г. Чита |
|
19 июня 2013 г. |
Дело N А19-1444/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.06.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 19.06.2013.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Юдин С.И.,
судьи Клочкова Н.В., Скажутина Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловой Д.С.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Шелеховского лесничества на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09.04.2013 (судья Кириченко С.И.) по делу N А19-1444/2013 по иску Прокуратуры Иркутской области (664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5, ИНН 3808014899, ОГРН 1033801014532) в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Иркутской области (664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17, ИНН 3808214087, ОГРН 1103850013772) к: 1 - Шелеховскому лесничеству (666031, Иркутская область, г. Шелехов, пер. Лесной, 12, ИНН 3821015806, ОГРН 1083848000015), 2 - ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" (664022, г. Иркутск, ул. Лебедева-Кумача, 41, ИНН 3833001090, ОГРН 1023802649364) о признании договора недействительным, при участии в судебном заседании представителя истца Решетниковой Т.Д., помощника прокурора Карымского района Забайкальского края,
и установил:
Прокуратура Иркутской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании недействительным договора N 1 от 10.01.2012 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Шелеховского лесничества (далее - спорный договор), заключенного между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Шелеховскому лесничеству и областным государственным автономным учреждением "Южное лесопожарное объединение".
Решением от 09 апреля 2013 года арбитражный суд требования удовлетворил, признал спорный договор недействительным. Взыскал со второго ответчика в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.
Первый ответчик в апелляционной жалобе просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на необоснованность и ошибочность выводов суда первой инстанции. Полагает, что спорный договор заключен с соблюдением требований действующего законодательства, поскольку является смешанным и в данном случае проведение торгов законом прямо не предусмотрено.
Территориальное управление Росимущества в Иркутской области и Прокуратура Иркутской области в отзывах на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласились, просят решение оставить без изменения. От второго ответчика отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил. Представитель Прокуратуры поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу. Представители иных участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела его участники извещены надлежащим образом. Территориальное управление Росимущества в Иркутской области и Шелеховское лесничество заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что 10.01.2012 между ответчиками подписан договор N 1 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Шелеховского лесничества, согласно которому ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" (исполнитель) обязалось по поручению Шелеховского лесничества (заказчик) выполнить указанные работы, при этом заказчик в рамках договора осуществляет продажу исполнителю лесных насаждений для заготовки древесины. Содержание, объемы, стоимость, место выполнения, сроки и требования к выполнению и качеству работ определены в Техническом задании на выполнение работ (приложение N 1). Цена договора за счет средств бюджета Иркутской области (субвенций из федерального бюджета) составляет 32 219 руб., является фиксированной и не подлежит изменению в течение срока действия договора. Предельный объем заготовки ликвидной древесины по договору составляет 21 197 куб.м., срок исполнения работ - в соответствии с графиком выполнения (приложение N 2), с момента подписания договора до полного исполнения сторонами обязательств, но в любом случае не позднее 25.12.2012.
Заявляя требования, истец указал, что иск заявлен в интересах Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества в Иркутской области, спорный договор заключен ответчиками без проведения торгов в нарушение Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ФЗ "О защите конкуренции", статьи 19 Лесного кодекса РФ и Приказа Министерства экономического развития РФ N 270 от 05.07.2010 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров".
Принимая оспариваемый акт, суд первой инстанции исходил из того, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
Апелляционный суд полагает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального права, ссылка на которые в судебном акте приведена. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены решения, судом не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом надлежащей оценки суда первой инстанции и подлежат отклонению.
Порядок проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов регулируется статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, которой, в частности, установлено, что случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом. При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений. Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России N 270 от 05.07.2010 утверждены Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - заказчики) на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров). При этом в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ. Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" должны быть указаны положения, определяющие: а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений; б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из буквального содержания части 2 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации, Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров следует, что заготовка древесины неразрывно связана с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов, входит в состав данных работ, сведения об условиях продажи лесных насаждений для заготовки древесины включаются в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе. Само по себе требование о включении в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе сведений о размере платы за заготовку древесины, означает что такая плата должна учитываться при определении характеристик проводимого конкурса.
Следовательно, установив в спорном случае в одностороннем порядке и без проведения торгов стоимость работ по охране, защите, воспроизводству лесов без учета стоимости лесных насаждений, подлежащих продаже в ходе выполнения указанных работ, лесничество, тем самым, нарушило требования части 2 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации и Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, а также требования статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При толковании условий указанных правовых норм следует принимать во внимание требования части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку иное толкование фактически допускает без проведения торгов одновременное заключение договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений, что противоречит статьям 77, 119 Лесного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев изложенные в апелляционной жалобе доводы, апелляционный суд отклоняет их по приведенным мотивам и приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 апреля 2013 года по делу N А19-1444/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
С.И.Юдин |
Судьи |
Н.В.Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1444/2013
Истец: Прокуратура Иркутской области, Территориальное агенство Федерального агенства по управлению имуществом РФ по Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Ответчик: Областное государственное автономное учреждение "Южное лесопожарное объединение", Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Шелеховскому лесничеству
Третье лицо: Агентство лесного хозяйства Иркутской области