город Ростов-на-Дону |
|
21 июня 2013 г. |
дело N А32-20880/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей Т.Г. Гуденицы, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Л.В. Михалицыной
при участии:
от ООО "НоворосСервисТранзит": Богданова В.Л. доверенность в материалах дела
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2013 по делу N А32-20880/2012 об оспаривании решения налогового органа по заявлению ООО "НоворосСервисТранзит" к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску принятое в составе судьи Федькина Л.О.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НоворосСервисТранзит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Новороссийску (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 54141 от 14.02.2012, решения об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, N 1703 от 14.02.2012.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2013 по делу N А32-20880/2012 признано недействительным решение ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края N 54141 от 14.02.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Признано недействительным решение ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края N 1703 от 14.02.2012 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Не согласившись с решением суда от 26.03.2013 по делу N А32-20880/2012 ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и отказать обществу в удовлетворении требований.
Мотивируя апелляционную жалобу, налоговый орган указал, что обществом неправомерно применена ставка 0% по НДС по операциям по реализации услуг в сумме 1352730 рублей, оказанным контрагенту ЗАО "Группа Джей эф Си" на основании договора транспортной экспедиции; услуги, оказываемые заявителем, не входят в исчерпывающий перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых в рамках международных перевозок, приведенный в абз.5 пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ. Общество не принимало непосредственного участия в организации международной перевозки.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2013 по делу N А32-20880/2012 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску не явился, о месте и времени проведения судебного разбирательства, извещен.
Представитель ООО "НоворосСервисТранзит" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка уточненной декларации по НДС за 2 квартал 2011, регистрационный N 27467894, показатели которой идентичны показателям первоначальной декларации, исправления внесены в код операции.
По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт N 41074 от 16.01.2012 и вынесены решения N 54141 и N 1703 от 14.02.2012.
Решением N 54141 от 14.02.2012 заинтересованное лицо привлекло заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения по причине не принятия "нулевой" (далее по тексту - 0%) ставки НДС на стоимость экспедиционных услуг, оказанных заявителем контрагенту ЗАО "Группа Джей эф Си" на основании договора N10-10/2010 от 26.10.2010 и приложения N 3 и 3А к договору от 01.01.2011 и на сумму оказанных во 2 квартале 2011 услуг в размере 1 352 730 рублей и доначислило НДС по ставке 18% за минусом суммы налогового вычета, что составило: 238 704 рубля (1478 896 х 18% - 4787, где 4787 руб. - сумма, заявленная к вычету по декларации), а также доначислило штраф по ст. 122 НК РФ в сумме 47740 руб. 80 коп. и пени в сумме 11539 руб. 35 коп.
Решением N 1703 от 14.02.2012 заинтересованным лицом отказано в возмещении НДС полностью в сумме 4 787 рублей, заявленной в декларации за 2 квартал 2011 к возмещению из бюджета.
Основанием для доначисления НДС послужил вывод налогового органа о том, что заявителем необоснованно применена налоговая ставка 0 % по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации транспортно - экспедиционных услуг (далее по тексту ТЭУ), оказанных на основании договора транспортно-экспедиционного обслуживания N 10-10/2010 от 26.10.2010 и приложения N 3 и 3А к договору от 01.01.2011 на сумму оказанных во 2 квартале 2011 услуг в размере 1 352 730 рублей контрагенту ЗАО "Группа Джей эф Си", который является непосредственным покупателем товара (зеленых свежих бананов) по контракту N Eroup-Ecu 02/11 у поставщика PACIFIC FRESH FRUIT S.A.PACIFICFRUIT, город GUAYQUIL или Сантьяго де), Республики Эквадор (ECUADOR). В рамках этой международной перевозки товара заявителем оказаны транспортно - экспедиционные услуги.
Оказание экспедиционных услуг контрагенту осуществлялось заявителем согласно Приложениям N 3 от 01.01.2011 (расшифровка к Приложению N 3) к договору N 10-10/2010 от 26.10.2010 по ставке 2 522 руб. за обработку одного рефрижераторного контейнера. В указанную ставку включены следующие услуги: получение грузовых документов у представителей контейнерной линии, отслеживание прибытия контейнера в порт, получение разрешительных документов, комплектация пакета документов, необходимых для таможенного оформления, организация и проведение предварительного осмотра, таможенного и пограничного досмотров, карантинного и других специализированных досмотров, отбор проб и образцов, составление всех необходимых актов, получение карантинных сертификатов, пломбирование контейнера. Согласно Приложению N 3-А от 01.01.2011 стоимость сопровождения оформления одной ГТД определена в размере 10 000 руб.
Заявителем на указанные решения налогового органа подана апелляционная жалоба в УФНС России по Краснодарскому краю, по результатам рассмотрения которой решением УФНС по Краснодарскому краю N 20-12-356 от 10.04.2012, утверждено решение ИФНС России по г. Новороссийску N 54141 от 14.02.2012, оставлено без изменения решение ИФНС России по г. Новороссийску N 1703 от 14.02.2012, апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа N 54141 от 14.02.2012, N 1703 от 14.02.2012, считая их незаконными и необоснованными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества, исходя из следующего.
Суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения проверил соблюдение налоговой инспекцией требований, установленных статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации и не установил процессуальных нарушений принятия оспариваемых решений. Решение суда первой инстанции в этой части соответствует установленным по делу обстоятельствам и статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии со ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой.
В соответствии со ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг): длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями пункта 13 статьи 167 настоящего Кодекса; которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса; которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта.
Как следует из содержания статей 167-169 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. N 7), склад временного хранения является помещением, которое специально выделено и обустроено для хранения под таможенным контролем товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также прилегающая к ним территория, которая используется для хранения, разгрузки и погрузки транспортных средств. До тех пор пока груз не расторможен он считается импортным грузом, находящимся на Складе временного хранения.
В соответствии со ст. 17 Кодекса торгового мореплавания РФ, п.1 ст.94 Конвекции от 10.12.1982 ООН по морскому праву территория иностранного судна является территорией иностранного государства, под флагом которого оно ходит.
Таким образом, не состоятельны доводы инспекции о том, что местом оказания услуг является Российская Федерация.
С 01.01.2011 существенным условием для применения налогоплательщиками нулевой ставки по НДС в отношении ТЭУ является оказание услуг на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой товара.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что выполненные обществом работы осуществлены им в рамках международной перевозкой товара, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, заявитель обрабатывал еще затаможенный (импортный груз), находящийся в зоне таможенного контроля (на СВХ, на борту судна), так как услуги по получению разрешительных документов, организации и проведению предварительных осмотров, таможенного и пограничного досмотров, карантинного и других специализированных досмотров, отбор проб оказываются в период нахождения груза на борту (груз не выгружают с судна до проведения всех досмотров и проверки груза на предмет наличия вредителей и прочих опасных составляющих).
То есть экспедиционные услуги являются неотъемлемой частью и непосредственно связаны с перевозкой груза на судне из иностранного порта страны Эквадор (как указано в ГТД страны отправителя) в порт Новороссийска, не относятся к последующему этапу перевозки уже растаможенного груза (из порта в Новороссийске в пункт назначения на территории РФ).
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
Из анализа положений подп. 2.1 п.1 ст.164 НК РФ следует, что применение нулевой ставки напрямую зависит от выполнения следующих условий:
1) оказание услуг в рамках договора транспортной экспедиции;
2) включение услуг в перечень, приведенный в п.1 ст.164 НК РФ;
3) оказание услуг при организации международной перевозки. (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Буквальное толкование нормы, содержащейся в абз. 5 п.п. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, позволяет суду сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки, т.е. налогоплательщик-экспедитор в данном случае не обязан сам организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
В силу прямого указания в подпункте 2.1 пункта 1 "под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации".
Положения вышеуказанного подпункта распространяются также на услуги "по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок" и на ТЭУ, "оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки". При этом в целях указанного подпункта к ТЭУ относятся "участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора".
Суд первой инстанции обоснованно не принял доводы инспекции о том, что основным характеризующим признаком договора транспортной экспедиции является выполнение (организация выполнения) экспедитором обязанностей, связанных именно с перевозкой грузов, а не связанных с выполнением формальностей, обеспечивающих получение груза в порту прибытия. Поскольку осуществление непосредственно самой перевозки груза является правом, а не обязанностью экспедитора, в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не указано, что экспедитор должен выступать организатором перевозки.
Суд правомерно установил, что все требуемые условия, указанные для применения нулевой ставки по НДС согласно подп. 2.1 п. 1 ст.164 НК РФ заявителем выполнены в полном объеме.
Так, отношения между заявителем (экспедитор) и компанией ЗАО "Группа Джей эф Си" (Клиент) по Договору транспортной экспедиции N 10-10/2010 от 26.10.2010 г., и Приложениями N 3 и 3А от 01.01.2011 г. регулируются ст.801 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности". Согласно п.4 указанных Правил "транспортно-экспедиционные услуги" - услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут, быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Пункт 1 статьи 801 ГК РФ содержит открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующем признаком этих услуг является их взаимосвязь с перевозкой. Второй абзац названного пункта содержит некоторые примеры обязанностей, которые могут составить предмет договора транспортной экспедиции. К ним относятся: организация перевозки совместно с консультированием клиента о наиболее приемлемом виде транспорта и маршруте или без такового консультирования; заключение договора перевозки экспедитором от своего имени или от имени клиента; обеспечение отправки, получения груза получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
С учетом того, что перечень услуг является открытым, а соответствующие нормы - диспозитивными, предметом договора транспортной экспедиции могут быть и иные услуги, связанные с перевозкой.
В п. 1 ст. 805 ГК РФ, указано, что если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
В Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. N 554 (далее по тексту - Правила), используются термины "договор транспортной экспедиции", "транспортно-экспедиционная деятельность" и "транспортно-экспедиционные услуги". Представляется, что первые два термина используются в тех же значениях, которые придаются им главой 41 ГК РФ и Законом, соответственно. Термин "транспортно-экспедиционные услуги" определен как "услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза", что соответствует определениям первых двух названных выше терминов. Из пункта 4 Правил следует, что оказание транспортно-экспедиционных услуг является предметом договора транспортной экспедиции.
Из совокупного толкования главы 41 ГК РФ, Закона и Правил следует, что они регулируют одни и те же отношения, которые могут обозначаться терминами "транспортно-экспедиционные услуги" (в значении конкретных услуг) или "транспортно-экспедиционная деятельность" (в значении процесса оказания услуг) и которые в соответствии с системой отдельных видов обязательств, предусмотренной второй частью ГК РФ, опосредуются договором транспортной экспедиции.
Кроме этого, в п. 2 ст. 801 ГК РФ законодатель разделил понятия "Экспедитор" и "Перевозчик", указав, что правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком. Кроме того, в ГК РФ выделен отдельный раздел посвященный перевозке (глава 40 ГК) и установлен специальный вид договоров - договоры об организации перевозок (ст.798 ГК) где по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Таким образом, предмет договора транспортной экспедиции и предмет договора организации перевозок не совпадают, и как следует из анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что договор транспортной экспедиции может, но не должен в обязательном порядке включать условие об организации экспедитором непосредственно процесса перевозки груза, т.е. предусматривать обязательство экспедитора от имени клиента или от своего имени заключать договор перевозки, а может предусматривать выполнение только отдельных экспедиторских услуг, связанных с перевозкой.
Из анализа взаимосвязи абз.5 пп.2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и п.1 ст.801 ГК следует вывод о том, что:
- в пункте 1 статьи 164 НК РФ законодатель установил для налогообложения НДС по ставке 0% закрытый перечень работ (услуг) в отношении товаров, ограниченный только необходимостью наличия непосредственной связи таких работ (услуг) с перемещением указанных товаров через таможенную границу Российской Федерации;
- в отношении ТЭУ - налогоплательщик вправе применить ставку 0% при оказании таких услуг, если они: оказываются на основании договора транспортной экспедиции и связаны с международной перевозкой товаров, по поводу которых оказывается услуга экспедитором;
- если бы законодатель имел в виду иное, то в статье 164 НК РФ имелось указание на ТЭУ по организации международной перевозки, а в пункте 3.1 ст. 165 НК РФ среди подлежащих предоставлению в налоговый орган документов был бы упомянут договор, заключенный экспедитором "от своего имени или от имени клиентов, на перевозку товара между двумя пунктами, один из которых находится за пределами территории Российской Федерации".
