г. Пермь |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А50-789/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ясиковой Е. Ю.,
судей Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е. С.
при участии:
от заявителя (Красновишерское жилищно-коммунальное муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть") (ОГРН 1025902266631, ИНН 5941003940): Гончаренко Л.Т., председатель ликвидационной комиссии, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Межрайонная ИФНС России N 11 по Пермскому краю) (ОГРН 1045901758022, ИНН 5919001391): не явились;
от третьего лица Администрации Красновишерского городского поселения Пермского края: не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 15 марта 2013 года
по делу N А50-789/2013, принятое судьей Тюриковой Г.А.,
по заявлению Красновишерского Жилищно-коммунального муниципального унитарного предприятия "Теплосеть"
к Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю:
третье лицо: Администрации Красновишерского городского поселения Пермского края о признании решения незаконным,
установил:
Красновишерское жилищно-коммунальное муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть" (далее - Красновишерское ЖК МУП "Теплосеть", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 09.10.2012 N878 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией предприятия и возложении на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 136).
Решением арбитражного суда от 15.03.2013 требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных предприятием требований отказать.
В обоснование жалобы ее податель приводит доводы о наличии законных оснований для отказа в государственной регистрации, поскольку у предприятия на дату обращения с заявлением о ликвидации имеется непогашенная задолженность в размере 675 руб. (штрафных санкций) и 61 874 руб. (единый налог по УСНО), которые не были предъявлены в ходе процедуры банкротства, так как образовались позднее ее завершения. Инспекцией приняты все меры для взыскания указанной задолженности: направлены требования об уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), вынесены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, приняты решения о взыскании за счет имущества, в адрес судебных приставов направлены постановления о взыскании за счет имущества, доказательства направления всех документов должнику представлены в материалы дела. Суд неправомерно установил, что предприятие узнало о задолженности лишь 09.10.2012. В нарушение п.1 ст.63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия письменно не уведомила Инспекцию как кредитора о ликвидации предприятия и не произвела расчеты с ним.
Представители заинтересованного лица участие в судебном заседании не принимали, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
Предприятие не согласно с доводами апелляционной жалобы, в возражениях заявитель указывает на соблюдение порядка ликвидации юридического лица и представление всех необходимых для ликвидации документов.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал изложенные в отзыве на апелляционную жалобу доводы, решение суда сторона по делу оценивает как законное и обоснованное.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителей в судебное заседание не направило, что также не является препятствием для рассмотрения дела с учетом надлежащего извещения данного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.10.2012 Красновишерское ЖК МУП "Теплосеть" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о ликвидации по форме Р16001. Также на государственную регистрацию им представлены: ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с законом, постановление, конверт, опись вложения.
Решением от 09.10.2012 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации ликвидации Красновишерское ЖК МУП "Теплосеть", мотивировав отказ тем, что ликвидационный баланс считается не представленным, поскольку является недостоверным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований у регистрирующего органа для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Апелляционный суд, обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела документы, заслушав представителя заявителя по делу, приходит к выводу о правомерности оспариваемого судебного акта в связи со следующим.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен ст. 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами,
В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 указанной статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами.
Статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.
В соответствии с подп. "а" и "б" п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Согласно подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Из материалов дела следует, что Красновишерское ЖК МУП "Теплосеть" решением арбитражного суда Пермского края от 29.04.2009 по делу N А50-17848/2008-Б4 признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства (л.д.28).
Определением арбитражного суда Пермского края от 18.01.2011 по делу N А50-17484/2008 признаны удовлетворенными требования кредиторов к должнику в размере 3 902 817,37 руб. (л.д.31).
Определением от 24.01.2011 арбитражный суд прекратил производство по делу о признании Красновишерского ЖК МУП "Теплосеть" несостоятельным (банкротом) (л.д.32).
Постановлением администрации Красновишерского городского поселения Пермского края от 26.04.2011 N 142 принято решение о ликвидации Красновишерского ЖК МУП "Теплосеть" до 01.10.2011 без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, об утверждении состава ликвидационной комиссии, о переходе полномочий по управлению делами предприятия к ликвидационной комиссии, о представлении до 31.05.2011 промежуточного ликвидационного баланса (л.д. 15).
10.05.2011 Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и формирования ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (л.д.52).
Сообщение о ликвидации предприятия опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 46 (353) от 23.11.2011. Требования кредиторов предлагалось предъявить в течение 2 месяцев с момента публикации по адресу: 618592, Пермский край, г. Красновишерск, ул.Мира, д.13 кв.5.
28.05.2012 постановлением администрации Красновишерского городского поселения Пермского края N 151 утвержден промежуточный ликвидационный баланс Красновишерского ЖК МУП "Теплосеть" (л.д. 18).
Имеющиеся в материалах дела требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N N 529, 11103, 3050, 3051, 3052 свидетельствуют об их предъявлении по состоянию на 01.02.2010, 15.04.2011, 01.08.2011 (л.д. 86, 101, 113, 116, 119).
Вместе с тем 03.07.2012 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса за государственным регистрационным номером 2125919016111 (л.д.52).
При этом при принятии промежуточного баланса, составленного предприятием, регистрирующим органом не представлено возражений относительно содержащихся в балансе сведений о размере задолженности.
Доказательства направления ликвидатору постановлений судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Красновишерскому району УФССП по Пермскому краю об окончании исполнительного производства от 25.01.2012 (л.д. 112, 130), в материалы дела не представлены.
Учитывая, что факты удовлетворения требований кредиторов на 18.01.2011 и прекращения производства по делу о признании Красновишерского ЖК МУП "Теплосеть" несостоятельным (банкротом) 24.01.2011 подтверждены, а также отсутствие доказательств того, в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации в установленном порядке налоговым органом как кредитором предприятия к ликвидатору были предъявлены требования, связанные с наличием задолженности перед бюджетом, оснований считать ликвидационный баланс предприятия недостоверным из-за отсутствия в нем сведений о требованиях инспекции, не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции принято во внимание не представление налоговым органом решения о привлечении к ответственности ликвидированного юридического лица за совершение налогового правонарушения, свидетельствующее о наличии у такого лица обязательств перед бюджетом, принятое в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке, либо доказательств рассмотрения дела о взыскании какой-либо кредиторской задолженности с ликвидируемого юридического лица в судебном порядке, позволяющих признать задолженность доказанной, что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2013 N 9880/12.
Поскольку представленные предприятием для государственной регистрации при его ликвидации документы соответствуют требованиям, установленным ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, а достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии своевременно заявленных или непогашенных требований в материалах дела отсутствуют, выводы суда первой инстанции о признании оспариваемого решения регистрирующего органа от 09.10.2012 недействительным как не соответствующего требованиям закона и нарушающим права и законные интересы Красновишерского ЖК МУП "Теплосеть", являются правильными, соответствуют установленным обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Таким образом, на основании ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предприятия.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы отклонены судом апелляционной инстанции как противоречащие обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 марта 2013 года по делу N А50-789/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 11 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю.Ясикова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-789/2013
Истец: Жилищно-коммунальное муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть", ООО Красновишерское ЖК МУП "Теплосеть"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 11 по Пермскому краю
Третье лицо: Администрация Красновишерского городского поселения, Администрация Красновишерского городского поселения Пермского края