город Омск |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А46-30464/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2563/2013) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 14.02.2013 по делу N А46-30464/2012 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лайт" (ИНН 5501227805, ОГРН 1105543025763) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о признании незаконным распоряжения от 14.08.2012 N 1940-р,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Гега Н.В. по доверенности N 8 от 17.01.2013 сроком действия один год, личность установлена на основании удостоверения;
от общества с ограниченной ответственностью "Лайт" - Новоселов А.В. по доверенности б/н от 30.10.2012 сроком действия на три года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лайт" (далее по тексту - ООО "Лайт", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, ГУЗР по Омской области) о признании незаконным распоряжения от 14.08.2012 N 1940-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Лайт" в размещении объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения N 12 по улице Крупской в Кировском административном округе города Омска"; об обязании Главного управления по земельным ресурсам Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и вынести соответствующее распоряжение об утверждении ООО "Лайт" схемы места размещения объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения N 12 по улице Крупской в Кировском административном округе города Омска на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению общества от 26.03.2012.
Определением Арбитражного суда Омской области от 08.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
Решением от 14.02.2013 по делу N А46-30464/2012 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования ООО "Лайт"; признал незаконным распоряжение ГУЗР по Омской области от 14.08.2012 N 1940-р "Об отказе ООО "Лайт" в размещении объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения N 12 по ул. Крупской в Кировском административном округе города Омска". В порядке устранения нарушения прав ООО "Лайт" суд обязал ГУЗР по Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и вынести соответствующее распоряжение об утверждении ООО "Лайт" схемы размещения объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения N 12 по улице Крупской в Кировском административном округе города Омска на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению Общества от 26.03.2012. Этим же решением с ГУЗР по Омской области в пользу ООО "Лайт" взыскано 2 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на наличие градостроительного заключения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о градостроительных условиях использования земельного участка для размещения объекта капитального строительства N 633-ов от 22.05.2012, согласно которого размещение спорного объекта не соответствует таблице 1 статьи 42 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201; проекту планировки территории; пункту 2.3.43. Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п; пункту 3.4.6.7. Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п.
Податель жалобы полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что градостроительное заключение не является документом градостроительного планирования, на основании которого возможно принятие решения об отказе в размещении объекта, поскольку информация, содержащаяся в указанном документе, представляет собой совокупность исчерпывающих сведений градостроительного характера об испрашиваемом земельном участке, основанных на действующей в пределах территории определенного муниципального образования градостроительной документации.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "Лайт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска до начала судебного заседания поступило письменное ходатайство о замене ГУЗР Омской области на процессуального правопреемника - Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в судебном заседании поддержал данное ходатайства.
Представитель ООО "Лайт" не возражает против удовлетворения данного ходатайства.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленное ходатайство о процессуальном правопреемстве, заменил ГУЗР Омской области на Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска по следующим основаниям.
ООО "Лайт" заявлены требования о признании незаконным распоряжения в размещении объекта; об обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящимся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске, и вынести соответствующего распоряжения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
08.02.2006 принят Закон Омской области N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", в соответствии со статьёй 6 которого органы местного самоуправления вправе по отношению к расположенным на территории города Омска земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаться только теми из них, которые предоставляются для размещения временных объектов, для ведения дачного хозяйства и садоводства. Распоряжение всеми остальными участками осуществляет специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области - ГУЗР Омской области (пункт 6.1 статьи 5 данного закона).
Законом Омской области от 06.12.2012 N 1496-ОЗ "О внесении изменений в закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" определено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, осуществляют органы местного самоуправления, ГУЗР Омской области утратило данные полномочия.
Указанный закон вступил в силу с 11.02.2013.
07.02.2013 принят Указ Губернатора Омской области N 17 о ликвидации ГУЗР Омской области.
Согласно подпункту 9 пункта 19 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта, в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (в ред. от 27.02.2013 N111).
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны её правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При изложенных выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции на основании статьи 48 АПК РФ произвёл замену истца ГУЗР Омской области на его процессуального правопреемника - Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент).
В судебном заседании представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Лайт" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя и Департамента, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
26.03.2012 ООО "Лайт" обратилось в ГУЗР по Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта дошкольного образования на 50 мест (художественная школа).
Обращение ООО "Лайт" было направлено ГУЗР по Омской области в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
22.05.2012 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска выдано градостроительное заключение N 633-ов, на основании которого ГУЗР по Омской области издало распоряжение N 1940-р от 14.08.2012 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Лайт" в размещении объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения N 12 по ул. Крупской в Кировском административном округе города Омска".
