г. Санкт-Петербург |
|
11 июня 2013 г. |
Дело N А26-11160/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Федуловой М.К.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9078/2013) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Ильинская средняя общеобразовательная школа" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2013 по делу N А26-11160/2012 (судья Цыба И.С.), принятое
по иску МИФНС N 5 по Республике Карелия
к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Ильинская средняя общеобразовательная школа"
о взыскании 2 344 986, 10 руб.
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее - заявитель, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Ильинская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1021001027300, ИНН 1014002338, далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 2 344 986 руб. 10 коп. задолженности по пеням, начисленным за несвоевременную уплату взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 22.06.2012.
Решением суда от 04.03.2013 заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, заявитель направил жалобу в суд апелляционной инстанции. В обоснование своей задолженности податель жалобы указывает, что реструктуризация задолженности на основании решения налогового органа не состоялась, так как отсутствует согласование графика погашения задолженности с органом Пенсионного Фонда. Кроме того, заявитель указывает, что налоговый орган не доказал размер взыскиваемой задолженности, более того, по мнению Учреждения, Инспекцией пропущен срок исковой давности по взысканию сумм пени в размере 2 344 986 руб. 10 коп.
Стороны извещены, своих представителей в судебное заседание не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы по существу на основании статьи 156 АПК РФ. Налоговым органом в суд апелляционной инстанции направлен отзыв, в качестве возражений по доводам апелляционной жалобы в порядке абзаца 2 пункта 2 статьи 268 АПК РФ суд приобщил к материалам дела документы в обоснование возражений.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение представило в Инспекцию заявления от 30.10.2009 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам в государственные социальные внебюджетные фонды на сумму 3 170 401 руб. (л.д. 28-29). На основании данного заявления Инспекцией было вынесено решение N 5 от 14.12.2009 о предоставлении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 581 от 16.07.2009 права на реструктуризацию пеней и финансовых санкций в сумме 3 170 401 руб. 33 коп. (л.д. 23-24). Указанную задолженность Учреждение было обязано погашать в соответствии графиком от 14.12.2009 (л.д. 25-27), который был разработан в соответствии с пунктом 7 правил проведения реструктуризации задолженности, утвержденных указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
В нарушение установленного графика не был произведен платеж по сроку 25.02.2012 в сумме 26 421 руб., в связи с чем, Учреждение утратило право на реструктуризацию задолженности на основании пункта 13 указанных правил, о чем Инспекцией было вынесено решение N 7 от 23.03.2012 (л.д. 19-20) и направлено ответчику.
В связи с утратой права на реструктуризацию Учреждению были направлены требования N 1238, 1240 и 1241 по состоянию на 22.06.2012 об уплате остатка непогашенной суммы пени, включенной в состав реструктуризируемой задолженности, в размере 369 346 руб. 10 коп., 21 800 руб. и 1 953 840 руб. соответственно (л.д. 9-13). В требованиях был установлен срок исполнения 13.07.2012.
Данные требования Учреждением исполнены не были, что явилось основанием для обращения Инспекции с заявлением о взыскании указанных сумм в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 7 Правил проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 1 июля 2008 г., а также по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 581, реструктуризация задолженности осуществляется в соответствии с графиком погашения задолженности по страховым взносам и графиком погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам. Указанные графики предусматривают осуществление учреждением соответствующих платежей равными частями не реже 1 раза в квартал. Согласно пункту 13 указанных правил Учреждение утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей в размерах и (или) в сроки, установленные графиками погашения задолженности, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу.
При возникновении указанных обстоятельств налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о его отмене и взыскании в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах задолженности.
При этом восстанавливается начисление пеней на сумму задолженности по страховым взносам, оставшуюся не погашенной на дату принятия решения об отмене решения о реструктуризации.
Ссылка подателя жалобы на то, что реструктуризация задолженности на основании решения налогового органа не состоялась, ввиду отсутствия согласования графика погашения задолженности с органом Пенсионного Фонда, опровергается представленным Управлением вместе с апелляционной жалобой документами.
Кроме того, апелляционная инстанция принимает во внимание то обстоятельство, что с момента заключения соглашения о реструктуризации Учреждение исполняло его условия, осуществляя регулярные платежи в соответствии с графиком, утвержденным налоговым органом, до момента утраты права на реструктуризацию.
Ссылка подателя жалобы на пропуск срока исковой давности по взысканию сумм пени в размере 2 344 986 руб. 10 коп., отклоняется судом.
Исходя из статей 64 и 68 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), толкования смысла содержащихся в них норм, данного в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2005 N 13054/04, реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 НК РФ. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 НК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что срок для принудительного взыскания задолженности следует исчислять с даты принятия налоговым органом решений об отмене реструктуризации.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 68 НК РФ при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
В статье 46 НК РФ указано, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пенями признается установленная этой нормой денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 9 статьи 46 и пунктом 7 статьи 47 НК РФ положения этих статей применяются и при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора.
Таким образом, порядок принудительного взыскания недоимки по налогам (обязательным платежам) и пеням включает направление налогоплательщику требования об уплате налога (обязательного платежа) и пеней в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.
Прекращение действия решения о реструктуризации является правовым основанием для направления налогоплательщику требования об уплате недоимки в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога сам по себе не является основанием для признания его недействительным. Однако при исчислении пресекательного срока принудительного взыскания налога и пеней учитывается установленный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок направления требования, и его нарушение налоговым органом может привести к пропуску пресекательного срока, исчисляемого по совокупности сроков.
В рассматриваемом случае при определении предельного (пресекательного) срока взыскания недоимки и пеней учтена совокупность следующих сроков: предусмотренного пунктом 4 статьи 68 НК РФ тридцатидневного срока, исчисляемого с момента получения Учреждением решения о прекращении реструктуризации; трехмесячного срока, установленного статьей 70 НК РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном Учреждению требовании; шестидесятидневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 10353/05.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 и в пункте 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 исковое заявление о взыскании налога (взноса) может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данный срок является пресекательным. Срок обращения в суд в данном случае не пропущен.
При прекращении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими, и только в этом случае налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате оставшейся неуплаченной суммы недоимки и начисленных на нее пеней в связи с заключением соглашения о реструктуризации.
Инспекция выставила в адрес Учреждения требования N 1238, 1240 и 1241 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.06.2012, указав в них срок уплаты пени 13.07.2012 с учетом принятия ею 23.03.2012 решения о прекращении действия реструктуризации, являющегося основанием для применения Инспекцией мер принудительного взыскания задолженности.
Сроки направления требования и принудительного взыскания задолженности по пеням Инспекцией также не пропущены.
Наличие задолженности и размер по пеням и штрафу подтверждается заявлением налогоплательщика о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, представленным в налоговый орган, графиком погашения задолженности по налогам и сборам, решением о предоставлении ему права на реструктуризацию задолженности, выпиской данных оперативного учета ответчика по состоянию на 14.12.2009 (л.д. 23-30). Размер взыскиваемой задолженности определен как разница между суммой задолженности, утвержденной к реструктуризации, и суммой платежей фактически внесенных Учреждением за период исполнения условий реструктуризации.
Указанная сумма задолженности заявителем не оспорена, доказательства перечисления платежей в большей сумме, не представлено.
Исходя из вышеизложенного, требование Инспекции о взыскании с Учреждения 2 344 986 руб. 10 коп. пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам, правомерно удовлетворено судом.
В связи с изложенным, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2013 по делу N А26-11160/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11160/2012
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республике Карелия
Ответчик: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Ильинская средняя общеобразовательная школа"
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9078/13