г. Самара |
|
14 июня 2013 г. |
Дело N А65-544/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "ФИЯ" - представитель не явился, извещено,
от государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 июня 2013 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2013 года по делу N А65-544/2013 (судья Нафиев И.Ф.), принятое по заявлению ООО "ФИЯ" (ОГРН 1021602498730, ИНН 1651016683), Республика Татарстан, г.Елабуга, к государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным решения от 20 декабря 2012 года N 3,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФИЯ" (далее - ООО "ФИЯ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан (далее - ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан) от 20 декабря 2012 года N 3 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Определением суда от 18 февраля 2013 года произведена замена ненадлежащего ответчика филиала N 13 государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан надлежащим - государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2013 года заявление ООО "ФИЯ" удовлетворено, решение государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан" (филиал N 13) N3 от 20 декабря 2012 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности признано незаконным в связи с несоответствием требованиям действующего законодательства РФ. На государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ФИЯ".
В апелляционной жалобе ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ООО "ФИЯ" отказать, ссылаясь на законность оспариваемого решения ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан, неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, филиалом N 13 ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов ООО "ФИЯ" за период с 01 января 2012 года по 30 сентября 2012 года, по окончании которой составлен акт N3 от 26 ноября 2012 года.
По результатам рассмотрения указанного акта камеральной проверки и возражения заявителя на акт директором филиала N 13 ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан было вынесено решение N 3 от 20 декабря 2012 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым общество привлечено к ответственности по ч 1 ст.47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в виде штрафа в размере 13467,38 руб., начислены пени в размере 213,91 руб., предложено уплатить недоимку в размере 67336,92 руб. и внести исправления в документы бухгалтерского учета (л.д.10-11).
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился с заявлением в суд о признании его незаконным.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления страховых взносов сумме 67336,92 руб., а также начисления соответствующих сумм пеней и штрафа послужил вывод ГУ-РО ФСС РФ по Республике Татарстан о том, что заявителем не включены в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством суммы выплат и вознаграждений работников, не занимающихся фармацевтической деятельностью, то есть не имеющих сертификат-специалиста, ввиду неправомерного применения пониженного тарифа для исчисления страховых взносов в размере 0 % в отношении таких работников.
Заявитель ссылается на то, что пониженные тарифы страховых взносов должны применяться для единого плательщика (уплачивающего единый налог на вмененный доход) - аптечной организации без разделения на категории по профессиональной принадлежности сотрудников.
В соответствии с п.10 ч.1 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода 2011 - 2027 гг применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п.1 ч.1 ст.5 данного закона. В п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона N 212-ФЗ к плательщикам страховых взносов отнесены лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В ст.2 Федерального закона N 212-ФЗ дано определение плательщиков -организаций - "юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации".
Исходя из п.35 ч.1 ст.4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N61-ФЗ) аптечной организацией признается "организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющая розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения".
В силу п.10 ч.1 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В п.1 ст.7 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, "признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования".
Согласно п.3.4 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение 2012 - 2013 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 58 данного закона, применяются следующие тарифы страховых взносов в 2012 - 2013 годах: для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - в Пенсионный фонд РФ 20,0 %, в Фонд социального страхования РФ 0,0 %, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,0 %.
Следовательно, для возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением ООО "ФИЯ" фармацевтической деятельности, последнее должно обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Как видно из материалов дела, ООО "ФИЯ" является аптечной организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании соответствующей лицензии, и уплачивает единый налог на вмененный доход в порядке главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель при расчете размера страховых взносов применил тариф, установленный в вышеуказанной норме с учетом того, что он является фармацевтической организацией и плательщиком ЕНВД.
Таким образом, заявитель относится к категории плательщиков страховых взносов, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании п.10 ч.1 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно п.2 ч.1 ст.100 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что она определяет круг физических лиц, которые вправе заниматься фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.
Между тем работники аптеки самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность. По смыслу ч.1 ст.52 Федерального закона N 61-ФЗ такую деятельность осуществляет аптечная организация, а, следовательно, довод о том, что работники аптеки, имеющие право осуществлять фармацевтическую деятельность, должны иметь соответствующие сертификаты специалиста, неправомерен и не соответствует Федеральному закону N 61-ФЗ. Кроме того, согласно законодательному определению понятия фармацевтической деятельности, указанный вид деятельности включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, изготовлению лекарственных препаратов, в котором помимо фармацевтов-провизоров участвуют и иные работники организации.
Таким образом, довод ГУ-РО ФСС РФ по тРеспублике Татарстан о том, что аптечные организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, должны применять пониженные тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании ст.100 Федерального закона N 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, то есть имеют сертификат специалиста, ошибочен, основан на неверном толковании норм материального права.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что критерием, определяющим возможность применения пониженных тарифов страховых взносов, является вид осуществляемой деятельности и применение единого налога на вмененный доход. Вид деятельности определяется кодом ОКВЭД, присвоенным организации.
П.10 ч.1 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ содержит отсылочные нормы на положения Федерального закона N 61-ФЗ в части признания организаций аптечными, но не указывает на необходимость соответствия физического лица, трудоустроенного в аптечной организации, в пользу которого осуществляются выплаты и вознаграждения применительно к называемым учреждениям критериям: соответствующее образование и сертификат специалиста.
Отсылочные нормы на положения Федерального закона N 323-ФЗ п.10 ч.1 и ч.3.4 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ не содержат. В этой связи оснований для толкования понятия "производимых выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в связи с осуществлением фармацевтической деятельности" как только на лиц, имеющих соответствующее образование и сертификат специалиста, не имеется.
Учитывая, что положения п.10 ч.1 ст.58 Федерального закона N 212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы для страхователя, в данном случае - юридического лица, которым выступает аптечная организация, заявитель является плательщиком единого налога на вмененный доход и осуществляет фармацевтическую деятельность, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что общество правомерно применило пониженные тарифы страховых взносов к вознаграждениям, выплачиваемым всем работникам, участвующим в деятельности общества, облагаемой единым налогом на вмененный доход.
Доводы апелляционной жалобы о том, что применение пониженных тарифов страховых взносов возможно лишь в отношении физических лиц, получивших высшее или среднее фармацевтической образование в Российской Федерации и имеющих сертификат специалиста, необоснованны.
Как установлено материалами дела, заявитель является аптечной организацией и осуществляет фармацевтическую деятельность. При этом следует учитывать, что фармацевтическую деятельность осуществляет именно юридическое лицо, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста. Согласно вышеприведенным нормам законодательства фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами и отпуску, хранению, перевозке, в котором наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации. В связи с изложенным заявитель имел право на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу всех работников, занятых в фармацевтической деятельности.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2013 года по делу N А05-11379/2012.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГУ-РО ФСС РФ по тРеспублике Татарстан не доказало обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований, в том числе законность оспариваемых решений, вынесенных им.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 15 апреля 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ-РО ФСС РФ по тРеспублике Татарстан - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ГУ-РО ФСС РФ по тРеспублике Татарстан, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2013 года по делу N А65-544/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-544/2013
Истец: ООО "ФИЯ", г. Елабуга
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ГУ - филиал N13 Государственного управления региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан, г. Елабуга, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара