город Москва |
|
17 июня 2013 г. |
дело N А40-153191/12 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.06.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Лепихина Д.Е., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
помощником судьи Шимкус М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета государственного строительного надзора г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013
по делу N А40-153191/12, принятого судьей Андрияновой С.М. (130-1492)
по заявлению ООО "Комплексная учебно-спортивная база "Белокаменная" (107564, Москва, 1-й Белокаменный проезд, д. 7А)
к Комитету государственного строительного надзора г. Москвы (ОГРН 1067746784390, 121059, Москва, ул. Брянская, д. 9)
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя: |
Крылов И.Г., Климов М.С. - по доверенности от 01.11.2012; |
от ответчика: |
Беспалова А.В. - по доверенности N 92 от 04.06.2013; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013 признаны незаконными действия Комитета государственного строительного надзора г. Москвы, выразившиеся в отказе в принятии документов ООО "Комплексная учебно-спортивная база "Белокаменная" на выдачу (продление) разрешения на строительство и на Комитет государственного строительного надзора г. Москвы возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Комплексная учебно-спортивная база "Белокаменная" в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Комитет государственного строительного надзора г. Москвы не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержал свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что 29.10.2002 между ООО "Комплексная учебно-спортивная база "Белокаменная" и Московским земельным комитетом заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) N М-ОЗ-019038, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 770302020020, общей площадью 10.605 кв. м., имеющий адресные ориентиры: город Москва. 1-й Белокаменный проезд, дом 7А.
18.04.2007 Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы заявителю в отношении земельного участка выдан акт разрешенного использования земельного участка, регистрационный номер 3.1.22.003911.
В соответствии с актом на земельном участке разрешены работы по строительству спортивных сооружений - крытых кортов с пристройкой, а также административно-гостиничного корпуса.
15.04.2008 акт утвержден распоряжением Префекта Восточного административного округа г. Москвы N 419 В РП.
30.12.2009 в отношении проектной документации строительства объектов Государственным автономным учреждением г. Москвы "Московская государственная экспертиза" выдано положительное заключение государственной экспертизы регистрационный номер 77-1-4-1139-09.
25.10.2010 заявителю выдано разрешение на строительство N RU77113000-005602 сроком до 31.12.2010, в соответствии с которым обществу разрешено строительство объектов на земельном участке.
20.01.2011 срок действия разрешения на строительство был продлен до 01.04.2011.
В период действия разрешения на строительство заявителем на земельном участке велись строительные работы по созданию объектов. К сроку окончания действия настоящего документа строительство объектов в полном объеме не завершено: здание административно-гостиничного корпуса построено на 55 % (степень готовности), крытые корты с пристройкой на 70 % (степень готовности), данные факты подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 09.10.2011 серии 77-АН N 655041, свидетельством о государственной регистрации права от 29.02.2012 серии 77-АН N 655241, техническим паспортом на объект незавершенного строительства "Административно-гостиничный комплекс", техническим паспортом на объект незавершенного строительства "Крытые корты с пристройкой", выданные ФГУП "РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ - Федеральное БТИ" Московский городской филиал.
Проектной документацией "Проект организации строительства" предусмотрено, что срок строительства объектов составляет 11 месяцев.
При этом разрешение на строительство, с учетом продления выдано только на 5 месяцев.
При таких обстоятельствах, заявитель не имел возможности закончить строительство в сроки, предусмотренные разрешением на строительство.
28.09.2011 общество обратилось в Комитет с заявлением о его продлении разрешения на строительство, однако получен отказ.
11.10.2012 заявитель повторно обратился в адрес Комитета с заявлением о продлении разрешения на строительство.
11.102012 по результатам рассмотрения заявления, Комитетом отказано в его удовлетворении, по основаниям, изложенным в письме от 11.10.2012 N 09-3-1574/12 (0)-1.
Не согласившись с действиями Комитета, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у Комитета государственного строительного надзора г. Москвы отсутствовали правовые основания для повторной проверки проектной документации на предмет соответствия требованиям градостроительного законодательства при продлении разрешения на строительство.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
Из материалов дела следует, из оспариваемого письма от 11.10.2012 следует, что основанием для отказа явилось отсутствие в представленном пакете правоустанавливающего документа на земельный участок; градостроительного плана земельного участка; откорректированного проекта организации строительства с продленным сроком окончания строительства, согласованного и утвержденного в установленном порядке.
Вместе с тем, ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено обязанности застройщика при продлении разрешения на строительство представлять какие-либо документы, кроме заявления о продлении.
В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма градостроительного плана земельного участка утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840. Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка утверждена приказом Минрегиона России от 11.08.2006 N 93.
Законодательство в области градостроительства является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В городе Москве в период до 2008 включительно в указанной сфере деятельности правоотношения регулировались Законом г. Москвы от 03.03.2004 N 13 "Об основах градостроительства в г. Москве" (с изменениями на 05.07.2006, утратил силу на основании Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс г. Москвы").
В соответствии со ст. 42 Закона г. Москвы от 03.03.2004 N 13, акт разрешенного использования земельного участка - это документ, содержащий требования и ограничения использования земельного участка и расположенных на нем других объектов недвижимости, установленные на основании градостроительных регламентов, планов межевания территорий, градостроительных нормативов и Правил г. Москвы, сервитутов и других ограничений в соответствии с Федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.