В последующем ГУЗР по Омской области, по обращению ООО "Лайт", в адрес заявителя направлено письмо N 0402/11684 от 16.10.2012 в котором разъяснено, что основанием принятия распоряжения N 1940-р от 14.08.2012 послужило то обстоятельство, что размещение объекта дошкольного образования (художественная школа) на испрашиваемом земельном участке не соответствует Проекту планировки территории, расположенной в границах: ул. Лукашевича - ул. Волгоградская - ул. Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 10 сентября 2010 года N 805-п (земельный участок расположен во II жилом районе в зоне проектируемого размещения группы жилой застройки высокой этажности с объектом дошкольного образования на 50 мест), а также региональным нормативам градостроительного проектирования, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п.
Полагая, что распоряжение ГУЗР по Омской области от 14.08.2012 N 1940-р "Об отказе обществу в размещении объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения N 12 по ул. Крупской в Кировском административном округе города Омска" не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Лайт" обратилось в арбитражный суд с названными выше требованиями.
14.02.2013 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействия), решений, ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия решения, ненормативных правовых актов, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемых решений, ненормативных правовых актов, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решений, совершения действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемое решение, совершили действия (бездействие). При этом обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения действий (бездействия) возлагается на заявителя.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования ООО "Лайт" о признании незаконным распоряжения от 14.08.2012 N 1940-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Лайт" в размещении объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения N 12 по улице Крупской в Кировском административном округе города Омска"; об обязании Главного управления по земельным ресурсам Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и вынести соответствующее распоряжение об утверждении ООО "Лайт" схемы места размещения объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения N 12 по улице Крупской в Кировском административном округе города Омска на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению общества от 26.03.2012, подлежат удовлетворению только в том случае, если будет установлено несоответствие указанного решения, закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемое решение повлекло нарушение прав и законных интересов ООО "Лайт".
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95, пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 6.1 статьи 5 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Омска с 01.07.2006 осуществляет специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области - Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
В соответствии с подпунктами 2,3,7 пункта 19 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 в сфере земельных отношений департамент осуществляет следующие функции:
- обеспечивает проведение работ по формированию земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов;
- обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства (а в необходимых случаях и для установления их охранных или санитарно-защитных зон);
- разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства.
Следовательно, судом первой инстанции правильно установлено, что к субъектам, которые принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов относятся органы государственной власти или местного самоуправления в зависимости от того, к какому уровню собственности отнесены те или иные земли.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку из материалов дела следует и участвующими в деле лицами по существу не оспорено, что испрашиваемый ООО "Лайт" земельный участок для размещения объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения N 12 по ул. Крупской в Кировском административном округе города Омска находится в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, принятие решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на данном земельном участке должно осуществляться Главным управлением по земельным ресурсам Омской области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" основаниями для принятия специально уполномоченным органом решения об отказе в размещении объекта являются: иное целевое назначение земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории (подпункт 1); наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, в отношении другого лица (подпункт 2); наличие решения о предоставлении земельного участка в отношении другого лица (подпункт 3); иные основания в соответствии с федеральным законодательством (подпункт 4).
Является верным вывод суда первой инстанции о том, что перечень оснований для принятия специально уполномоченным органом или органом местного самоуправления решения об отказе в размещении объекта является открытым, а следовательно, ГУЗР Омской области при принятии решения в порядке пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации вправе применять иные нормативные правовые акты, регулирующие земельные правоотношения.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 14.08.2012 N 1940-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Лайт" в размещении объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения N 12 по ул. Крупской в Кировском административном округе города Омска" принято на основании градостроительного заключения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о градостроительных условиях использования земельного участка для размещения объекта капитального строительства N 633-ов от 22.05.2012. Согласно указанному заключению размещение объекта капитального строительства не соответствует:
- таблице 1 статьи 42 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, в перечне видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, объект с функциональным назначением "объект дошкольного образования" не является основным видом разрешенного использования для территориальной зоны объектов административно-делового и общественного назначения;
- проекту планировки территории, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе. Участок расположен во II жилом районе в зоне планируемого размещения группы жилой застройки высокой этажности с объектом дошкольного образования на 50 мест;
- пункту 2.3.43. Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п, размещение дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) следует размещать в микрорайонах на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, автостоянок;
- пункту 3.4.6.7. Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (раздел 7.1.10) размеры санитарно-защитных зон от источников теплоснабжения работающих на газовом топливе - 300 метров.