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что для подтверждения правомерности применения налогоплательщиками-экспедиторами нулевой ставки по НДС существенным условием для применения этими же налогоплательщиками нулевой ставки по НДС в отношении ТЭУ является оказание их на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой товара.
Следовательно, ошибочным является вывод налогового органа о правомерности ставки 0% только лишь при наличии условия о непосредственном участии налогоплательщика в организации международной перевозки (наличие договора перевозки); указанный вывод противоречит положениям действующего законодательства.
Из материалов дела установлено, что все перечисленные в приложениях N 3 и 3А к договору N10-10/2010 от 26.10.2010 услуги соответствуют перечню услуг, предусмотренных ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", и входят в следующие группы услуг:
- услуги по оформлению документов (п.3.1.2 ГОСТа);
- информационные услуги (п.3.1.5 ГОСТа);
- услуги по таможенному оформлению грузов (п.3.1.9 ГОСТа);
- прочие транспортно-экспедиторские услуги (п.3.1.10 ГОСТа).
Оказываемые обществом услуги также поименованы в приведенном в подп. 2.1 п.1 ст. 164 НК РФ перечне транспортно-экспедиционных услуг, в отношении которых применяется ставка 0 %.
Следовательно, оказываемые заявителем услуги являются транспортно-экспедиционными услугами и соответствуют классификации услуг, приведенной в ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", и перечню экспедиторских услуг, облагаемых НДС по ставке 0%, приведенному в п.2.1 п.1 ст.164 НК РФ.
Из указанного следует вывод, что налогоплательщик вправе претендовать на применение налоговой ставки 0 % по НДС в рамках подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ фактически и не оказывая всех услуг из перечисленных в абз.5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при условии оказания их в отношении товаров на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой таких товаров.
Данный вывод подтверждается письмами Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20.01.2011 N 03-07-08/16, от 17.02.2011 N 03-07-08/54, от 18.04.2011 N 03-07-08/114, от 13.05.2011 N 03-07-08/148, от 25.07.2011 N 03-07-08/240, от 29.07.2011 N 03-07-08/244.
Не состоятельным является довод налогового органа о том, что отслеживание движения груза за пределами территории РФ является только обязанностью Клиента и не входит в обязанности заявителя - экспедитора, поскольку указанное противоречит содержанию п.1 Приложения N 3 от 01.01.2011 (с расшифровкой оказанных услуг) к договору N10-10/2010 от 26.10.2010, которым определен перечень оказываемых заявителем услуг, оплачиваемых по согласованной сторонами ставке, включающий "отслеживание прибытия контейнера в порт", начало от процедуры начинается с отхода судна от иностранного порта, что следует из фактически оказанных услуг.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы налогового органа о том, что заявитель не оказывает комплекс экспедиторских услуг, сопровождающий единый процесс движения груза, услуги по получению грузовых документов, организация и проведение предварительного осмотра, таможенного и пограничного досмотров, карантинного и других специализированных досмотров, отбор проб и образцов не соответствуют услугам перечню ст. 164 НК РФ с учетом разъяснений, изложенных в определении от 25.06.2012 N ВАС-4665/12.
Из содержания указанных разъяснений следует, что согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Следовательно, договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг.
Содержание фактических услуг составляют, например, проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке, упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, погрузка и выгрузка груза, организация доставки груза на станцию или в порт либо со станции получателю.
Наряду с указанным, экспедитор также выполняет действия следующего характера: согласование с перевозчиком условий перевозки, заключение договоров перевозки от своего имени или от имени клиента, организация перевалки груза на другие виды транспорта, оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика, прохождение таможенных процедур, участие в составлении коммерческих актов и другое.
