г. Владивосток |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А51-1742/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей В.В. Рубановой, Г.М. Грачёва,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-5413/2013
на решение от 12.03.2013
судьи С.Н. Шклярова
по делу N А51-1742/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИСТ КАРГО СЕРВИС" (ИНН 2540159053, ОГРН 1102540000089) о признании незаконным решения Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
при участии: стороны не явились
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИСТ КАРГО СЕРВИС" (далее - общество, декларант, ООО "ИСТ КАРГО СЕРВИС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 16.12.2012 о корректировке таможенной стоимости товара по декларации на товары N 10714040/081112/0043069.
Решением суда от 12.03.2013 в удовлетворении требований отказано, ввиду отмены оспариваемого решения в порядке ведомственного контроля.
Не согласившись с судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мнению заявителя жалобы, декларантом не представлены запрошенные таможенным органом дополнительные документы, а заявленная таможенная стоимость значительно отличалась в меньшую сторону от сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа, в связи с чем таможня правомерно в силу пункта 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) приняла решение о корректировке таможенной стоимости.
В судебное заседание апелляционной инстанции таможня и общество своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации коллегия рассмотрела апелляционную жалобу таможни в отсутствие участвующих в деле лиц.
Из материалов дела коллегией установлено.
Между ООО "ИСТ КАРГО СЕРВИС" и компанией "CFL Wood Floring Limited., Ltd" 01.04.2012 заключен контракт N 44 на поставку товаров, перечень, количество и ассортимент которых согласован сторонами в приложении к контракту.
Во исполнение указанного внешнеторгового контракта на таможенную территорию таможенного союза был ввезен товар, задекларированный по ДТ N 10714040/081112/00043069.
Таможенная стоимость товара была определена декларантом по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами и составила 13 878,11 долларов США.
В ходе контроля таможенной стоимости данного товара таможенным органом было установлено, что заявлена таможенная стоимость значительно отклоняется от данных, имеющихся в распоряжении инспекции, в связи с чем в адрес декларанта направлено решение о проведении дополнительной проверки от 08.11.2012, в котором запрошены дополнительные документы.
Поскольку декларантом не представлены дополнительные документы, а представленные документы, по мнению таможенного органа, являются недостаточными в количественном и качественном отношении, таможенный орган, посчитав невозможным использование выбранного декларантом первого метода определения таможенной стоимости, принял 16.12.2012 решение о корректировке таможенной стоимости товаров.
Не согласившись с решением ответчика о корректировке таможенной стоимости товара, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, ООО "ИСТ КАРГО СЕРВИС" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, определено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В силу пункта 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее по тексту - "Соглашение") таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 настоящего Соглашения. В процессе консультации таможенный орган и лицо, декларирующее товары, могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства соответствующей стороны о коммерческой тайне.
Пункт 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривает, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Основания невозможности применения первого метода таможенной оценки перечислены в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 4 Соглашения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром декларант представил в таможенный орган все необходимые документы: контракт, приложение к нему, инвойс, упаковочный лист, прайс-лист продавца, паспорт сделки, коносамент, документы на экспедирование груза.
Согласно указанным документам таможенная стоимость ввезенных товаров в общей сумме составила 13 878,11 долларов США. Цена ввозимого товара указана без каких-либо условий и является фиксированной.
Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений таможней не представлено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Указание таможни на отличие уровня заявленной декларантом таможенной стоимости, от ценовой информации, имеющейся в таможенном органе, судом не принимается, так как исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
Предусмотренные в статье 111 Таможенного кодекса Таможенного союза полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган обязан доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пунктами 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Согласно пункту 18 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приложением N 1 к приказу ФТС России от 14.02.2011 N 272, запрос о представлении дополнительных документов и сведений для подтверждения таможенной стоимости формируется с учетом обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки с учетом определения того, какие сведения, заявленные декларантом (таможенным представителем), вызывают сомнения у таможенного органа, а, следовательно, требуют уточнения или подтверждения и какие документы необходимо для этого представить.
В случае выявления с использованием СУР недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, уполномоченные должностные лица у декларанта (таможенного представителя) в случае отсутствия в представленных при осуществлении таможенных операций документах, а также если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, запрашивают дополнительные документы.
Таможенным органом не указаны, а коллегией не выявлены обстоятельства и условия внешнеторговой сделки, которые вызывают сомнения, а, следовательно, требуют уточнения документами, запрошенными таможенным органом в рамках дополнительной проверки.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости. В свою очередь со стороны декларанта были представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения первого метода определения таможенной стоимости.
При изложенных обстоятельствах, коллегия приходит к выводу о неправомерности решения Находкинской таможни от 16.12.2012 о корректировке таможенной стоимости товара по декларации на товары N 10714040/081112/0043069, в связи с чем находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что спариваемое решение таможни нормативно не обоснованно.
Между тем, отказывая обществу в удовлетворении требований о признании незаконным решения таможни о корректировке таможенной, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предмета спора в связи с отменой оспариваемого решения в порядке ведомственного контроля.
Коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку в соответствии с пунктом 18 Информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Как видно из материалов дела, таможенные платежи в сумме 161 621,81 руб., начисленные в связи с корректировкой таможенной стоимости, фактически были уплачены заявителем и возвращены ему не были, в связи с чем оспариваемым решением были нарушены права и имущественные интересы заявителя. Последующая отмена оспариваемого решения 01.03.2013 после возбуждения производства по делу в арбитражном суде (определение о принятии заявления к производству от 30.01.2013) не свидетельствует об отсутствии признаков нарушения прав и законных интересов заявителя, что по смыслу вышеуказанных разъяснений ВАС РФ не препятствует рассмотрению судом по существу заявления о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости, при том, что сам заявитель настаивал на рассмотрении дела по существу.
Кроме того, коллегия учитывает, что отмена ненормативного акта органом, его издавшим, не тождественна решению суда о признании акта незаконным (недействительным), так как в каждом из указанных случаев наступают различные правовые последствия. При отмене самим органом акт считается недействующим с момента его отмены, а при признании ненормативного акта недействительным (незаконным) в судебном порядке устанавливается юридический факт недействительности акта с момента его издания.
В силу изложенного суд необоснованно отказал обществу в удовлетворении требований по мотивам отмены оспариваемого решения о корректировке в порядке ведомственного контроля.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.03.2013 по делу N А51-1742/2013 отменить.
Признать незаконным решение Находкинской таможни от 16.12.2012 о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по декларации на товары N 10714040/081112/0043069, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "ИСТ КАРГО СЕРВИС" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1742/2013
Истец: ООО "ИСТ КАРГО СЕРВИС"
Ответчик: Находкинская таможня