г. Санкт-Петербург |
|
26 июня 2013 г. |
Дело N А56-76506/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Фокиной Е.А., Шульги Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Винокуровой Е.А. по доверенности от 06.11.2012;
от ответчика (должника): Волынского Н.Г. по доверенности от 09.01.2013 N 05/00054;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10625/2013) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2013 по делу N А56-76506/2012 (судья Соколова С.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Морена"
к Выборгской таможне
о признании незаконными решений
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Морена" (ОГРН 1122722002765; место нахождения: г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 204, корпус 1, пом. 20, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Выборгской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 17.10.2012 по корректировке таможенной стоимости товаров по декларациям на товары N N 10206080/151012/0012052, 10206080/151012/0012065 и обязании возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 864 790 руб. 53 коп.
Решением суда от 10.04.2013 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Выборгская таможня, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение от 10.04.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель жалобы считает правомерным принятое таможней решение по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных обществом по ДТ N N 10206080/151012/0012052, 10206080/151012/0012065. В обоснование правомерности принятого решения о корректировке таможенной стоимости, таможенный орган ссылается на то, что заявленные обществом сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости, не подтверждены в нарушение требований пункта 4 статьи 65 ТК ТС. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что общество (декларант) самостоятельно заполнило декларацию таможенной стоимости ДТС-2, в соответствии с которой таможенная стоимость была определена декларантом по резервному методу на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами, и письмом от 17.10.2012 ООО "Морена" выразило согласие на корректировку таможенной стоимости товаров на основании имеющейся в таможенном органе информации и отказалось от предоставления запрошенных таможней дополнительных документов. Также податель жалобы полагает, что требование заявителя об обязании таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи не подлежит рассмотрению в суде, так как обществом не соблюден досудебный порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
В судебном заседании представитель Выборгской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ООО "Морена" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Морена" на основании контракта от 23.04.2012 N А/1212, заключенного с компанией "Aeolus Tyre Co.,Ltd.", Хенан, Китай, ввезло на таможенную территорию таможенного союза и представило к таможенному оформлению декларации в электронном виде (далее - ДТ) N 10206080/151012/0012052, 10206080/151012/0012065 на товары: "шины (покрышки) пневматические резиновые новые для грузовых а/м". Таможенная стоимость товаров определена обществом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара декларант представил комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, предусмотренный статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, в том числе копию контракта от 23.04.2012 N А/1212 с приложениями, копию сертификата соответствия N С-СN.НХ30.В.00863 ТР 1450618 со сроком действия с 21.08.2012 по 21.08.2013, копии коносаментов, инвойсов и др.
16.10.2012 таможенным органом приняты решения о проведении дополнительной проверки (л.д. 81-82, 103-104), в которых со ссылкой на статью 69 Таможенного кодекса Таможенного союза указано на то, что в ходе проверки ДТ выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, а именно: выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров. В решениях о проведении дополнительной проверки также было указано на необходимость представления обществом в срок до 14.12.2012 дополнительных документов, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, в том числе: прайс-листа производителя товаров, прайс-листа продавцов идентичных/однородных товаров того же класса и вида; банковских платежных документов по оплате поставленных товаров по данной или предыдущей поставке; экспортной декларации страны отправления с переводом, а также иных документов, которые декларант сочтет нужным представить в подтверждение стоимости товара.
Для выпуска товаров обществу предложено в срок до 25.10.2012 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин в размере 552 143 руб. 42 коп. (по ДТ N 10206080/151012/0012052) и 430 846 руб. 69 коп. (по ДТ N 10206080/151012/0012065).
В целях ускорения процесса выпуска товара общество скорректировало заявленную таможенную стоимость исходя из величины таможенной стоимости, определенной таможней в решениях от 16.10.2012, оформив ДТС-2 и КТС-2. В соответствии с произведенной корректировкой общество дополнительно уплатило 864 790 руб. 53 коп. таможенных платежей (факт уплаты таможенным органом не оспаривается).
Таможенным органом 17.10.2012 (то есть до окончания установленного в решении о проведении дополнительной проверки срока для предоставления дополнительных документов) вынесены решения о корректировке таможенной стоимости товара, оформленного обществом по ДТ N N 10206080/151012/0012052, 10206080/151012/0012065. В результате корректировки в сторону увеличения таможенной стоимости и таможенных платежей по форме КТС-1 и КТС-2 Обществом дополнительно уплачены таможенные платежи в сумме 864 790 руб. 53 коп. Таможенная стоимость товара определена таможенным органом в соответствии со статьей 10 Соглашения от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" с использованием ценовой информации, имеющейся в электронных базах данных таможенного органа.
Не согласившись с решением таможни о корректировке таможенной стоимости, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены решения суда в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании пункта 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 ТК ТС.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение от 25.01.2008), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 настоящего Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 4 Соглашения).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (пункт 2 данной статьи).
