г. Самара |
|
26 июня 2013 г. |
Дело N А55-2118/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Материк" - Неделина Л.М., по доверенности от 26.03.2013 года,
от Министерства строительства Самарской области - Сидоренко С.В., по доверенности от 09.04.2013 года N 3-49/66,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2013 года по делу N А55-2118/2013, судья Стенина А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Материк", г. Самара, (ОГРН 1046300579808),
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа власти,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Материк", г. Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным решения Министерства строительства Самарской области от 07.11.2012 года N 3/7686, выразившееся в отказе в формировании и предоставлении в аренду без проведения аукциона земельных участков, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Братьев Коростелевых, дом 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, б2, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88 без проведения аукциона; об обязании Министерства строительства Самарской области устранить допущенные нарушения путем проведения процедуры формирования земельных участков, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Братьев Коростелевых, д.120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, б2, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88 без проведения аукциона и предоставить ООО "Материку" в аренду для строительства без проведения аукциона.
Решением суда первой инстанции от 18 апреля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Арбитражный суд признал незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 07.11.2012 года N 3/7686 об отказе в формировании и предоставлении в аренду без проведения аукциона земельных участков, расположенных по ул. Братьев Коростелевых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, 62, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88, и обязал Министерство строительства Самарской области, по вступлении решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения путем проведения процедуры формирования земельных участков, расположенных по ул. Братьев Коростелевых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, б2, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88 без проведения аукциона; обязал Министерство строительства Самарской области предоставить ООО "Материк" в аренду для строительства без проведения аукциона земельные участки, расположенные по ул. Братьев Коростелевых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, б2, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований ООО "Материк" в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Отмечает, что, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указание министерством на истечение срока действия постановления Главы города Самара от 30.09.2005 года N 2666 от 30.09.2008 года, в связи с чем, земельный участок не может быть предоставлен без аукциона, не соответствуют действующему законодательству.
ООО "Материк" обращалось в министерство с заявлением о формировании и последующем предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по вышеуказанному адресу, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88.
При обращении в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения аукциона, заявитель руководствовался постановлением Главы города Самары от 30.09.2005 года N 2666.
Указанным постановлением был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства, проект границ земельного участка, предварительно согласовано место размещения второй очереди жилого дома, центрального теплового пункта, трансформаторной подстанции и подземных автомобильных стоянок, земельный участок, площадью 9170, 390 кв.м. был предоставлен ООО Предприятие "ДИССА" в аренду для строительства.
Постановлением Главы городского округа Самара от 08.08.2007 года N 562 утвержден проект границ земельного участка, площадью 8133, 2 кв.м.
В границы земельного участка, в отношении которого постановлением Главы городского округа Самара от 08.08.2007 года N 562 утвержден проект границ, испрашиваемые ООО "Материк" земельные участки не вошли.
Земельный участок, площадью 8133, 2 кв.м., предоставлен ООО "Предприятие "ДИССА" для строительства приказом министерства от 03.03.2008 года N 75-п. На основании данного приказа между министерством и ООО "Предприятие "ДИССА" заключен договор аренды земельного участка от 02.04.2008 года N 215. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Впоследствии ООО "Предприятие "ДИССА" было реорганизовано путем присоединения к ООО "Материк".
Податель жалобы считает, что у заявителя отсутствуют правовые основания для получения земельного участка в аренду, поскольку на момент обращения общества в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, предусмотренный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, трехлетний срок действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта строительства истек и в установленном порядке не продлевался.
Считает, что отсутствует вина министерства в том, что общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду по истечении срока действия постановления о предварительном согласовании месте размещения объекта.
Учитывая, что срок действия решения о предварительном согласовании местa размещения объекта в соответствии с постановлением от 30.09.2005 года N 2666 истек 30.09.2008 года, данный распорядительный акт не мог явиться основанием для предоставления земельного участка в аренду.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 17 июня 2013 года до 15 час 15 мин 24 июня 2013 года.
Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". После перерыва судебное заседание было продолжено 24 июня 2013 года в 15 час. 15 мин.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела общество с ограниченной ответственностью "Материк" 10.10.2012 года обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о формировании и последующем предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Братьев Коростелевых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, б2, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе города Самара, под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88 без проведения аукциона (л.д. 98-99).
Министерство строительства Самарской области 07.11.2012 года письмом N 3/7686 отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков без проведения аукциона (л.д. 100-102).
Отказ заявителю в формировании и предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков, мотивирован ссылкой на пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ, а именно на то, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, в соответствии с Постановлением Главы города Самары от 30.09.2005 года N 2666 истек 30.09.2008 года, в связи с чем предоставление ООО "Материк" испрашиваемых земельных участков без проведения аукциона в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса РФ не представляется возможным.
Заявитель, не согласившись с вынесенным отказом, посчитав, что нарушаются его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
18 апреля 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
ООО "Материк" осуществляет строительные работы по комплексной реконструкции жилой застройки квартала с размещением гаражей в границах улиц Красноармейской, Ленинской, Рабочей и Братьев Коростелевых в Ленинском районе г. Самары.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, в границах улиц Красноармейской, Ленинской, Рабочей и Братьев Коростелевых в Ленинском районе, и на котором осуществляется строительство, находится согласно Градостроительному плану земельного участка, утвержденному Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, в зоне Ж-4 (зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей).
Основной разрешенный вид использования данного земельного участка - строительство многоквартирных домов 2-9 этажей в пределах исторической части города.
Проектно-сметная документация по указанной Комплексной реконструкции жилой застройки была разработана в строгом соответствии с требованиями Градостроительного кодекса 16.07.2007 года по проектной документации, утвержденным ГУП "Центр государственной вневедомственной экспертизы".
Строительство ведется в соответствии с прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документацией и на основании выданных в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ разрешений на строительство N RU 63301000-100 от 14.11.2007 года, N RU 63301000-220 от 25.12.2008 года, N RU 63301000-037 от 14.05.2009 года и N RU 63301000-052 от 15.06.2011 года (л.д. 39-41, 44).
Как следует из материалов дела заявитель построил и ввел в эксплуатацию: первую очередь строительства (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 63301000-005э от 31.01.2008 года ( л.д. 42), 14 секцию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 63301000-028э от 02.06.2011 года (л.д. 43); ведется строительство 4, 5, 6, 7, 8 секций комплексной застройки, согласно разрешения на строительство. Все площади реализованы на этапе строительства по договорам долевого участия.
Заявитель в соответствии с Постановлением Главы города Самара от 12.02.2001 года N 139, Постановлением Главы города Самара от 30.09.2005 года N 2666 и Постановлением Главы городского округа N 562 от 08.08.2007 года при осуществлении функции заказчика-застройщика обеспечил освобождение территории строительства: переселил граждан из жилых домов и произвел снос жилых домов и хозяйственных построек, расположенных на территории строительства, и указанных в приложениях к указанным Постановлениям жилых домов, планируемых к сносу при производстве строительных работ по реконструкции жилой застройки квартала, за счет собственных средств и в соответствии с действующим законодательством.
Согласно материалам дела заявителем были расселены полностью и снесены следующие жилые дома: по улице Рабочая: N N 41, 43, 45, 47, 49, 51, 53; по улице Братьев Коростелевых: 120, 122, 124; 2. расселены частично следующие жилые дома: по улице Братьев Коростелевых: 114, 116, 118 (л.д. 27-36, 38).
Суд обоснованно посчитал несостоятельным отказ заявителю в формировании и предоставлении в аренду земельных участков, со ссылкой на пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ, а именно на то, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, в соответствии с Постановлением Главы города Самары от 30.09.2005 года N 2666 истек 30.09.2008 года, в связи с чем, предоставление заявителю испрашиваемых земельных участков без проведения аукциона в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса РФ не представляется возможным.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.
Согласно статье 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с ведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места метения объекта, либо без предварительного согласования места размещении объекта. В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 года "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
С 01 июля 2006 года редакция Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" изменена и, внесенными изменениями установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено иное, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 полномочия по распоряжению земельными участками для целей строительства, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара возложены на Министерство строительства Самарской области.
В соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005 года.
Отношения по предоставлению земельного участка возникли с момента первоначального обращения заявителя с соответствующим заявлением в 2005 году.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства.
В соответствии с Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области при наличии у заинтересованного лица документов, свидетельствующих о том, что процедуры предоставления земельного участка начаты, но не завершены в срок до 01.07.2006 года, данное лицо в зависимости от конкретной стадии предоставления земельного участка обращается в министерство с заявлением, соответственно, о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка либо о заключении договора купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельным участком.
30 сентября 2005 года Главой города Самары подписано Постановление N 2666 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения второй очереди жилого дома, центрального теплового пункта, трансформаторных подстанций и подземных автомобильных стоянок, предоставлении обществу с ограниченней ответственностью "ДИССА" в аренду земельного участка, расположенного в границах улиц Братьев Коростелевых, Рабочей, Красноармейской, Ленинской в Ленинском районе города Самары.
В соответствии с указанным постановлением, утвержден акт о выборе земельного участка площадью 11899, 30 кв.м. (Зона Ж-4), согласовано место размещения второй очереди жилого дома, центрального теплового пункта, трансформаторных подстанций и подземных автомобильных стоянок.
Пунктами 4 и 5 указанного постановления утвержден проект границ земельного участка площадью 9171, 90 кв.м., данный земельный участок предоставлен в аренду на три года.
Постановлением Главы городского округа Самара от 08.08.2007 года N 562 утвержден новый проект границ земельного участка площадью 8133 кв.м. для строительства второй очереди жилого дома, центрального теплового пункта, трансформаторных подстанций и подземных автомобильных стоянок.
Между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО "Дисса" был заключен Договор аренды земельного участка от 02.04.2008 года N 215 (л.д. 45-49) и зарегистрирован 28.05.2008 года.
В связи с тем, что органами местного самоуправления не были выполнены обязательства по освобождению земельного участка и отселению граждан перед предоставлением земельного участка для строительства, то из этой площади были исключены земельные участки, находящиеся под жилыми домами по ул. Братьев Коростелевых, дом 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, б2, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе города Самара.
В соответствии с решением единственного участника ООО "Материк" и ООО "Предприятие "ДИССА", ООО "Предприятие "ДИССА" реорганизовано путем присоединения к ООО "Материк". ООО "Материк" является правопреемником указанного юридического лица.
Заявителем за счет собственных средств было произведено переселение граждан из жилых домов и произведен снос жилых домов и хозяйственных построек, расположенных на территории строительства, а поскольку освободившийся земельный участок находится в границах земельного участка, по которому был утвержден 30.09.2005 года Постановлением главы администрации города Самары акт о выборе земельного участка площадью 11899, 3 кв.м., расположенный в пределах территории зоны многоэтажной застройки 5-16 этажей (зона Ж-4) и согласовано место размещения второй очереди жилого дома, центрального теплового пункта, трансформаторных подстанций и подземных автомобильных стоянок, заявитель обратился к ответчику с заявлением о формировании и последующим предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по ул. Братьев Коростелевых, д. 120, литеры А, А1, а, Б, Б1, б, б2, В, В1, Г, Г1, г, Д и д в Ленинском районе города Самара под строительство третьей очереди жилой застройки квартала N 88 без проведения аукциона.
Таким образом, необоснованны доводы подателя жалобы о том, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выраженного в постановлении Главы города Самара от 30.09.2005 года N 2666 истек 30.09.2008 года, поскольку решение о выборе и предварительном согласовании было принято до 01.10.2005 года, то есть 30.09.2005 года. Указание ответчика в отказе на то, что земельные участки не могут быть предоставлены без проведения аукциона не соответствует действующему законодательству.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ ответчика нарушает действующее законодательство, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Материк".
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2013 года по делу N А55-2118/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.