Из материалов дела установлено, что процесс обработки импортного груза на основании Приложения N 3 к договору и расшифровки Приложения N 3, включает в себя комплекс экспедиторских услуг, сопровождающий единый процесс движения груза от отправителя (за пределами РФ) к получателю (в пределах РФ), на основании Доверенности Клиента и состоит из следующего процесса:
- контроль (отслеживание) за бортом судна с грузом клиента после отправления с иностранного порта в порту г. Новороссийска путем соответствующих запросов в порт в MSC(контейнерные линии), в том числе получение грузовых документов, коносамента, ГТД где в графе "страна отправления" значится - Эквадор, разрешительных документов, в том числе импортный фитосанитарный сертификат, которые отсылает Продавец, в адрес службы контейнерной линии непосредственно уже на имя заявителя (экспедитора);
- комплектацию пакета документов необходимого для проведения таможенного оформления в Новороссийской таможне, для чего подает заявки в ФГУ "Краснодарская межобластная лаборатория", Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Новороссийский ФКП, Новороссийскую таможню (вскрытие контейнера),
- получает документ учета в контейнерных линиях и осуществляет пломбирование контейнера и оформление акта таможенного наблюдения с указанием номеров снятых и навешанных пломб.
- организовывает, отбор проб и образцов, составление всех необходимых актов, получение карантинных сертификатов в ФГБУ "Краевая МВЛ" Новороссийский отдел. Передает полученные документы (заключения) в ФГУ "Краснодарскую межобластную ветеринарную лабораторию" Новороссийский отдел для получения копии коносамента и фитосанитарного сертификата с отметкой "Выпуск разрешен".
При совокупности указанных обстоятельств общество подтвердило факт оказания всего спектра перечисленных услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию документами, имеющимися в материалах дела, а именно:
- международными контрактами на поставку товара N GROUP-EU 06/10, от 27.12.2010, N GROUP-EU 01/11 от 10.01.2011, N GROUP-EU 02/11 от 07.02.2011, N GROUP-EU 03/11 от 07.02.2011, N GROUP-EU 05/10 от 18.11.2010, BON-ECU 01/11 от 15.04.2011, в рамках которых оказывались ТЭУ, заключенными между Клиентом (Покупателем товара) и Продавцом;
- договором N 10-10/2010 на транспортно-экспедиционное обслуживание от 26.10.2010, приложениями и расшифровками к нему;
- доверенностью от 01.11.2010, оформленной Клиентом на заявителя (экспедитора), согласно которой Экспедитору дано право представлять интересы Клиента при таможенном оформлении импортного груза, приходящего в адрес Клиента;
- актами оказанных услуг и счетами-фактурами N 18/1 и N 18/2 от 01.04.2011 г., на обработку 70 контейнеров: ГТД N 10317090/310311/0002945 с приложениями; Коносаменты MSCUEC 293601, MSCUEC 291555, MSCUEC 291522, MSCUEC 291548, MSCUEC 291530; Акт таможенного наблюдения от 29.03.2011; Отчетами о принятии товаров на склад временного хранения.
