г. Чита |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А10-5227/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 марта 2013 года по делу N А10-5227/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Оптово-розничного центра "Окинский" к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании незаконным отказа от 29.11.2012 года в представлении земельного участка для размещения временного объекта мелкорозничной торговли (павильон) по ул. Жердева, вблизи жилого домаN 136 в г.Улан-Удэ, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, третье лицо: Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ,
(суд первой инстанции - Мархаева Г.Д.-С.)
при участии:
от заявителя - Дорошкевича С.А. (доверенность от 26.12.2012),
от комитета - Харакшиновой И.В. (доверенность от 20.03.2013),
от третьего лица - не явился, извещен,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Оптово-розничный центр "Окинский" (ИНН 0326026903, ОГРН 1050303006951, далее - заявитель, ООО ОРЦ "Окинский") обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, далее - Комитет по управлению имуществом) о признании незаконным отказа от 29 ноября 2012 года в предоставлении земельного участка для размещения временного объекта мелкорозничной торговли (павильон) по ул. Жердева, вблизи жилого дома N 136, в г. Улан-Удэ, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением суда первой инстанции от 12 марта 2013 года по делу N А10-5227/2012 заявленные требования удовлетворены.
Отказ Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ от 29 ноября 2012 года в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Оптово-розничный центр "Окинский" земельного участка для размещения временного объекта мелкорозничной торговли (павильон) по ул. Жердева, вблизи жилого дома N 136, в г. Улан-Удэ признан незаконным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО ОРЦ "Окинский" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 марта 2013 года по делу N А10-5227/2012 отменить.
В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта апеллянт указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильное применение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами, изложенными в апелляционной жалобе заявителя не согласилось.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 27.04.2013.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв и возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, 18 сентября 2012 года ООО ОРЦ "Окинский" обратилось с заявлением о выборе земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством. Общество просило определить возможность предоставления в аренду сроком на 3 года земельного участка, ориентировочной площадью по 70 кв.м. для размещения объекта временного содержания, расположенного в городе Улан-Удэ по улице Жердева, вблизи жилого дома N 136 (действующий павильон) в соответствии с прилагаемым ситуационным планом (т.1 л.д.11).
29 ноября 2012 года Комитетом по управлению имуществом принято решение об отказе в удовлетворении вышеназванного заявления Общества в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне инженерных сетей (постановление Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 N 6). Кроме того, размещение объектов мелкорозничной торговли осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения нестационарных торговых объектов на территории г.Улан-Удэ, утвержденной Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 19.04.2011 N 163. Размещение нестационарных торговых объектов вне утвержденной схемы исключается. В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не входит в схему, Комитет отказал Обществу в предоставлении данного земельного участка, о чем сообщено ему письмом за исходящим номером N 00230541.(т. 1 л.д. 10).
Не согласившись с вышеназванным отказом ООО ОРЦ "Окинский" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемый отказ Комитета от 29 ноября 2012 года не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельностью в настоящем случае в реализации права на осуществление розничной торговли в нестационарном торговом объекте, расположенном на земельном участке на территории г.Улан-Удэ.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции находит указанный вывод первой инстанции законным и обоснованным по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 N 525, к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, в связи с этим Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотрен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2).
Порядок предоставления земельных участков на территории города Улан-Удэ регламентирован Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82 (в ред. Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 24.05.2012 N 564-45, действующей в рассматриваемый период) (далее - Положение N 807-82).
В соответствии с указанным Положением орган местного самоуправления в лице Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью на территории г. Улан-Удэ, обеспечивает предоставление земельных участков для различных целей на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктом 3.1 указанного Положения предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется в собственность или в аренду за плату на торгах или без проведения торгов на срок не более 3-х лет.
Подпунктом 1 пункта 3.2 Положения о порядке предоставления земельных участков предусмотрено, что предоставление земельных участков осуществляется в аренду на срок не более чем один год для целей размещения объектов, не относящихся к недвижимому имуществу, в том числе нестационарных объектов: торговых, общественного питания, бытовых услуг.
В соответствии с пунктом 3.3 названного Положения гражданин и (или) юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ заявление об определении возможности предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Пунктами 3.4, 3.5 вышеуказанного Положения установлено, что Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в трехдневный срок со дня регистрации заявления направляет заявление в Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ. Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ в семидневный срок со дня поступления заявления определяет возможность предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил и направляет заключение о возможности или невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ.
Согласно пункту 3.6 Положения о порядке предоставления земельных участков в случае невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в семидневный срок со дня поступления заключения от Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ дает письменный мотивированный отказ заявителю.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 18 сентября 2012 года о выборе земельного участка для размещения временного объекта мелкорозничной торговли (павильон), расположенного в городе Улан-Удэ по улице Жердева вблизи жилого дома N 136.
Таким образом, заявитель обратился в Комитет с просьбой о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
29 октября 2012 года Комитет направил в Управление архитектуры и градостроительства г.Улан-Удэ для рассмотрения вышеназванное заявление Общества (л.д.75 т.1).
Управление письмом за исх.N 20452747 сообщило Комитету об отказе в согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что он находится в охранной зоне инженерных сетей (Постановление Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 N 6) (л.д.74 т.1).
Комитет отказал в удовлетворении заявления Общества о предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне инженерных сетей, а также, что испрашиваемый земельный участок не входит в утвержденную схему расположения нестационарных торговых объектов на территории г.Улан-Удэ, утвержденной Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 19.04.2011 N 163.
Согласно пункту 3.8 Положения о порядке предоставления земельных участков предоставление земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации г. Улан-Удэ.
Постановлением Администрации города Улан-Удэ от 19 апреля 2011 года N 163 (далее - Постановление N 163) утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ (далее - Схема).
Как установлено судом первой инстанции, схемой, утвержденной названным Постановлением N 163, по месту расположения в Октябрьском районе г.Улан-Удэ по улице Жердева испрашиваемого заявителем земельного участка не предусмотрено расположение нестационарных торговых объектов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Статьей 10 названного закона, установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов. Так, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях:
а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
г) повышение доступности товаров для населения.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 N 6 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Бурятия (далее - Порядок)".
Из пункта 1.1 данного Порядка следует, что Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Бурятия разработан в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях:
- установления единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований в Республике Бурятия;
- создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения;
- формирования здоровой конкурентной среды.
Таким образом, данные нормы законодательства регулируют общественные отношения, связанные с организацией, осуществлением торговой деятельности.
Вместе с тем, судом правильно указано, что в рассматриваемом случае заявитель обратился в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка, тогда как указанные отношения по предоставлению земельных участков регулируются земельным законодательством.
Из письма Комитета от 29 ноября 2012 года за исх. N N 00230541 основанием для обжалуемого отказа явилось, что испрашиваемый земельный участок не входит в схему расположения нестационарных торговых объектов на территории г.Улан-Удэ, утвержденной Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 19.04.2011 N 163. Размещение нестационарных торговых объектов вне утвержденной схемы исключается.
Вместе с тем, как правильно отметила первая инстанция, в схему, утвержденную Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 19.04.2011 N 163, включены нестационарные торговые объекты, а не земельные участки.
Кроме этого, из вышеприведенных норм законодательства об организации торговой деятельности следует, что включение торговых объектов в вышеназванную схему преследует цель обеспечения развития территории, достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, а не ограничение прав хозяйствующих субъектов на использование земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Наряду с этим из материалов дела следует, что Общество ранее с 2006 года в испрашиваемом месте расположения использовало земельный участок для размещения объекта мелкорозничной торговли, что подтверждается договорами аренды земельного участка от 01.02.2006 N 14, 28.11.2007 N 644, 01.09.2009 N 374. В соответствии с перечисленными договорами, заключенными между ООО ОРЦ "Окинский" и Комитетом, объектом аренды являлся земельный участок с кадастровым номером 03:24:031907:25.
При этом сведения в отношении названного земельного участка в государственном кадастре недвижимости ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ 19 июля 2011 года были аннулированы как носящие временный характер (л.д.140 т.1).
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Кроме этого, суд первой инстанции правильно исходил из того, что положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривается, что приведенные в письме Комитета от 29 ноября 2012 года за исх.N 00230541 обстоятельства (невключение нестационарного торгового объекта в схему расположения нестационарных торговых объектов на территории г.Улан-Удэ) могут являться основанием для отказа в предоставлении земельных участков.
Пункт 3.8 Положения N 807-82 также не предусматривает какие-либо последствия в случае невключения нестационарного торгового объекта в схему размещения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод первой инстанции о том, что обжалуемый отказ Комитета от 29 ноября 2012 года по вышеизложенному основанию не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, вторым основанием для отказа Комитета в удовлетворении заявления Общества о предоставлении испрашиваемого земельного участка явилось то обстоятельство, что в соответствии с заключением Управления за исх.N 20452747 испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне инженерных сетей.
В соответствии с Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 N 6, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается органами местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных Правительством Республики Бурятия, в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями (пункт 3.1).