Определение правового режима земель, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, является одним из принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных органов и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из градостроительного заключения, земельный участок расположен в зоне объектов административно-делового и общественного назначения ОД1-268. Зона объектов административно-делового и общественного назначения включает в себя участки территорий города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общественного значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В перечне видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, объект с функциональным назначением "объект дошкольного образования" не является основным видом разрешенного использования для территориальной зоны объектов административно-делового и общественного назначения.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при определении вида разрешенного использования спорного земельного участка необходимо установить не только, в состав какой территориальной зоны входит спорный земельный участок, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования, но также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Так, рассматриваемый участок расположен во II жилом районе в зоне планируемого размещения группы жилой застройки высокой этажности с объектом дошкольного образования на 50 мест.
Следовательно, суд верно указал, что размещение на указанном земельном участке жилых домов, тем более предполагающее размещение объекта дошкольного образования, по своему функциональному назначению не препятствует размещению на указанном земельном участке объекта дошкольного образования (художественная школа) и будет в полном объеме соответствовать потребностям жильцов как существующих, так и планируемых к застройке домов.
Более того, в силу статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01.01.2012, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний.
Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
На основании чего, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Лайт" вправе изменить один вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования на территории города Омска, в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, в порядке предусмотренном Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области".
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п "О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска" основаниями для отказа в размещении объекта являются:
1) несоответствие размещения объекта региональным нормативам градостроительного проектирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории;
2) отрицательное заключение уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций;
3) наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица;
4) обременение земельного участка правами третьих лиц.
Решение об отказе в размещении объекта должно быть мотивированным, содержать основания отказа в размещении объекта и информацию о возможности и способах обжалования данного решения.
Статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документация по планировке территории, к которой относится и проект планировки территории, представленная уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации и подлежит опубликованию, которое обеспечивает глава местной администрации в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Проект планировки территории, в границах которой заявителем предполагается размещение объекта дошкольного образования (художественная школа), утвержден постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п.
Таким образом, орган местного самоуправления должен передать в уполномоченный орган на основании его обращения по вопросу выбора земельного участка для строительства, при условии существования возможности такого размещения с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, акт о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Градостроительное заключение не является документом градостроительного планирования, на основании которого возможно принятие решения об отказе в размещении объекта.
При принятии решения об отказе в размещении объекта по основанию несоответствия размещения объекта документации по планировке территории ГУЗР Омской области должно было руководствоваться непосредственно проектом планировки территории, утвержденным соответствующим нормативным правовым актом, а не градостроительном заключением.
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Основная часть проекта планировки включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Непосредственно границы застроенных и незастроенных земельных участков, в том числе в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, определяются при подготовке проектов межевания территорий (статья 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, испрашиваемый заявителем размещения объекта дошкольного образования (художественная школа) расположен в зоне планируемого размещения группы жилой застройки высокой этажности с объектом дошкольного образования на 50 мест.
Проект планировки подготовлен в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделение элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Более того, суд верно отметил, что указанным проектом планировки для зоны предусмотрены ограничения относительно увеличения плотности только жилой застройки, а не нежилых строений, которым, в том числе, является объект дошкольного образовании (художественная школа).
Суд апелляционной инстанции также считает несостоятельными доводы подателя жалобы о несоответствии размещения спорного объекта пунктам 2.3.43 и 3.4.6.7 Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п, в силу следующего.
В силу пункта 2.3.43 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п (ред. от 18.04.2013) "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области" дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) следует размещать в микрорайонах на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, автостоянок. По условиям аэрации участки ДОУ размещают в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, аэродинамической тени.
Пунктом 3.4.6.7. Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п (ред. от 18.04.2013) "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области" в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (раздел 7.1.10) установлены размеры санитарно-защитных зон от источников теплоснабжения.
Вместе с тем, в оспариваемом распоряжении от 14.08.2012 N 1940-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Лайт" в размещении объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения N 12 по улице Крупской в Кировском административном округе города Омска" ссылка на указанные нормативы отсутствовала.
Более того, податель жалобы не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие несоответствие размещения спорного объекта указанным выше нормативам.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, придя к выводу, что оспариваемое распоряжение от 14.08.2012 N 1940-р "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Лайт" в размещении объекта дошкольного образования (художественная школа) юго-восточнее строения N 12 по улице Крупской в Кировском административном округе города Омска" не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, нарушает права и законные интересы ООО "Лайт", обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Департаментом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как при ее подаче Департамент не уплачивал государственную пошлину.
Статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает освобождение государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 48,269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену Главного управления по земельным ресурсам Омской области (ОГРН 1065503057443; ИНН 5503101004; место нахождения: г. Омск, ул. Красногвардейская, 42) на его процессуального правопреемника - Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.02.2013 по делу N А46-30464/2012-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-30464/2012
Истец: ООО "Лайт"
Ответчик: Главное управление по земельным ресурсам Омской области
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2563/13
17.05.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2563/13
10.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2563/13
22.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2563/13
14.02.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-30464/12