Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 сентября 2007 г. N 10424/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю (ул. Светланская, 69, г. Владивосток, 690091) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 07.11.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 08.02.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-6522/2006-22-183 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.07.2007 по тому же делу по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к администрации Яковлевского района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Минфину России в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 101882 рублей 19 копеек расходов, связанных с предоставлением в период с октября по ноябрь 2004 гражданам льгот по оплате электроэнергии, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд установил: решением суда первой инстанции от 07.11.2006, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены: с Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 101882 рубля 19 копеек расходов. В иске к остальным ответчикам отказано. Свое решение суд мотивировал тем, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выделялись не в полном объеме.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение судом норм материального права. Минфин России полагает, что выполнил свои обязательства в полном объеме. По мнению заявителя, истцом документально не доказан факт понесения убытков в спорный период и право на льготу у лиц в соответствии с действующим законодательством.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено.
Как следует из представленных материалов, истец в 2004 году предоставлял 50-процентные скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим на это право, во исполнение договора от 05.01.2004 N 02-23/6, заключенного с администрацией Яковлевского муниципального района, и на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.
Источником финансирования названных льгот является федеральный бюджет.
Выделенных из федерального бюджета денежных средств на реализацию льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", оказалось недостаточно для компенсации предоставленных льгот. Доказательств нецелевого использования указанных денежных средств не представлено.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили субъект Российской Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а последний, в свою очередь, не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Яковлевского района, суды правомерно на основании статей 126, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Довод Минфина России о выполнении им своих обязательств в полном объеме подлежит отклонению. Право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Ссылка Минфина России на то, что он не может отвечать по обязательствам, поскольку не является стороной договора о возмещении расходов, связанных с предоставлением инвалидам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, подлежит отклонению, так как обязанность государственных органов компенсировать указанные расходы возникает в силу закона.
Довод заявителя о неправомерном включении НДС в сумму расходов не может быть принят во внимание, поскольку истцом обоснованно заявлены требования о компенсации 50-процентной неполученной стоимости предоставленных льготной категории граждан жилищно-коммунальных услуг, исходя из фактических цен их реализации.
При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А51-6522/2006-22-183 Арбитражного суда Приморского края для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 07.11.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 08.02.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.07.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 сентября 2007 г. N 10424/07
Текст определения официально опубликован не был