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и пункту 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В силу пункта 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом. В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Как установлено судом первой инстанции, общество для подтверждения заявленной в ДТ N N 10206080/151012/0012052, 10206080/151012/0012065 таможенной стоимости товаров представило таможенному органу документы, предусмотренные статьей 183 ТК ТС, в том числе: копию контракта, приложение к контракту, копии коносаментов, инвойсы и иные документы, предусмотренные действующим таможенным законодательством, необходимые для осуществления таможенных процедур. Суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные обществом документы, установил, что они не имеют противоречий и подтверждают заявленную обществом таможенную стоимость (по стоимости сделки).
Таможенным органом не доказано, что сведения, содержащиеся в представленных обществом при таможенном оформлении документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки. Невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Ссылки таможни на непредставление обществом дополнительно запрошенных документов и (или) объяснений относительно невозможности их представления, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Непредставление либо неполное представление в таможню дополнительных документов не может служить единственным основанием для корректировки таможенной стоимости вывозимого товара, а отсутствие у декларанта каких-либо документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются иными документами. При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, по запросу таможенного органа в рамках проведения контроля таможенной стоимости товаров по ДТ N 10206080/151012/0012065 обществом были представлены автодорожная накладная (CMR) 1647/12/КЕ от 12.10.2012; автодорожная накладная (СМR) 1652/12/КЕ от 12.10.2012; инвойс 12-2119-11В/1 от 12.07.2012; инвойс 12-2119-11В/8 от 12.07.2012; сертификат соответствия; книжка МДП 71854923; книжка МДП 71661882; по ДТ N 10206080/151012/0012052 обществом были представлены автодорожная накладная (CMR) 1640/12/КЕ от 12.10.2012; автодорожная накладная (СМR) 1642/12/КЕ от 12.10.2012; инвойс 12-2119-8 от 10.08.2012; инвойс 12-2119-12А/1 от 16.08.2012.
Апелляционный суд, оценив доводы таможни о несоответствии наименования продавца ввезенного обществом товара, указанного в графе 44 спорной ДТ и инвойсах (Aeolus Tire Co., LTD) и в контракте от 23.04.2012 N А/1212 (Aeolus Tyre Co., LTD), полагает, что различие в наименовании продавца (иностранного контрагента) в одной букве Tire и Tyre в данном случае не свидетельствует о недостоверности представленных обществом сведений в обоснование заявленной таможенной стоимости; использование в наименовании контрагента заявителя - китайского юридического лица (при его указании на английском языке) "TIRE" и "ТYRE" (оба слова имеют на английском языке значение "шина") подтверждается, в частности, информацией с сайта:www.aeolustyre.come.
При этом, как усматривается из материалов дела, при проведении контроля таможенной стоимости претензий к конкретным документам, представленным обществом, у таможни не возникло (обратное таможенным органом не доказано): в решениях о проведении дополнительной проверки от 16.10.2012 не указано на выявленные таможней несоответствия либо противоречия в представленных обществом документах, которые препятствовали применению метода определения таможенной стоимости ввезенного товара по стоимости сделки, не указано также на непредставление обществом каких-либо поименованных в описи к декларации на товары документов.
Таким образом, таможенный орган не представил доказательств наличия оснований, препятствующих применению заявленного обществом метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки, также не доказана обоснованность применения шестого (резервного) метода определения таможенной стоимости товара (статья 10 Соглашения от 25.01.2008); не представлены доказательства, что использованная таможней при корректировке таможенной стоимости ценовая информация (из базы данных таможенных деклараций) была сопоставлена с конкретными условиями осуществляемых обществом сделок. Таможенным органом также не доказано, что используемая им информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного обществом, то есть не доказана обоснованность использования указанной ценовой информации при корректировке таможенной стоимости по спорным декларациям.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, таможенный орган в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ не представил доказательства правомерности произведенной им корректировки таможенной стоимости по ДТ N N 10206080/151012/0012052, 10206080/151012/0012065.
Факт самостоятельной корректировки обществом таможенной стоимости ввозимого товара не препятствует декларанту в реализации права на оспаривание решения таможни о корректировке таможенной стоимости и права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно (аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 13328/12).
Поскольку таможенным органом не доказана правомерность корректировки таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N N 10206080/151012/0012052, 10206080/151012/0012065, следовательно, дополнительно уплаченные обществом в результате корректировки таможенной стоимости таможенные платежи в размере 864 790 руб. 53 коп. являются излишне уплаченными.
Доводы подателя жалобы о несоблюдении обществом досудебного порядка возврата излишне уплаченных таможенных платежей отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Частью 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Как усматривается из материалов дела, обществом соблюдены предусмотренные статьей 147 Закона N 311-ФЗ условия возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Общество обратилось в Выборгскую таможню с заявлениями от 11.12.2012 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10206080/151012/0012052, 10206080/151012/0012065 (л.д. 4, 5). Факт уплаты обществом таможенных платежей в размере 864 790 руб. 53 коп. подтверждается материалами дела и Выборгской таможней не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными решения Выборгской таможни от 17.10.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларациям на товары N N 10206080/151012/0012052, 10206080/151012/0012065 и обязал таможенный орган возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 864 790 руб. 53 коп.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, оснований для отмены решения суда от 10.04.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы Выборгской таможни не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2013 по делу N А56-76506/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-76506/2012
Истец: ООО "Морена"
Ответчик: Выборгская таможня