При разработке схемы должны учитываться следующие критерии:
- достижение максимально равномерной обеспеченности населения площадью торговых объектов с учетом действующей стационарной торговой сети;
- уровень плотности жилых застроек муниципального образования;
- деятельность нестационарных торговых объектов не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения;
- нестационарные торговые объекты не должны размещаться в зоне воздействия вредных производственных факторов других предприятий;
- нестационарные торговые объекты должны размещаться с учетом обеспечения свободного движения пешеходов и доступа потребителей к объектам торговли, в том числе обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственного подъезда спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях, а также с соблюдением пожарных и санитарных требований;
- нестационарные торговые объекты не должны располагаться на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций, на газонах, цветниках и прочих объектах озеленения, детских и спортивных площадках, площадках для отдыха, а также в иных зонах, устанавливаемых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия (пункт 3.2).
Вместе с тем, из заключения Управления не видно о нахождении на земельном участке охранной зоны каких инженерных сетей идет речь в рассматриваемом случае, а также в какой части земельного участка находится указанная охранная зона.
По мнению апеллянта, согласно представленному ситуационному плану испрашиваемого земельного участка по границе спорного участка с восточной стороны проходит водопровод. В обоснование охранной зоны водопровода Управление сослалось на пункт 12.35 Свода правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010N820.
Согласно пункту 1.1 Свода правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N820, настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке.
Требования настоящего документа с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания (пункт 1.3 Свода правил).
Пунктом 12.35 названного Свода правил предусмотрено, что расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений согласно таблице составляет 5 метров.
Как видно из обстоятельств дела, Общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Исходя из положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект представляет собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предъявляемые названным Сводом правил требования при строительстве капитальных объектов - зданий и сооружений не могут распространяться в случае размещения нестационарных торговых объектов.
Иного правового обоснования установления охранной зоны водопровода, предусматривающей особые условия использования земельных участков, ни Комитетом, ни Управлением суду первой инстанции не представлено.
Управлением в подтверждение своего заключения представлен ситуационный план земельного участка, из которого следует, что водопровод проходит по границе испрашиваемого земельного участка (л.д.1 т.2).
Однако Управление не учитывает, что земельный участок, который испрашивается Обществом, имеет ориентировочную площадь 70 кв.м., границы его не сформированы. Следовательно, суд первой инстанции правильно указал на преждевременность вывода Управления о нахождении испрашиваемого земельного участка в охранной зоне инженерных сетей.
Кроме того, в материалы дела, Управлением представлено письмо общества с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" от 25.02.2013 N 291, из которого следует, что земельный участок для размещения временного объекта торговли, расположенный по адресу улица Жердева, вблизи дома N 136, находится в границах зоны с особыми условиями использования территории (охранной зоной) водопровода. Сведения о границах зоны внесены в Государственный кадастр недвижимости (л.д.12 т.2).
Вместе с тем, апеллянт не учитывает, что согласно письму филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия (далее -ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ) от 07.02.2013 N 03-2013/578-09 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах охранной зоны, установленной в отношении водопровода 43 квартала в районе домов 136-140 по улице Жердева г.Улан-Удэ (л.д.54 т.2).
Более того, судом правильно принято во внимание, что ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ письмом от 25.02.2013 N 03-2013/832-02 на обращение Общества сообщило, что в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о границах охранной зоны, установленной в отношении водопровода 43 квартала в районе домов 136-140 по улице Жердева г.Улан-Удэ, и отсутствием сведений об испрашиваемом земельном участке, установить нахождение земельного участка в границах охранной зоны водопровода невозможно (л.д.54 т.2).
При таких установленных обстоятельствах апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что представленные Управлением ситуационный план земельного участка и письмо ООО "Байкальские коммунальные системы" от 25.02.2013 N 291 не содержат сведения, позволяющие определить границы охранной зоны водопровода, в связи с этим соотнести со сведениями испрашиваемого земельного участка, площадь и границы которого заявлены Обществом ориентировочно.
Следовательно, заключение Управления о нахождении испрашиваемого земельного участка в охранной зоне инженерных сетей является необоснованным.
Также обоснованными представляются выводы суда о нарушении Комитетом сроков, установленных статьей 34 Земельного кодекса и Положения N 807-82, при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка.
Так, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5).
Между тем, как установлено судом и следует из материалов дела, в нарушение установленного порядка Комитетом процедура предоставления земельного участка по заявлению Общества не проведена.
При этом, заявление Обществом подано в Комитет 18 сентября 2012 года, которое направлено в Управление для дачи заключения 29 октября 2012 года. Оспариваемый отказ принят Комитетом 29 ноября 2012 года.
Установленные по настоящему делу обстоятельства в совокупности и взаимной связи в достаточной мере подтверждают наличие оснований для удовлетворения судом первой инстанции требований заявителя.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 марта 2013 года по делу N А10-5227/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5227/2012
Истец: ООО "ОРЦ "Окинский"
Ответчик: Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ"
Третье лицо: Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1872/13
03.12.2013 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5227/12
14.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4448/13
13.06.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1872/13
12.03.2013 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5227/12