- актами оказанных услуг и счетами-фактурами N 19 и N 20 от 15.04.2011 г., на обработку 67 контейнера: ГТД N 10317090/130411/0003365 с приложениями, ГТД N 10317090/130411/0003364 с приложениями, ГТД N 10317090/130411/0003363 с приложениями, Коносаментами MSCUEC 293601, MSCUEC 293890, MSCUEC 293643, MSCUEC 293650, MSCUEC 293668, MSCUEC 293916; Актами таможенного наблюдения от 11.04.2011 г. и 12.04.2011; Заключениями об установлении фитосанитарного состояния подкарантийной продукции N 6594/39К, от 11.04.2011 г. N 6595/39К от 11.04.2011; Актом отбора проб и образцов от 12.04.2011; Отчетами о принятии товаров на СВХ;
-актами оказанных услуг и Счет фактурами N 21 и 22 от 21.04.2011 г. на обработку 110 контейнеров: ГТД N 10317090/200411/0003593 с приложениями; ГТД N 10317090/190411/0003546 с приложениями; ГТД N 10317090/190411/0003547 с приложениями; Коносаменты MSCUEC 295267, MSCUEC 295259, MSCUEC 295234, MSCUEC 295192, MSCUEC 300901, MSCUEC 291720, MSCUEC 293833, MSCUEC 293841, MSCUEC 291738; Акт таможенного наблюдения от 17.04.2011; Акт отбора проб и образцов от 17.04.2011; Заключениями об установлении фитосанитарного состояния подкарантийной продукции N 7025/39К, от 17.04.2011 г. N 7025/39К от 17.04.2011; Отчетами о принятии товаров на СВХ;
- Актами оказанных услуг и Счет фактурами N 23 и 24 от 05.05.2011 г., на обработку 54 контейнеров: ГТД N 10317090/040511/0004118 с приложением; ГТД N 10317090/040511/0004116 с приложением; ГТД N 10317090/030511/0004044 с приложениями; Коносаментами MSCUEC 297479, MSCUEC 297453, MSCUEC 297412, MSCUEC 297487, MSCUEC 298600, MSCUEC 297065; Актом таможенного наблюдения от 03.05.2011 г.; Заключениями об установлении фитосанитарного состояния подкарантийной продукции N 8082/39К, от 03.05.2011 г. N 8083/39К от 03.05.2011 г.; Отчетами о принятии товаров на СВХ;
- Счетами-фактурами N 25 и26 от 11.05.2011 г. на обработку 61 контейнера ГТД N 10717090/100511/0004217 с приложениями; ГТД N 10717090/100511/0004216 с приложениями; Коносаменты MSCUEC 310843, MSCUEC 300471, MSCUEC 300216, MSCUEC 300109, MSCUEC 300224; Актом таможенного наблюдения от 06.05.2011; Отчетами о принятии товаров на СВХ;
- актами оказанных услуг и счетами-фактурами N 27 и 28 от 23.05.2011 г., на обработку 58 контейнеров: ГТД N 10317090/240511/0004772 с приложениями; ГТД N 10317090/230511/0004739 с приложениями; Коносаментами MSCUEC 307088, MSCUEC 304200, MSCUEC 307138, MSCUEC 304192, MSCUEC 307179; Актом таможенного наблюдения от 22.05.2011 г.; Заключением об установлении фитосанитарного состояния подкарантийной продукции N 9158/39К от 22.05.2011 г.; Отчетами о принятии товаров на СВХ.
- актами оказанных услуг и счетами-фактурами N 29 и 30 от 29.06.2011 г., на обработку 45 контейнеров; ГТД N 10317090/280611/0006621 с приложениями; ГТД N 10317090/280611/0006620 с приложениями; Коносаментами MSCUEC 322178, MSCUEC 322483, MSCUEC 322228; Актом таможенного наблюдения от 28.06.2011 г.; Заключением об установлении фитосанитарного состояния подкарантийной продукции N 11263/39К от 26.06.2011 г. N 11264/39К от 26.06.2011 г., N 11325/39К от 28.06.2011; Отчетами о принятии товаров на СВХ.
На основании совокупности указанных документальных обстоятельств, исходя из ее существа и содержания, суд приходит к выводу о том, что для выполнения требования об оказании услуг при организации международной перевозки необходимо, чтобы оказываемые услуги были связаны с перевозкой груза, при которой либо пункт отправки, либо пункт назначения находится за пределами РФ.
При этом следует отметить, что НК РФ не требует, чтобы организацией такой перевозки занимался непосредственно экспедитор.
Таким образом, по смыслу ст.164 НК РФ для применения "0" ставки по НДС экспедитор должен оказывать экспедиторские услуги, связанные с международной перевозкой, в том числе при организации этой перевозки иными лицами (например, получателем или отправителем груза).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 54141 от 14.02.2012, об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, N 1703 от 14.02.2012 являются незаконными, не соответствующими названным нормам НК РФ, определяющим право на применение ставки 0 % при международной перевозке грузов.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2013 по делу N А32-20880/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20880/2012
Истец: ООО "НоворосСервисТранзит"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску
Третье лицо: ИФНС РФ по г. Новороссийску
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20880/12