г. Самара |
|
18 июня 2013 г. |
Дело N А55-33485/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Компания" - Попова А.С., по доверенности от 01.03.2013 года,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С., по доверенности от 29.04.2013 года N 77,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 апреля 2013 года по делу N А55-33485/2012, судья Стенина А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания", г. Самара, (ОГРН 1086317001891),
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий, выраженных в отказе в предоставлении в аренду земельного участка и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания" г. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит: признать действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженные в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома 101, площадью 98, 00 кв.м, под установку временного торгового павильона "Продукты" не предусматривающего наличие фундамента с дальнейшей эксплуатацией незаконными; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу, заключить с ООО "Компания" договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома 101, площадью 98, 00 кв.м, под установку временного торгового павильона "Продукты".
Решением суда первой инстанции от 01 апреля 2013 года требования общества с ограниченной ответственностью "Компания" удовлетворены.
Арбитражный суд признал незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженные в отказе о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома 101, площадью 98, 00 кв. м., под установку временного торгового павильона "Продукты" не предусматривающего наличие фундамента с дальнейшей эксплуатацией, и обязал Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу, заключить с ООО "Компания" договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома 101, площадью 98, 00 кв.м, под установку временного торгового павильона "Продукты".
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, отказать ООО "Компания" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Указывает, что согласно полученной в ответ информации из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N Д05-01-01/16239-3-1, испрашиваемый земельный участок имеет обременения по инженерным коммуникациям (ЛЭП).
На основании предоставленной Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара информации, министерством было принято решение об отказе в предоставлении в аренду ООО "Компания" испрашиваемого земельного участка, изложенное в письме от 28.08.2012 года N 12-1/3240/09.
В настоящее время сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0411009:525 исключены из государственного кадастра недвижимости, а, следовательно, спорный земельный участок не может являться объектом гражданских и земельных правоотношений в силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, со стороны министерства отсутствуют какие-либо нарушения норм действующего законодательства, а действия совершены в полном соответствии с требованиями Порядка.
Однако, судом первой инстанции указанные доводы министерства не были приняты во внимание при принятии оспариваемого судебного акта.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве (вх. от 07.06.2013 г.), приложив к отзыву кадастровый паспорт земельного участка (копию) от 02.04.2013 года N 63-00-102/13-150093. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела общество с ограниченной ответственностью "Компания" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области 09 сентября 2009 года с заявлением о предоставлении в. аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 101, под установку временного торгового павильона "Продукты", не предусматривающего наличие фундамента с дальнейшей эксплуатацией, площадью 98, 00 кв.м.
Письмом "Об отказе в предоставлении земельного участка" от 28 августа 2012 года N 12-1/3240/09 ответчик отказал заявителю в предоставлении в аренду земельного участка, мотивировав тем, что в ходе работы по заявлению N 12-1/3240/09 министерством была получена информация департамента строительства и архитектуры городского округа Самара Д05-01-01/16239-3-1 о том, что испрашиваемый земельный участок имеет обременения по инженерным коммуникациям (ЛЭП) л.д. 8-9.
ООО "Компания", не согласившись с действиями ответчика по отказу в предоставлении земельного участка в аренду и считая, что это нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
01 апреля 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела отказ заявителю в предоставлении в аренду земельного участка, мотивирован тем, что в ходе работы по заявлению N 12-1/3240/09 министерством была получена информация департамента строительства и архитектуры городского округа Самара Д05-01-01/16239-3-1 о том, что испрашиваемый земельный участок имеет обременения по инженерным коммуникациям (ЛЭП).
Министерство имущественных отношений Самарской области сослалось на пункты 9, 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", где предусматривается, что размещение торговых точек в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт запрещается.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области 09 сентября 2009 года с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома N 101, под установку временного торгового павильона "Продукты", не предусматривающего наличие фундамента с дальнейшей эксплуатацией, площадью 98, 00 кв. м.
На основании обращения Министерства имущественных отношений Самарской области 25 февраля 2010 года Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара было выдано распоряжение об утверждении расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, улица Белорусская у дома 101, для использования под установку временного торгового павильона "Продукты", не предусматривающего наличие фундамента, с дальнейшей эксплуатацией.
В соответствии с данным распоряжением об утверждении расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка.
Испрашиваемый земельный участок 12 марта 2010 года поставлен на государственный кадастровый учет недвижимости. Данному земельному участку присвоен кадастровый номер 63:01:0411009:525.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Правительством Самарской области принято Постановление от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 года N 198).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными в отношении геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости в статье 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (п.2.2.).
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, заявителем в обязательном порядке прилагаются только те документы и информация, необходимость представления которых является исключительно обязанностью заявителя в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку. При этом, заявитель вправе представить и иные необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка документы и информацию по собственной инициативе.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
При отсутствии оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, Министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Согласно пункту 2.12 Порядка Министерство в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя. Указанное решение подлежит публикации в газете "Волжская коммуна" и размещению на официальном сайте Правительства Самарской области (п.2.13).
Министерством имущественных отношений Самарской области 13 апреля 2010 года в газете "Волжская коммуна" (N 126) была дана публикация о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, у дома 101, площадью 98, 00 кв.м.
На данный земельный участок, кроме заявителя, было подано еще две заявки. Однако данные заявки были сняты с торгов по собственной инициативе.
Таким образом, ответчик в соответствии с действующим законодательством должен был предоставить заявителю вышеуказанный участок в аренду.
В предоставлении в аренду земельного участка заявителю было отказано, поскольку в ходе работы по заявлению N 12-1/3240/09 министерством была получена информация департамента строительства и архитектуры городского округа Самара Д05-01-01/16239-3-1 о том, что испрашиваемый земельный участок имеет обременения по инженерным коммуникациям (ЛЭП).
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил Министерству имущественных отношений Самарской области о наличии ограничений: Водопровод Д=150, теплотрасса, ЛЭП; объект расположен на расстоянии менее 20 м от окон жилых зданий, и сослался на пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, статью 6 Закона Самарской области от 04.03.2011 г. N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области", указав, что вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
Однако, получив указанную информацию, ответчик не принял во внимание, что ранее был утвержден проект границ земельного участка; он поставлен на кадастровый учет; проведены торги; отменен 11.03.2012 года Закон Самарской области N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области" от 04.09.2011 года; а также отсутствие нахождения на испрашиваемом земельном участке трассы ЛЭП-6 Кв, о чем имеется письмо ЗАО "Самарские городские электрические сети" (л.д. 43).
Таким образом, суд сделал обоснованные выводы о том, что оспариваемые действия ответчика об отказе в предоставлении земельного участка не соответствуют Постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", предусматривающих обязанность предоставления земельного участка в аренду под временным строением, заявление о предоставлении которого было подано Обществом 09 сентября 2009 года.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Компания".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 апреля 2013 года по делу N А55-33485/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33485/2012
Истец: ООО "Компания"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара