Тула |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А09-11722/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.06.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Заикиной Н.В. и Тимашковой Е.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы" (г. Брянск, ИНН 3250066722, ОГРН 1063250031987) - Бескровной С.А. (доверенность от 10.01.2013 N 60), от заинтересованного лица - Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области (г. Брянск) - Батрака В.Ф. (доверенность от 06.03.2013 N КО-2012/0086), Ерохина М.А. (доверенность от 06.03.2013 N КО-2012/0087), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного регулирования тарифов Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 28.03.2013 по делу N А09-11722/2012 (судья Копыт Ю.Д.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - заявитель, общество, ОАО "БКС") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Комитету государственного регулирования тарифов Брянской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.12.2012 N 6, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
В порядке части 1 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области переименован в Управление государственного регулирования тарифов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.03.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что в протоколе об административном правонарушении от 03.12.2012 N 13 отсутствует описание события вменяемого обществу административного правонарушения, а также административным органом не указано правовое обоснование привлечения ОАО "БСК" к административной ответственности со ссылкой на соответствующие нормы права, в силу чего указанный протокол не может служить надлежащим доказательством виновности общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы административный орган указывает на то, суд сделал неправильный вывод о том, что протокол об административном правонарушении от 03.12.2012 N 13 не содержит описание события вменяемого обществу правонарушения.
Кроме того, суд первой инстанции в нарушение положений части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил, что оспариваемое постановление и порядок его принятия не соответствуют закону, поскольку указанные сведения в мотивировочной части решения отсутствуют.
При этом вывод суда о недоказанности вины общества необоснован, в силу того, что из имеющихся в материалах дела документов и показаний представителей ОАО "БСК", следует, что возможность для представления запрошенных сведений у общества имелась.
В отзыве на апелляционную жалобу общество, опровергая доводы жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При этом ОАО "БСК" ссылается на то, что в силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подробное описание существа совершенного правонарушения в протоколе является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с нормами особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.
При этом составленный административным органом протокол об административном правонарушении не содержит ссылку на конкретный нормативный акт, предусматривающий обязанность заявителя представлять запрашиваемые сведения, вследствие чего протокол от 03.12.2012 составлен с существенным нарушениями законодательства, что является безусловным основанием для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Кроме того, общество согласилось с выводом суда первой инстанции о недоказанности его вины в совершении вмененного правонарушения, поскольку при привлечении лица к административной ответственности и доказанности в действиях (бездействии) юридического лица события административного правонарушения вина лица привлекаемого к административной ответственности не презюмируется и требует установления.
Более того, при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется в порядке части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность установления этих признаков административным органом.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 29.05.2013 объявлен перерыв до 06.06.2013.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 15.11.2012 на имя генерального директора ОАО "БКС" административный орган направил запрос N 2567 о предоставлении в двухнедельный срок со дня поступления запроса материалов, необходимых комитету для установления экономически обоснованных тарифов на услуги горячего водоснабжения и услуги теплоснабжения для нужд отопления на очередной период регулирования, а именно: объема реализации (полезного отпуска) тепловой энергии в Гкал (план объема на 2012 год, фактического объема за 1 полугодие 2012 года и за 9 месяцев 2012 года) по всем потребителям, в частности, по каждому потребителю, с которым заключен договор поставки услуг горячего водоснабжения и (или) теплоснабжения для нужд отопления, в разрезе муниципальных образований согласно приложению к письму; объема реализации услуг горячего водоснабжения в мi и Гкал (план объема на 2012 год, фактический объем за 1 полугодие 2012 года и за 9 месяцев 2012 года) по всем потребителям, в частности, по каждому потребителю, с которым заключен договор поставки услуг горячего водоснабжения и (или) теплоснабжения для нужд отопления, в разрезе муниципальных образований согласно приложению к письму; копии договоров с приложениями на поставку тепловой энергии, горячего водоснабжения по всем потребителям, в подтверждение представленных объемов реализации (полезный отпуск) тепловой энергии и услуг горячего водоснабжения согласно приложению к письму; копии счетов-фактур по реализации тепловой энергии и услуг горячего водоснабжения по всем потребителям, в подтверждение представленных объемов реализации (полезный отпуск) тепловой энергии и услуг горячего водоснабжения согласно приложению к настоящему письму.
Общество сопроводительным письмом от 29.11.2012 N 104-04-1480 представило в адрес комитета следующие документы: информацию об объеме реализации (полезный отпуск) тепловой энергии, горячего водоснабжения за период с 01.01.2012 по 30.09.2012 по муниципальному образованию и в разрезе по районам: г. Брянск, г. Выгоничи, г. Карачев, п. Жирятино.
Одновременно ОАО "БКС" сообщило, что информация об объеме отпуска тепловой энергии, стоимости отпущенной тепловой энергии в паре и в горячей воде с разбивкой по категориям потребителей направляется в комитет ежемесячно по форме государственной статистической отчетности N 46-ТЭ, которая заполняется на основании первичных бухгалтерских документов.
Административный орган 30.11.2012 в 9 час 00 мин составил акт N 51 о наличии события административного правонарушения, согласно которому по состоянию на 30.11.2012 общество не представило запрашиваемые 15.11.2012 сведения.
