Третье лицо: ОАО "Кузбассэнерго", Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13019/11
21.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13019/11
23.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13019/11
03.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2813/11
05.04.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1394/11