Оформление акта разрешенного использования земельного участка обязательно, в том числе, в случае предполагаемого строительства, реконструкции градостроительного объекта.
Согласно п. 2 ст. 54 Закона г. Москвы от 03.03.2004 N 13, разрешение на строительство, реконструкцию градостроительного объекта выдается гражданам и юридическим лицам - застройщикам при наличии у них утвержденной проектной документации, имеющей положительное заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, и документов, удостоверяющих право на использование для строительства, реконструкции земельного участка, иного объекта недвижимости.
Порядок получения разрешений на строительство, оформления акта разрешения в г. Москве урегулирован Законом г. Москвы от 09.07.2003 N 50 "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в г. Москве" (с изменениями на 05.07.2006 утратил силу с 08.08.2008 на основании Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28).
Статьей 5 Закона г. Москвы N 50 от 09.07.03 установлено, что требования разрешенного использования участка территории градостроительного объекта устанавливаются в целях обеспечения соответствия планируемого строительства, реконструкции градостроительным требованиям, обеспечения при строительстве, реконструкции прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных и общественных интересов; требования разрешенного использования участка территории градостроительного объекта устанавливаются актом разрешенного использования участка территории градостроительного объекта, который оформляется органом архитектуры и градостроительства г. Москвы в соответствии с настоящим Законом. Форма и порядок подготовки актов, разрешенного использования участков территории градостроительных объектов, устанавливаются Правительством г. Москвы.
Форма акта утверждена постановлением Правительства г. Москвы от 28.09.2004 N 671-пп "Об обеспечении реализации закона г. Москвы от 09.07.2003 N 50 "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в г. Москве".
В соответствии со ст. 6 Закона г. Москвы N 50 от 09.07.2003 в состав акта входят ситуационный план размещения участка территории градостроительного объекта на территории квартала; план в масштабе 1:2000 или 1:500 участка территории градостроительного объекта с его границами и границами смежных с ним земельных участков, установленный вид функционального, строительного, ландшафтного назначения участка территории градостроительного объекта; установленный вид функционального назначения градостроительного объекта, допустимые параметры высоты, объема, площади застройки градостроительного объекта; и прочее.
Согласно ст. 18 Закона г. Москвы N 50 от 09.07.2003 для получения разрешения на строительство, реконструкцию застройщик (заказчик) должен представить в уполномоченный Правительством г. Москвы орган исполнительной власти города Москвы заявление установленной Правительством г. Москвы формы; документы, удостоверяющие право на использование земельного участка, иного объекта недвижимости; документ, подтверждающий выполнение условий договора (контракта) на строительство, реконструкцию, подлежащих выполнению до получения разрешения на строительство; утвержденную, зарегистрированную в установленном порядке проектную документацию, заключение органа государственной экспертизы проектной документации.
В соответствии со ст. 15 Закона г. Москвы N 50 от 09.07.2003 документами, удостоверяющими право застройщика (заказчика) на использование земельного участка, иного объекта недвижимости для строительства, реконструкции градостроительного объекта, являются - решение о строительстве, реконструкции; протокол результатов конкурса (в случае проведения конкурса на приобретение для строительства, реконструкции земельного участка, иного объекта недвижимости, являющегося собственностью г. Москвы); документы установленного законодательством вида, удостоверяющие право застройщика (заказчика) на земельный участок, иной объект недвижимости; договор (контракт) между застройщиком (заказчиком) и уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы.
18.04.2007 заявителем получен акт разрешенного использования земельного участка N А-3637/16 от 13.04.2007.
Решением о строительстве является распоряжение Правительства г. Москвы от 15.04.2008 N 419 В РП, которым и утвержден акт разрешенного использования земельного участка, которым определены все необходимые параметры строительства.
На момент получения заявителем в 2007 акта разрешенного использования земельного участка уполномоченные органы власти г. Москвы не выдавали ГПЗУ, и согласно Закону г. Москвы от 03.03.2004 N 13 ГПЗУ не требовалось для получения разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Факт выдачи Мосгосстройнадзором ООО Комплексно-учебная спортивная база "Белокаменная" разрешения N RU77113000-005602 от 25.10.2010 на выполнение строительства спортивные сооружения - крытые корты с пристройкой, административно-гостиничный корпус по адресу: г. Москва, ВАО, 1-й Белокаменный проезд, вл. 7А, свидетельствует о наличии надлежащим образом оформленной проектной документации и о соответствии данной проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка и согласно ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации данное соответствие является обязательным условием для выдачи разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для повторной проверки проектной документации на предмет соответствия требованиям градостроительного законодательства при продлении разрешения на строительство, является обоснованным.
В соответствии с ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, срок действия разрешения на строительство может быть продлен Федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Таким образом, орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения на строительство обязан проверить только факт начала строительства объекта.
Из представленных в материалы дела документов следует, что строительные работы начаты и выполняются.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, как несостоятельные, выводы суда первой инстанции основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013 по делу N А40-153191/12 (с учетом определения Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2013 об исправлении опечатки) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153191/2012
Истец: ООО "Комплексная учебно-строительная база "Белокаменная", ООО Комплексная учебно-спортивная база Белокаменная
Ответчик: Комитет государственного строительного надзора г. Москвы, Комитет государственного строительного надзора города Москвы