В акте от 30.11.2012 N 52, составленном в 9 час 00 мин, отражено, что представленная обществом 29.11.2012 информация не позволяет достоверно оценить полезный отпуск тепловой энергии и объем реализации услуг горячего водоснабжения, что существенно затрудняет надлежащее исполнение комитетом своих функций.
Рассмотрев указанные акты, административный орган 03.12.2012 составил протокол об административном правонарушении N 13, согласно которому сведения, запрашиваемые комитетом письмом от 15.11.2012 N 2567, не представлены.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 12.12.2012 N 6 за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, ОАО "БКС" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Считая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия: устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе запрашивать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате и в сроки, которые определяются указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 2 части 3 статьи 7 Закона N 190-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее-Правила), организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 01 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Перечень материалов, подлежащих представлению организациями, осуществляющие регулируемую деятельность, в соответствующий регулирующий орган документов приведен в пункте 10 Правил.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.
Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа (пункт 18 Правил).
В силу части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений, либо представлений их с нарушением установленного срока, или представлении заведомо недостоверных сведений в Федеральную службу по тарифам, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Объектом правонарушения ответственность, за совершение которого, предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.
При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно требованиям статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административного правонарушении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении от 03.12.2012 N 13 событие административного правонарушения отражено как непредставление обществом запрашиваемых комитетом сведений (запрос комитета от 15.11.2012 N 2567).
Вместе с тем, как справедливо указал суд первой инстанции, в протоколе об административном правонарушении от 03.12.2012 N 13 административный орган не указал, в чем конкретно выразилось событие вменяемого обществу правонарушения; в составленных в отношении заявителя процессуальных документах не отражено правовое обоснование привлечения общества к административной ответственности, отсутствует ссылка на нормативный акт, регламентирующий обязательное представление названных сведений
При этом административный орган лишь констатировал факт допущения обществом нарушений, не подтвержденный достаточными и объективными доказательствами, причинно-следственная связь между действиями заявителя, которые были им совершены, и нарушениями требований законодательства не установлена.
Между тем подробное описание существа совершенного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из текста оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 12.12.2012 N 6 следует, что ОАО "БСК" совершено административное правонарушение, выразившееся в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
При установлении вины административный орган ссылается на следующие доказательства: письмо Комитета от 15.11.2012 N 2567, письмо ОАО "БСК" от 29.11.2012 N 104-04-1480, акт о наличии события административного правонарушения от 30.11.2012 N 51, акт от 30.11.2012 N52, протокол об административном правонарушении от 03.12.2012 N 13.
Однако в акте от 30.11.2012 N 51 отражено, что в адрес руководителя ОАО "БКС" 15.11.2012 сделан запрос N 2567, в соответствии с которым последнему необходимо было представить в срок до 29.11.2012 сведения об объемах реализации тепловой энергии в определенной комитетом форме, а также представить копии договоров и счетов-фактур. По состоянию на 30.11.2012 запрашиваемые сведения не представлены.
Как следует из акта от 30.11.2012 N 52, по результатам проверки информации, представленной ОАО "БКС" в письме от 29.11.2012 N 104-04-1480, установлено, что информация об объеме реализации (полезный отпуск) тепловой энергии, горячего водоснабжения за период с 01.01.2012 по 30.09.2012 по МО и в разрезе по районам: г. Брянск, г. Выгоничи, г. Карачев, п. Жирятино по форме и содержанию не соответствуют запросу, копии договоров с приложениями на поставку тепловой энергии, горячего водоснабжения по всем потребителям, в подтверждение представленных объемов реализации (полезный отпуск) тепловой энергии и услуг горячего водоснабжения не представлены, копии счетов-фактур по реализации тепловой энергии и услуг горячего водоснабжения по всем потребителям, в подтверждение представленных объемов реализации (полезный отпуск) тепловой энергии и услуг горячего водоснабжения не представлены. При этом комитет указывает, что на основе данной информации не представляется возможным достоверно оценить полезный отпуск тепловой энергии и объем реализации услуг горячего водоснабжения, что существенным образом затрудняет надлежащее исполнение комитетом своих функций.
Таким образом, из акта от 30.11.2012 N 52 следует, что общество не представило запрашиваемые документы в полном объеме.
Вместе с тем, из протокола об административном правонарушении от 03.12.2012 и оспариваемого постановления усматривается, что обществу вменяется непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, 30.11.2012 состоялось заседание правления комитета по вопросу установления тарифов на услуги горячего водоснабжения, оказываемые потребителям Брянской области, ОАО "БКС".
Из выписки протокола заседания правления комитета от 30.11.2012 N 39 следует, что административным органом установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "БКС" потребителям Брянской области с 01.01.2013 по 30.06.2013 с календарной разбивкой, в силу чего суд первой инстанции правомерно отметил, что общество представило в соответствии с требованиями действующего законодательства в области теплоснабжения необходимые материалы для утверждения тарифов.
Доказательств обратного комитетом не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности вины ОАО "Брянские коммунальные системы" в совершении вмененного ему административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и обоснованно отменил оспариваемое постановление.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства об административных правонарушениях и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 28.03.2013 по делу N А09-11722/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-11722/2012
Истец: ОАО " Брянские коммунальные системы "
Ответчик: Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области