г. Москва |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А40-133438/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.Р. Валиев, Е.Б. Расторгуева
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Казаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 марта 2013 года
по делу N А40-133438/2012, принятое судьей Е.А. Ким,
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
(ОГРН 1037724007276, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 26)
к Департаменту имущества города Москвы
(ОГРН 1027700149410, 117218, г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2/1)
Третьи лица: Росимущество, Управление Росреестра по Москве
о признании права государственной собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России"
при участии в судебном заседании:
от истца: Голубятников Е.А. (по доверенности от 27.02.2013)
в судебное заседание не явились представители:
от ответчика: извещен
от третьих лиц: извещены
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании права государственной собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на нежилое помещение общей площадью 704, 6 кв.м. (этаж 1, пом. I, комн. 1, 1а, 2-12, 13-32, 32а, 33-38-40), находящееся по адресу: г. Москва, Осенний бульвар, д. 11.
Решением суда первой инстанции от 27.03.2013 исковые требования ФГУП "Почта России" были удовлетворены.
При этом суд исходил из того, что право собственности города Москвы на спорное имущество зарегистрировано неправомерно.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент имущества города Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в исковых требованиях ФГУП "Почта России" отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что Департамент имущества города Москвы является ненадлежащим ответчиком по требованию о признании права хозяйственного ведения; что материалами дела не подтверждают факт владения спорным недвижимым имуществом на момент разграничения собственности в Российской Федерации, что спорный объект имущества никогда не выбывал из ведения исполнительных органов власти.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в заседании не направили.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие ответчика и третьих лиц, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, право собственности на помещения площадью 704, 6 кв.м., находящееся по адресу: г. Москва, Осенний бульвар, д. 11, зарегистрировано за городом Москвой. Основанием для регистрации права собственности города Москвы на указанное помещение послужило Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991"О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность", (далее - Постановление N 3020-1 от 27.12.1991).
На момент законодательного разграничения государственной собственности в 1991, спорное имущество в числе прочего было отнесено как имущественный комплекс предприятия связи к федеральной собственности на основании пункта 6 раздела IV приложения 1 к Постановлению N 3020-1 от 27.12.1991.
Постановление N 3020-1 от 27.12.1991 не предусматривало автоматического приобретения права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты, указанные в приложении к данному постановлению.
Пункт 2 в корреспонденции с пунктом 5 Постановления N 3020-1 от 27.12.1991 устанавливает, что объекты подлежат передаче в муниципальную собственность с документальным оформлением данной передачи.
Таким образом, собственностью города Москвы спорное имущество могло стать только после соблюдения процедуры передачи, предусмотренной Распоряжением Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992.
Поскольку спорное имущество являлось исключительно федеральной собственностью, оно не было и не могло быть передано в муниципальную собственность, так как запрещалось включение в перечни объектов муниципальной собственности, объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности (пункт 2 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992).
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право собственности, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Факт непрерывного владения истцом спорным имуществом с 1977 года используемым для размещения отделения почтовой связи N 609 (ОПС N 609) подтверждается выпиской из реестра федерального имущества N 3767/1 от 27.12.2010; кадастровым паспортом помещения от 15.04.2011; распоряжением от 29.03.1985 N 175р Исполкома Мосгорсовета; разрешением N 05861 Управления гос. Архитектурно-строительного контроля Москвы; экспликацией БТИ по состоянию на 27.05.1986; приказом истца от 03.06.2005.
Имущество государственного федерального предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и является федеральным имуществом (пункт 2 статьи 113 ГК РФ, статья 24 федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи").
Пунктом 8 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные предприятия обладают государственным имуществом на праве хозяйственного собственника.
Спорное имущество было передано в 1977 году узлу связи "Москва-5" для размещения ОПС N 609.
В январе 1992 года на базе межрайонных почтамтов, в том числе почтамта "Москва-5", было создано предприятие связи "Московский почтамт", в 1994 году это предприятие было переименовано в ФГУП "Управление федеральной почтовой связи города Москвы "Московский почтамт", а в 2005 в результате преобразования названное предприятие вошло как филиал во ФГУП "Почта России" и последнее является правопреемником ранее существовавших организаций почтовой связи в городе Москве.
ФГУП "Почта России", являясь правопреемником предприятия связи, созданного до 08.12.1994, обладает правом хозяйственного ведения на спорное имущество, находящееся во владении и пользовании предприятия связи на момент разграничения государственной собственности, и в последующем, и вплоть до настоящего времени.
Право хозяйственного ведения предприятия связи, возникшее на основании пункта 1 статьи 24 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" N 443-1 от 24.12.1990, было вновь подтверждено с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, право хозяйственного ведения предприятия связи на спорный объект, также как и право собственности Российской Федерации, возникли до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в силу пункта 1 статьи 6 вышеуказанного закона признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация производится по желанию правообладателей.
Порядок передачи имущества из государственной собственности в собственность города Москвы, иных субъектов и муниципальную собственность был установлен Распоряжением Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992.
В соответствии с указанным порядком спорное имущество передано в собственность города Москвы не было.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что спорное имущество являлось исключительно федеральной собственностью, оно не было и не могло быть передано в муниципальную собственность, так как запрещалось включение в перечни объектов муниципальной собственности, объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности (п. 2 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992).
Таким образом, право собственности города Москвы на спорное помещения зарегистрировано неправомерно.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Спорное имущество, как федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием в целом как имущественный комплекс было учтено и внесено в реестр федеральной собственности федерального имущества, о чем выдано Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, реестровый N 07700581 от 08.06.2000 (Распоряжение Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992, Постановление Правительства Российской Федерации N 696 от 03.07.1998).
Спорное имущество необходимо предприятию связи для осуществления своей уставной деятельности.
Факт незаконно произведенной государственной регистрации права собственности за лицом, не являющегося собственником, нарушает права и законные интересы предприятия связи, как лица в законном владении и пользовании которого находится спорное имущество.
Так как права истца незаконной государственной регистрацией нарушены, он вправе обратиться за их защитой в силу ст. 12 ГК РФ, ст. 4 АПК РФ.
В силу статьи 305 ГК РФ обращаться с требованиями о защите нарушенных прав может как сам собственник, так и лицо, которому имущество принадлежит на ином праве хозяйственного ведения.
Абзацем пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
На основании пункта 4 статьи 216 ГК РФ, право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 ГК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Департамент имущества города Москвы является ненадлежащим ответчиком по требованию о признании права хозяйственного ведения, отклоняется апелляционным судом, поскольку собственником и учредителем истца является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ответчик не обладает полномочиями по передаче истцу государственного имущества в хозяйственное ведение.
Признание за городом Москвой права собственности на данное имущество нарушает право хозяйственного ведения истца на данное имущество, предъявление же иска о признании права федеральной собственности на это имущество имеет целью восстановление нарушенного вещного права государственного предприятия.
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству в связи с чем, отмене не подлежит.
Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальную замену Департамента имущества города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 марта 2013 года по делу N А40-133438/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-133438/2012
Истец: ФГУП "Почта России"
Ответчик: Департамент имущества г Москвы, Департамент имущества города Москвы
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, Федеральная Служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом